АКТУАЛЬНЫЕ ТРЕНДЫ АВТОМАТИЗАЦИИ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ В ОТЕЧЕСТВЕННЫХ КОМПАНИЯХ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье проанализированы современные и перспективные тенденции автоматизации бизнес-процессов на примере отечественных компаний. Приведена оценка состояния мирового и российского рынков BPM и ERP-решений. Построены рейтинги наиболее успешных компаний, разрабатывающих BPM и ERP-решения на отечественном рынке IT-продуктов. Анализ результатов данного исследования стал основой формулирования ключевой современной тенденции в области автоматизации бизнес-процессов – расширение практики применения как локальных BPM-решений, так и глобальных (многофункциональных) корпоративных ERP-систем с последующей интеграцией разработанных решений.

Ключевые слова:
автоматизация, бизнес-процессы, внедрение, BPM-системы, ERP-системы, управление
Текст

 

1. ВВЕДЕНИЕ

Современные тенденции развития мировой экономики - глобализация рынков производства и труда, цифровизация всех сфер жизнедеятельности общества, существенно влияют на традиционное представление о характере и значимости управленческого труда [4].  Кроме этого, указанные факторы определяют изменения в организационной структуре компаний, в процессах формирования содержательной целостности их корпоративной культуры [7].

Эксперты различных стран мира регулярно проводят исследования особенностей и последствий для современной цивилизации её вступления в «четвертую технологическую революцию» («Индустрию 4.0»). Основными её критериями являются: «цифровизация» производственно-технологических, социально-экономических и административных объектов управления и их бизнес-процессов средствами современных информационных технологий [11]; внедрение принципиально новых способов производства материальных благ за счёт активного внедрения технологий обработки новых, в том числе композитных, материалов [8]; создание и развитие производственных кластеров [6, 10]; разработка и внедрение высокоэффективных отраслевых информационных систем и др.

Мировой опыт развития вычислительных систем показывает, что активное использование их функциональных возможностей в управлении деятельностью предприятий началось в начале 60-х годов XX века с планирования производственных процессов. Дальнейшее развитие функциональных возможностей вычислительных систем привело к созданию «глобальных» программных продуктов» или ERP-систем (ERP – Enterprise Requirements Planning), позволяющих автоматизировать бизнес-процессы компании за счёт формирования единого информационного пространства и стандартизации решений по обработке данных.

Российская и мировая практика управления бизнес-процессами современных компаний в последние годы характеризуется активным внедрением автоматизированных систем класса «Business Process Management System» (BPM-систем). Особенность программных инструментов этой серии в том, что они дают возможность легко автоматизировать так называемые «рутинные» операции, существенно упрощают процессы логического описания структуры основных бизнес-процессов для последующего их моделирования и оптимизации.

Активный процесс автоматизации бизнес-процессов заставляет отечественных специалистов вести дискуссию о том, как долго будут актуальны современные тенденции автоматизации, какие из них потеряют свою актуальность, и какие придут им на смену. Особенно остро эта дискуссия проявляется на фоне активной разработки и появления на рынке новых IT-решений. Знание и верное толкование перспективных тенденций позволяют правильно определить структурные и организационные изменения, которые могут стать следствием более широкого применения таких решений [3].

 

2. МЕТОДОЛОГИЯ

Отечественными компаниями накоплен богатый опыт внедрения и практического использования как локальных ВРМ-систем, так и глобальных (многофункциональных-ERP) корпоративных информационных систем (КИС). Анализ и обобщение накопленного опыта, с целью установления перспективных тенденций автоматизации бизнес-процессов, представляют несомненный теоретический и практический интерес [2].

Авторами статьи проведено исследование, на первом этапе которого, в целях формулирования важнейших современных тенденций автоматизации бизнес-процессов, были использованы материалы исследования, проведенного компанией CNEWS.

Целью второго этапа стало формирование приоритетных тенденций автоматизации бизнес-процессов исходя из анализа практического опыта внедрения и эксплуатации КИС, накопленного отечественными компаниями.

