DOES VULGAR MATERIALISM HAVE A FUTURE?
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article examines the question, "Does vulgar materialism have a future?" It shows how it is manifested in modern science, in general, and in modern philosophy, in particular. Its influence on various kinds of mechanistic materialism in the XXI century is illustrated. The main reasons for its widespread influence on them are highlighted: prevalence because of the presence of capitalist social relations, because of its methodological simplicity and plausibility, and its seeming scientificity, as well as its marked limitation by virtue of its reductionism on the problem of consciousness. Prospects for future applications of vulgar materialism are given. A conclusion is drawn about the future of vulgar materialism.

Keywords:
consciousness, vulgar materialism, Pierre Cabanis, Karl Vogt, Jakob Moleschott, Ludwig Büchner, Friedrich Engels, "scientific" materialism, eliminative materialism
Text
Publication text (PDF): Read Download

Вульгарный материализм в философии XXI в. используется как актуальное направление мысли [1, 2]. Но, несмотря на это, оно редко рассматривается в истории западной философии и в отечественной истории мысли.  Эта статья призвана заполнить этот пробел в отечественной и западной истории философий.

В данной статье поставлена следующая цель – определить есть ли будущее у  вульгарного материализма в современной западной философии, в частности, и в науке, в общем?

            Актуальность текущей статьи содержится в двух аспектах: 1) сильное влияние  вульгарного материализма в разных видах и формах на различные науки и философские направления; 2) до сих пор неразрешенная проблема сознания (вульгарный материализм как один из вариантов ее решения).

            Новизна настоящей статьи состоит в следующем: 1) выявление значения вульгарного материализма для западной философии и науки XXI в.; 2) конкретное влияние рассматриваемого философского течения на другие современные философии и науку в современности.

            В своем первоначальном виде это течение было описано одним из родоночальников марксизма Фридрихом Энгельсом. Он ввел в философский обиход термин «вульгарный материализм». Ф. Энгельс назвал так философию материализма, которой были присущи метафизика и механицизм в эпоху, когда уже сложились исторические условия для их преодоления [3]. В истории философии течение вульгарного материализма занимает место в качестве одной из форм механистического материализма – исторически близкой к более совершенной форме материализма – диалектической. Однако это связано не только с этим, но и с подробностью разработки самой философской системы вульгарного материализма, которая была наиболее усовершенствованной формой механистического материализма.

            Как известно, характернейшей чертой для вульгарных материалистов было их особенное разумение сознания [4]. Они понимали сознание упрощенным образом, не воспринимали его социального характера, редуцировали его к биологическому, непосредственно к физиологическим процессам, осуществляющимся в головном мозге homo sapiens sapiens (в отличие от диалектического  материализма, который полностью учитывает социальную природу сознания).

            Множество различных наук, связанных с изучением мозга человека (семейство нейронаук), разнообразные иные науки (физиология, кибернетика [5] и др.), а, кроме того, современные течения материалистического направления в философии аналогичным образом разумеют сознание, как его в свое время определяли вульгарные материалисты.

            В  западной философии 2020-х годов подобное восприятие сознания продолжает воспроизводиться с малыми различиями в разнообразных видах материализма – так называемом «научном» материализме и элиминативном материализме (элиминативизме). Оба эти течения, несмотря на их различия, понимают природу сознания схожим образом – как нечто, имеющее биологическую природу, отказывая при этом ему в социальной составляющей (как это знакомо людям из опыта, сознание человека формируется только в социуме, в дикой природе человек является Маугли).

            «Научный материализм» – одно из течений современной немарксистской философии. Представители «Н.м.» ограничивают свои изыскания в основном психофизической проблемой, подходя к ней в значительной мере в рамках терминологии естественно-научного материализма, прибегая подчас к неореалистическим и позитивистским формулировкам [6, с. 358-359].

            Элиминативный материализм – материалистическая позиция в философии сознания, согласно которой обыденное понимание сознания является ложным и некоторые ментальные состояния, в которые верят люди, не существуют. Ряд элиминативистов считает, что для некоторых концепций, таких как вера или желание, не будет найдено нейробиологического базиса, поскольку они недостаточно точно определены. Они, в свою очередь, считают, что психологические концепции поведения и опыта должны оцениваться по тому, насколько хорошо они редуцируются до биологического уровня [7, 8].

