ЕСТЬ ЛИ БУДУЩЕЕ У ВУЛЬГАРНОГО МАТЕРИАЛИЗМА?
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматривается вопрос: «Есть ли будущее у вульгарного материализма?». Показывается, как он проявлен в современной науке, в общем, и в современной философии, в частности. Иллюстрируется его влияние на различные виды механистического материализма в XXI в. Выделяются основные причины его широкого влияния на них: распространенность из-за наличия капиталистических общественных отношений, из-за его методологической простоты и правдоподобия, и кажущейся научности, а также из-за его заметной ограниченности в силу редукционизма по проблеме сознания. Даются перспективы применения вульгарного материализма в будущем. Делается вывод о грядущем вульгарного материализма.

Ключевые слова:
сознание, вульгарный материализм, Пьер Кабанис, Карл Фогт, Якоб Молешотт, Людвиг Бюхнер, Фридрих Энгельс, «научный» материализм, элиминативный материализм
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Вульгарный материализм в философии XXI в. используется как актуальное направление мысли [1, 2]. Но, несмотря на это, оно редко рассматривается в истории западной философии и в отечественной истории мысли.  Эта статья призвана заполнить этот пробел в отечественной и западной истории философий.

В данной статье поставлена следующая цель – определить есть ли будущее у  вульгарного материализма в современной западной философии, в частности, и в науке, в общем?

            Актуальность текущей статьи содержится в двух аспектах: 1) сильное влияние  вульгарного материализма в разных видах и формах на различные науки и философские направления; 2) до сих пор неразрешенная проблема сознания (вульгарный материализм как один из вариантов ее решения).

            Новизна настоящей статьи состоит в следующем: 1) выявление значения вульгарного материализма для западной философии и науки XXI в.; 2) конкретное влияние рассматриваемого философского течения на другие современные философии и науку в современности.

            В своем первоначальном виде это течение было описано одним из родоночальников марксизма Фридрихом Энгельсом. Он ввел в философский обиход термин «вульгарный материализм». Ф. Энгельс назвал так философию материализма, которой были присущи метафизика и механицизм в эпоху, когда уже сложились исторические условия для их преодоления [3]. В истории философии течение вульгарного материализма занимает место в качестве одной из форм механистического материализма – исторически близкой к более совершенной форме материализма – диалектической. Однако это связано не только с этим, но и с подробностью разработки самой философской системы вульгарного материализма, которая была наиболее усовершенствованной формой механистического материализма.

            Как известно, характернейшей чертой для вульгарных материалистов было их особенное разумение сознания [4]. Они понимали сознание упрощенным образом, не воспринимали его социального характера, редуцировали его к биологическому, непосредственно к физиологическим процессам, осуществляющимся в головном мозге homo sapiens sapiens (в отличие от диалектического  материализма, который полностью учитывает социальную природу сознания).

            Множество различных наук, связанных с изучением мозга человека (семейство нейронаук), разнообразные иные науки (физиология, кибернетика [5] и др.), а, кроме того, современные течения материалистического направления в философии аналогичным образом разумеют сознание, как его в свое время определяли вульгарные материалисты.

            В  западной философии 2020-х годов подобное восприятие сознания продолжает воспроизводиться с малыми различиями в разнообразных видах материализма – так называемом «научном» материализме и элиминативном материализме (элиминативизме). Оба эти течения, несмотря на их различия, понимают природу сознания схожим образом – как нечто, имеющее биологическую природу, отказывая при этом ему в социальной составляющей (как это знакомо людям из опыта, сознание человека формируется только в социуме, в дикой природе человек является Маугли).

            «Научный материализм» – одно из течений современной немарксистской философии. Представители «Н.м.» ограничивают свои изыскания в основном психофизической проблемой, подходя к ней в значительной мере в рамках терминологии естественно-научного материализма, прибегая подчас к неореалистическим и позитивистским формулировкам [6, с. 358-359].

            Элиминативный материализм – материалистическая позиция в философии сознания, согласно которой обыденное понимание сознания является ложным и некоторые ментальные состояния, в которые верят люди, не существуют. Ряд элиминативистов считает, что для некоторых концепций, таких как вера или желание, не будет найдено нейробиологического базиса, поскольку они недостаточно точно определены. Они, в свою очередь, считают, что психологические концепции поведения и опыта должны оцениваться по тому, насколько хорошо они редуцируются до биологического уровня [7, 8].

