БУКВА И ДУХ РОССИЙСКОЙ КОНСТИТУЦИИ: 20-ЛЕТНИЙ ОПЫТ ГАРМОНИЗАЦИИ В СВЕТЕ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВОСУДИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
На основе 20­-летнего опыта конституционного развития России и обобщения практики Конституционного Суда Российской Федерации раскрывается соотношение между внешними (формально­-юридическими) и внутренними (сакральными) началами Конституции РФ 1993 г. В соответствии с методологией мировоззренческо­-правового плюрализма, сочетанием в Основном законе юридического позитивизма и естественного права, а также с учетом нормативно-­доктринальной природы решений Конституционного Суда Российской Федерации раскрывается роль конституционного правосудия как института социокультурной гармонизации буквы и духа Конституции, формирования «живого» (судебного) конституционализма.

Ключевые слова:
Конституция Российской Федерации, Конституционный Суд Российской Федерации, конституционное правосудие, конституционализм, позитивизм, естественное право, судебный конституционализм
Текст

Каждый народ имеет такую конституцию, которой он достоин. Сегодня это утверждение является аксиомой, хотя еще недавно (если время измерять не хронологически, а историческими закономерностями цивилизационного развития) созвучные мысли воспринимались как новаторские, требовали для своего обоснования обращения к глубинным, в том числе духовным, началам государственного устройства общества и его законов. Достаточно вспомнить высказывание Ш. Л. Монтескье о том, что «каждый народ достоин своей участи», из классического сочинения «О духе законов». 

В нынешний век политического прагматизма, соседствующего с правовым нигилизмом и сопровождающегося забвением традиционных для современного общества нравственных ценностей, принципиально важным является обращение к духовным началам конституционно-правовой жизни. Особое значение это имеет в отношении России, где политическая жизнь и сама демократия всегда была, по словам Н. А. Бердяева, одухотворена. 

Целью настоящей статьи является — при кажущейся публицистичности ее названия — анализ глубинных взаимосвязей, соотношения между внешними, лежащими на поверхности и очевидно воспринимаемыми (хотя и не всегда) характеристиками текста — буквы Конституции и внутренними, скрытыми от внешнего восприятия, во многом сакральными свойствами — ее духом. Насколько гармонично сочетаются текст и дух Конституции России? Можно ли считать, что, несмотря на крайне сложные исторические условия ее разработки и принятия, она отражает, по крайней мере в глубинных своих характеристиках, национальные традиции и не находится в плену космополитических иллюзий по поводу так называемых общечеловеческих ценностей, которые столь активно навязывались нам после распада Союза ССР? 

Выявление духа Конституции — это не вопрос политики (хотя надо признать, что именно политический подход является традиционным при одном упоминании о дихотомии «буква — дух» Конституции), а прежде всего проблема социокультурных основ данного документа, их влияния на осуществление нормоконтрольных функций при проверке конституционности нормативных правовых актов на основе баланса буквы и духа Основного закона. 

О духовной сакральности Конституции РФ 1993 г. Исследование духовных начал Конституции как явления социальной жизни предполагает использование весьма тонкого методологического инструментария как средства достижения не только научно аргументированных знаний о глубинных, сущностных характеристиках этого явления, но и особого психологического восприятия данного документа на основе веры в истинность, социальную и правовую ценность закрепленных в Конституции положений. Именно вера (и основанное на ней доверие) как относительно самостоятельная философско-мировоззренческая система взглядов и оценок представляют собой форму отражения скрытых от внешнего восприятия сакральных характеристик того или иного изучаемого явления.

Список литературы

1. Бердяев Н. А. Судьба России. М., 1990.

2. Бондарь Н. С. Судебный конституционализм в России в свете конституционного правосудия. М., 2011.

3. Генеральный доклад XIV Конгресса Конференции европейских конституционных судов (Вильнюс, 3-6 июня 2008 г.) // Конституционное правосудие. Вестник Конференции органов конституционного контроля стран молодой демократии. Ереван, 2008. Вып. 2-3.

4. Ильин И. А. Понятия права и силы (Опыт методологического анализа) // Ильин И. А. Собр. соч.: в 10 т. Т. 4. М., 1994

5. Крусс В. И. Теория конституционного правопользования. М., 2007.

6. Лахути Н. Правила жизни Уильяма Бреннана. URL: pravo.ru/story/view/87342.

7. Лукашева Е. А. Человек, право, цивилизации: нормативно-ценностное измерение. М., 2013.

8. Мальцев Г. В. Нравственные основания права. М., 2008.

9. Мальцев Г. В. Понимание права. Подходы и проблемы. М., 1999.

10. Поляков А. В. Общая теория права. Проблемы интерпретации в контексте коммуникативного подхода. СПб., 2004.

11. Судебный («живой») конституционализм: доктрина и практика: стенограмма круглого стола кафедры государственного и административного права юридического факультета СПбГУ (обсуждение монографии Н. С. Бондаря «Судебный конституционализм в России в свете конституционного правосудия») // Журнал конституционного правосудия. 2011. № 3.

12. Четвернин В. А. Российская конституционная концепция правопонимания // Конституционное право: восточноевропейское обозрение. 2003. № 4.

Войти или Создать
* Забыли пароль?