ЭВОЛЮЦИЯ ОБРАЗА ГОРОДА В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ А.А. ТАРКОВСКОГО (НА ПРИМЕРЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ФИЛЬМА «СОЛЯРИС»)
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются вопросы, связанные с особенностями изображения городской среды в художественном фильме «Солярис» режиссера А.А. Тарковского. Каждый город является искусственным организмом, развивающимся по своим законам, формируя свою собственную среду обитания. А.А. Тарковский показывает образ города, который, развиваясь, утрачивает в полной мере связь с природной средой. Огромные эстакады, длинные дорогие и высокие дома делают человека одиноким в стенах такой среды обитания, но он не способен уйти от реальности, оставаясь постоянно в таком окружении, где проходит вся его жизнь. Мышление человека в окружении такой среды тяготеет к иррациональности в понимании окружающего пространства. Океан фантастической планеты позволяет материализовать все мысли человека, а появление в нем островов с малым городом показывает цикличность жизни во всех ее проявлениях.

Ключевые слова:
город, природная среда, цикличность, развитие, иррациональность, пространство, эволюция
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

 

Андрей Арсеньевич Тарковский – великолепный режиссер и сценарист, чье имя широко известно не только в нашей стране, но и за рубежом [1].

В своей картине «Солярис», вышедшей в прокат в 1972 г., А.А. Тарковский начинает обращаться к образу города, активно пронося его через всё произведение.

Город – живой организм, в котором живут люди, активно взаимодействует с природной средой [2, 3], плавно вливаясь в нее, становясь ее неотделимой частицей во всех сферах бытия.

В художественном фильме город предстает перед зрителем в трех видах:

– малый город в виде частного дома, плавно взаимодействующего с окружающей средой, являясь ее составной частью;

– крупный мегаполис со своими домами, улицами и автомобильным транспортом;

– фантастическая планета, площадь которой занимает океан, обладающий разумом, способным воспроизводить все мысли людей, воплощая их в реальность, а также космическая станция, где проживают исследователи с Земли.

В своем произведении А.А. Тарковский плавно делает переход от малого города к крупному мегаполису, а затем непосредственно к фантастической планете и космической станции, показывая зрителю, таким образом, весь возможный гигантизм эволюционного развития.

Малый город – это небольшой домик в окружении природной среды, где о понятии урбанизации говорить не приходиться [4, 5]. Он комфортно вливается в пространственно-временную линию и является составной частью жизни. Можно сказать, что влияние городской среды тут совершенно не чувствуется [6, 7]. Люди в окружающем пространстве отходят на второй план, а главная композиция – это природа во всем ее великолепии.

Далее в произведении зритель видит крупный мегаполис, где высокие дома, автомобильный транспорт, дороги и др. находятся в постоянном движении, подчеркивая суету в жизненном цикле. Влияние природной среды минимально, так как все занимает искусственная среда обитания. Можно сказать, что в этих сценах и сам человек отнесен на второй план, выдвигая на первое место непосредственно результат своей рукотворной работы – урбанизированную среду обитания.

А.А. Тарковский не просто показывает движение по высоким и длинным эстакадам, глубоким и темным тоннелям, все это сменяется с черно-белого представления на цветное. Он хочет продемонстрировать зрителю, что городская среда чужда человеку, несмотря на то, что он живет в ее окружении не один год. Человек в таком городе одинок. Ему хочется реализовать себя, выпрыгнуть из суеты такого искусственного пространства, но крупный мегаполис не позволяет это сделать, загоняя человека в массивные дома, автомобильный транспорт, на тротуары улиц и проспектов.

Крупные автомобильные магистрали и эстакады сменяются темными тоннелями с искусственным освещением, а шум автомобильного транспорта создает определенную степень иррациональности в мышлении. Въезд в темный тоннель напоминает попадание в иной мир, где только подсветка, которой надо следовать, является вектором движения, а выезд на светлую магистраль, успокаивает и дает надежду. Человек чувствует себя камешком в огромном океане, даже немного потерянным и желающим как-то сдвинуться с места, но он навсегда остается в объятиях крупного мегаполиса.

