employee
Russian Federation
Based on 20-year-old experience of the constitutional development of Russia and the generalization of practice of the Constitutional Court of the Russian Federation in the article there revealed the interrelation between external, formal-legal and internal, sacred principles of the Constitution of the Russian Federation of 1993 and its spirit. In accordance with the methodology of world outlook and legal pluralism, a combination of legal positivism and natural law in the Constitution, and with regard to the legal and doctrinal nature of decisions of the Constitutional Court of the Russian Federation, there revealed the role of constitutional justice as an institution of social and cultural harmonization of its letter and spirit, the formation of a «live» (court) constitutionalism.
the Constitution of the Russian Federation, the Constitutional Court of the Russian Federation, constitutional justice, constitutionalism, positivism, natural law, judicial constitutionalism
Каждый народ имеет такую конституцию, которой он достоин. Сегодня это утверждение является аксиомой, хотя еще недавно (если время измерять не хронологически, а историческими закономерностями цивилизационного развития) созвучные мысли воспринимались как новаторские, требовали для своего обоснования обращения к глубинным, в том числе духовным, началам государственного устройства общества и его законов. Достаточно вспомнить высказывание Ш. Л. Монтескье о том, что «каждый народ достоин своей участи», из классического сочинения «О духе законов».
В нынешний век политического прагматизма, соседствующего с правовым нигилизмом и сопровождающегося забвением традиционных для современного общества нравственных ценностей, принципиально важным является обращение к духовным началам конституционно-правовой жизни. Особое значение это имеет в отношении России, где политическая жизнь и сама демократия всегда была, по словам Н. А. Бердяева, одухотворена.
Целью настоящей статьи является — при кажущейся публицистичности ее названия — анализ глубинных взаимосвязей, соотношения между внешними, лежащими на поверхности и очевидно воспринимаемыми (хотя и не всегда) характеристиками текста — буквы Конституции и внутренними, скрытыми от внешнего восприятия, во многом сакральными свойствами — ее духом. Насколько гармонично сочетаются текст и дух Конституции России? Можно ли считать, что, несмотря на крайне сложные исторические условия ее разработки и принятия, она отражает, по крайней мере в глубинных своих характеристиках, национальные традиции и не находится в плену космополитических иллюзий по поводу так называемых общечеловеческих ценностей, которые столь активно навязывались нам после распада Союза ССР?
Выявление духа Конституции — это не вопрос политики (хотя надо признать, что именно политический подход является традиционным при одном упоминании о дихотомии «буква — дух» Конституции), а прежде всего проблема социокультурных основ данного документа, их влияния на осуществление нормоконтрольных функций при проверке конституционности нормативных правовых актов на основе баланса буквы и духа Основного закона.
О духовной сакральности Конституции РФ 1993 г. Исследование духовных начал Конституции как явления социальной жизни предполагает использование весьма тонкого методологического инструментария как средства достижения не только научно аргументированных знаний о глубинных, сущностных характеристиках этого явления, но и особого психологического восприятия данного документа на основе веры в истинность, социальную и правовую ценность закрепленных в Конституции положений. Именно вера (и основанное на ней доверие) как относительно самостоятельная философско-мировоззренческая система взглядов и оценок представляют собой форму отражения скрытых от внешнего восприятия сакральных характеристик того или иного изучаемого явления.
1. Berdyaev N. A. Sud'ba Rossii. M., 1990.
2. Bondar' N. S. Sudebnyy konstitutsionalizm v Rossii v svete konstitutsionnogo pravosudiya. M., 2011.
3. General'nyy doklad XIV Kongressa Konferentsii evropeyskikh konstitutsionnykh sudov (Vil'nyus, 3-6 iyunya 2008 g.) // Konstitutsionnoe pravosudie. Vestnik Konferentsii organov konstitutsionnogo kontrolya stran molodoy demokratii. Erevan, 2008. Vyp. 2-3.
4. Il'in I. A. Ponyatiya prava i sily (Opyt metodologicheskogo analiza) // Il'in I. A. Sobr. soch.: v 10 t. T. 4. M., 1994
5. Kruss V. I. Teoriya konstitutsionnogo pravopol'zovaniya. M., 2007.
6. Lakhuti N. Pravila zhizni Uil'yama Brennana. URL: pravo.ru/story/view/87342.
7. Lukasheva E. A. Chelovek, pravo, tsivilizatsii: normativno-tsennostnoe izmerenie. M., 2013.
8. Mal'tsev G. V. Nravstvennye osnovaniya prava. M., 2008.
9. Mal'tsev G. V. Ponimanie prava. Podkhody i problemy. M., 1999.
10. Polyakov A. V. Obshchaya teoriya prava. Problemy interpretatsii v kontekste kommunikativnogo podkhoda. SPb., 2004.
11. Sudebnyy («zhivoy») konstitutsionalizm: doktrina i praktika: stenogramma kruglogo stola kafedry gosudarstvennogo i administrativnogo prava yuridicheskogo fakul'teta SPbGU (obsuzhdenie monografii N. S. Bondarya «Sudebnyy konstitutsionalizm v Rossii v svete konstitutsionnogo pravosudiya») // Zhurnal konstitutsionnogo pravosudiya. 2011. № 3.
12. Chetvernin V. A. Rossiyskaya konstitutsionnaya kontseptsiya pravoponimaniya // Konstitutsionnoe pravo: vostochnoevropeyskoe obozrenie. 2003. № 4.