            Причин, по которым вульгарный материализм повлиял на представленные выше виды материализма, несколько (и настолько популярен в качестве предшественника их): а) капиталистические общественные отношения; b) методологическая простота по сравнению с диалектическим материализмом; c) правдоподобие; d) кажущаяся научность; e) редукция до биологического уровня. Эти причины основные, есть еще иные – второстепенные (но опустим их в этой статье, ибо не они не служат напрямую цели, поставленной в ней).

            Перспективы применения вульгарного материализма в будущем выглядят сильными по причине капитализма,  установившегося практически во всем мире. Весь потенциал вульгарного материализма еще не был показан как в нейронауках (нейробиология, нейрофизиология и др.), так и в других науках (физиология, кибернетика и др.), а также в философии («научный» и элиминативный материализм). При этом, должны появиться еще новые направления в науке и  в философии под влиянием вульгарного материализма, однако в методологическом плане ничего нового они не дадут (что видно на примере уже существующих наук и философий, которые испытали это воздействие [9]), хотя в плане теории многие новые детали и будут явлены, как это было до сего дня [10]).

            Будущее вульгарного материализма видится двояко. С одной стороны, он будет продолжать воздействовать на различные науки и философию за счет ранее перечисленных причин. С другой стороны, это влияние в грядущем будет ограниченным из-за слабостей метода, применяемого в рассматриваемом течении (чисто метафизический подход к философствованию) [11]. В конечном счете, из-за недочетов в самом методе вульгарного материализма новые открытия в его рамках будут делаться все реже и реже, так как ресурсы методологии будут все более исчерпываться, что приведет, в конце концов, к тому, что вульгарный материализм в прогрессии будет существовать лишь в качестве историко-философского учения и займет свое почетное место в анналах истории, но это окажется возможным лишь в долгосрочном периоде. В течение краткосрочного и среднесрочного периодов в различных нейроисследованиях и других науках, связанных с мозгом homo, например, в моделировании сознания и управления  им, а также в исследовании активности соответствующих нейронов, предшествующих по времени осознанию человеком своего решения [12], вульгарный материализм будет номером один в плане теории.

Список литературы

1. Dennett D. Consciousness Explained. - New York: Little, Brown and Co. 1991. - p. 511.

2. Дэвидсон Д. Материальное сознание // Аналитическая философия: Избранные тексты. - Москва: Изд-во МГУ, 1993.

3. Вульгарный материализм // Новая философская энциклопедия: в 4т./ науч. ред. В.С.Степина, А.А.Гусейнова, Г.Ю.Семигина. - Москва: Мысль, 2010. - Т. 1. - С. 462-463.

4. Материальное сознание [Электронный ресурс]. URL: http://niv.ru/doc/philosophy/yakushev/041.htm (дата обращения: 12.12.2021 г.)

5. Винер Н. Кибернетика, или Управление и связь в животном и машине. - Москва: Советское радио, 1968. - 325 с.

6. Новейший философский словарь / под ред. А.А. Грицанова. 3-е изд., исправл. - Минск: Кн. Дом. 2003. - 1280 с.

7. Философский словарь / под ред. И.Т.Фролова. 7-е изд. - Москва: Республика, 2001. - 720 с.

8. Шнуренко И.А. «Темная онтология» в историческом контексте «отрицания сознания» [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_43039889_84823434.pdf (дата обращения: 27.12.2021 г.)

9. Влияние вульгарного материализма на другие науки [Электронный ресурс]. URL: https://esperanto.mv.ru/wiki/Марксизм/ВульгарныйМатериализм (дата обращения: 17.09.2020 г.)

10. «Рецидивы» вульгарного материализма [Электронный ресурс]. URL: https://terme.ru/termin/vulgarnyi-materializm.html (дата обращения: 17.09.2020 г.)

11. Таганский Т. Вульгарный материализм третьей четверти XIX века и современные механисты //Из истории философии XIX века. - М.: Гос.соц.-эконом.изд-во, 1933. - 424 с.

12. Кто боится нейроэкономики? URL: https://yandex.ru/turbo/expert.ru/s/russian_reporter/2013/19/kto-boitsya-nejroekonomiki/ (дата обращения: 12.12.2021 г.)

Войти или Создать
* Забыли пароль?