            Причин, по которым вульгарный материализм повлиял на представленные выше виды материализма, несколько (и настолько популярен в качестве предшественника их): а) капиталистические общественные отношения; b) методологическая простота по сравнению с диалектическим материализмом; c) правдоподобие; d) кажущаяся научность; e) редукция до биологического уровня. Эти причины основные, есть еще иные – второстепенные (но опустим их в этой статье, ибо не они не служат напрямую цели, поставленной в ней).

            Перспективы применения вульгарного материализма в будущем выглядят сильными по причине капитализма,  установившегося практически во всем мире. Весь потенциал вульгарного материализма еще не был показан как в нейронауках (нейробиология, нейрофизиология и др.), так и в других науках (физиология, кибернетика и др.), а также в философии («научный» и элиминативный материализм). При этом, должны появиться еще новые направления в науке и  в философии под влиянием вульгарного материализма, однако в методологическом плане ничего нового они не дадут (что видно на примере уже существующих наук и философий, которые испытали это воздействие [9]), хотя в плане теории многие новые детали и будут явлены, как это было до сего дня [10]).

            Будущее вульгарного материализма видится двояко. С одной стороны, он будет продолжать воздействовать на различные науки и философию за счет ранее перечисленных причин. С другой стороны, это влияние в грядущем будет ограниченным из-за слабостей метода, применяемого в рассматриваемом течении (чисто метафизический подход к философствованию) [11]. В конечном счете, из-за недочетов в самом методе вульгарного материализма новые открытия в его рамках будут делаться все реже и реже, так как ресурсы методологии будут все более исчерпываться, что приведет, в конце концов, к тому, что вульгарный материализм в прогрессии будет существовать лишь в качестве историко-философского учения и займет свое почетное место в анналах истории, но это окажется возможным лишь в долгосрочном периоде. В течение краткосрочного и среднесрочного периодов в различных нейроисследованиях и других науках, связанных с мозгом homo, например, в моделировании сознания и управления  им, а также в исследовании активности соответствующих нейронов, предшествующих по времени осознанию человеком своего решения [12], вульгарный материализм будет номером один в плане теории.

References

1. Dennett D. Consciousness Explained. - New York: Little, Brown and Co. 1991. - p. 511.

2. Devidson D. Material'noe soznanie // Analiticheskaya filosofiya: Izbrannye teksty. - Moskva: Izd-vo MGU, 1993.

3. Vul'garnyy materializm // Novaya filosofskaya enciklopediya: v 4t./ nauch. red. V.S.Stepina, A.A.Guseynova, G.Yu.Semigina. - Moskva: Mysl', 2010. - T. 1. - S. 462-463.

4. Material'noe soznanie [Elektronnyy resurs]. URL: http://niv.ru/doc/philosophy/yakushev/041.htm (data obrascheniya: 12.12.2021 g.)

5. Viner N. Kibernetika, ili Upravlenie i svyaz' v zhivotnom i mashine. - Moskva: Sovetskoe radio, 1968. - 325 s.

6. Noveyshiy filosofskiy slovar' / pod red. A.A. Gricanova. 3-e izd., ispravl. - Minsk: Kn. Dom. 2003. - 1280 s.

7. Filosofskiy slovar' / pod red. I.T.Frolova. 7-e izd. - Moskva: Respublika, 2001. - 720 s.

8. Shnurenko I.A. «Temnaya ontologiya» v istoricheskom kontekste «otricaniya soznaniya» [Elektronnyy resurs]. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_43039889_84823434.pdf (data obrascheniya: 27.12.2021 g.)

9. Vliyanie vul'garnogo materializma na drugie nauki [Elektronnyy resurs]. URL: https://esperanto.mv.ru/wiki/Marksizm/Vul'garnyyMaterializm (data obrascheniya: 17.09.2020 g.)

10. «Recidivy» vul'garnogo materializma [Elektronnyy resurs]. URL: https://terme.ru/termin/vulgarnyi-materializm.html (data obrascheniya: 17.09.2020 g.)

11. Taganskiy T. Vul'garnyy materializm tret'ey chetverti XIX veka i sovremennye mehanisty //Iz istorii filosofii XIX veka. - M.: Gos.soc.-ekonom.izd-vo, 1933. - 424 s.

12. Kto boitsya neyroekonomiki? URL: https://yandex.ru/turbo/expert.ru/s/russian_reporter/2013/19/kto-boitsya-nejroekonomiki/ (data obrascheniya: 12.12.2021 g.)

Login or Create
* Forgot password?