Такая композиция, представленная А.А. Тарковским, намекает на мысль в будущем о полной урбанизации всей нашей планеты, когда понятие природной среды возможно будет вообще чуждо и неизвестно новым поколениям, которые появятся на свет спустя несколько сотен лет. Люди будущего будут жить в искусственно созданной среде, и трудно представить как будет выглядеть такой человек, какие будут у него мысли и желания. Что он будет считать за добро, а что за зло? Неизвестность всегда пугает. Ведь фундамент будущего всегда закладывается в настоящем и это необходимо видеть, а также предпринимать решительные действия, если что-то вдруг начнет развиваться не так как надо.

Фантастическая планета, куда попадает Крис Кельвин – главный герой фильма, предстает величественным и бесконечным океаном, хранящим огромное количество загадок, которые не могут быть разгаданы людьми. Понимание пространства и времени в таком вопросе иррационально. Человек, находящийся в космической станции, парящей в зоне гравитации планеты, в сравнении с океаном – это маленькая песчинка, которую тот способен поглотить. Здесь может прослеживаться только обращение к своему внутреннему субъективному миру с целью понимания всего окружающего бытия. Таким образом, космическая станция является в понимании А.А. Тарковского последним местом жительства человека.

По своей сути океан также является в определенном понимании «урбанизированной средой», однако иррациональной и не подвластной пониманию человеческим мозгом. Ведь неизвестно, что находится под его волнами, кто в нем обитает, как он взаимодействует и генерирует человеческие мысли, их материализуя в реальность, с чем и сталкиваются все люди, находящиеся в космической станции.

Океан также как и крупный мегаполис огромен, бесконечен, способен самостоятельно развиваться, поглощая все вокруг, что прослеживается и дальше в сюжете картины.

Появление в океане островов, где появляется жизнь, а именно проекция земной жизни главного героя – дом его родителей, окруженный природной средой и активно с ней взаимодействующий, показывает величие данной планеты, ее бесконечные возможности материализации. Таким образом, океан и планета предстают в образе Бога, способного создавать за небольшой промежуток времени все то, что задумал человек, его самые сокровенные желания и мечты.

В данной сцене появления островов с малым городом, окруженным природной средой, показывается определенная цикличность жизненного цикла. Хорошо видно все то, что происходит вокруг нас, а именно движение от малых городов к крупным мегаполисам, а затем возвращение обратно в начало цикла, т.е. опять к малым городам, единение с окружающей природной средой. Тут океан помогает человеку почувствовать те эмоции, которые ему необходимы в данный момент времени, а именно надежду на светлое будущее, лишенное проблем и забот. Океан, материализуя мысли человека, является «божественным архитектором», которому подвластно все: время, пространство, жизнь. Он является той бесконечной силой, правильной и честной, способной, ломая все стереотипы современной реальности, делать все то, что задумано человеческим сознанием.

Можно сказать, что океан является одновременно и божественной средой, способной материализовать мысли человека, и предупреждением о том, что наши мысли, особенно если они идут не от добра, могут быть опасны для будущих поколений. Ведь любое неконтролируемое и непрогнозируемое развитие, в том числе и развитие новой урбанизированной среды обитания человека, может провоцировать появление больших проблем, последствия которых бывает сложно предугадать в будущем.

Список литературы

1. Ахметгалеева З.М., Бут-Гусаим Е.В. Особенности личности режиссёра кино (на при-мере А.А. Тарковского) // В сборнике: Культура и искусство: поиски и открытия. Ке-мерово. - 2016. - С. 297-301.

2. Исаченко А.Г. Оптимизация природной среды. - Москва: Мысль, 1984. 264 с.

3. Кочуров Б.И. Экодиагностика и сбалансированное развитие. - Смоленск: Маджента, 2003. 381 с.

4. Курбатов Ю.И. Архитектурные формы и природный ландшафт. - Л.: ЛГУ, 1988. 138 с.

5. Боков В.А. Основы экологической безопасности. - Симферополь: Сонат, 1998. 224 с.

6. Вернадский В.И. Биосфера и ноосфера. - Москва: Айрис Пресс, 2004. 575 с.

7. Владимиров В.В. Расселение и экология. - Москва: Стройиздат, 1996. 392 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?