Под приоритетными тенденциями автоматизации бизнес-процессов авторы понимают всю совокупность перспективных направлений (сфер) деятельности менеджмента компаний, подлежащих первоочередной автоматизации, и IT-инструментов, способных существенным образом повысить контроль над бизнесом и обеспечить рост его эффективности.

На втором этапе обобщены и проанализированы мнения экспертов, представляющих 12 предприятий промышленного сектора экономики России, активно внедряющих или уже использующих КИС. Каждый эксперт:

1. предложил собственный ранжированный перечень перспективных тенденций;

2. ранжировал, опираясь на свои профессиональные знания и опыт, перечень перспективных тенденций, разработанный по итогам обобщения мнений всех экспертов, принявших участие в интервьюировании.

Интервьюирование позволило: выявить собственные мнения и оценочные суждения экспертов о перспективных тенденциях автоматизации бизнес-процессов, актуальных для российских предприятий в период до 2035 года; обобщить мнения экспертов, обладающих практическим опытом внедрения или эксплуатации корпоративных BPM или ERP-систем.

 

3. РЕЗУЛЬТАТЫ

Сегодня ключевым технологическим трендом развития рынка ВРМ и ERP-систем является разработка инструментов создания единой цифровой платформы для сопровождения максимального числа корпоративных бизнес-процессов. Ранее популярная «лоскутная» автоматизация, не способствует процедурам оперативной адаптации бизнес-процессов к возможным изменениям как внешней, так и внутренней среды.

Объем мирового рынка BPM-систем в 2020 г. составил 8,8 млрд. долларов. Аналитики прогнозируют его среднегодовой прирост на 10,5% вплоть до 2025 г., при этом ожидаемый объём рынка превысит 14 млрд. долларов.

Наряду с мировым, развивается и российский рынок BPM-систем. В Таблице 1 представлены результаты ежегодного рейтинга российских компаний-разработчиков BPM-систем в 2017-2020 годах. Основной критерий оценки в рейтинге – суммарная годовая выручка каждой компании-разработчика от реализации собственных BPM-проектов.

Таблица 1

Рейтинг компаний-разработчиков BPM-систем в 2017-2020 годах

№ в 2020

№ в 2019

№ в

2018

№ в

2017

Компания

Годовая выручка, тыс. руб. и динамика

её изменения, % к предыдущему году

2020 г.

2019 г.

2018 г.

2017 г.

1

1

1

1

Comindware

831 799 (25,3)

663 778 (21,5)

546 320 (25,0)

437 000

2

2

2

2

Naumen

814 627 (24,8)

652 746 (33,9)

487 310 (48,5)

328 200

3

3

-

-

НПЦ «БизнесАвтоматика»

718 300 (31,8)

545 000

-

-

4

4

3

4

ELMA

516 000 (15,1)

448 200 (10,1)

407 000 (69,6)

240 000

5

7

5

-

КСК Технологии

330 514 (62,8)

203 000 (31,8)

154 000

-

6

6

-

-

FIS (2)

310 000 (19,2)

260 000

-

-

7

5

4

-

ДоксВижн

276 200 (-26,1)

373 613 (44,8)

258 000

-

8

8

6

6

Первая Форма

163 000 (24,4)

131 000 (8,3)

121 000 (-6,9)

130 000

9

9

7

8

Citeck

107 000 (16,3)

92 000

(5,7)

87 000

(11,5)

78 000

10

12

-

-

Case Studio (2)

106 000 (51,4)

70 000

-

-

Источник: разработано авторами на основе данных компании CNEWS [1]

 

На российском рынке также активно работает ряд компаний-интеграторов. В Таблице 2 представлен рейтинг компаний-интеграторов рынка BPMS в 2017–2020  годах.

Данные Таблиц 1 и 2 свидетельствуют о том, что относительно молодые российские рынки BPM и ERP-систем растут достаточно быстрыми темпами. В 2020 году суммарная выручка ТОП-10 крупнейших компаний-разработчиков BPM-систем составила 3,89 млрд. руб. (прирост к итогу 2019 года составил 13%).

 

Таблица 2

Рейтинг компаний-интеграторов рынка BPMS

№ в 2020

№ в 2019

№ в

2018

№ в

2017

Компания

Годовая выручка, тыс. руб. и динамика

её изменения, % к предыдущему году

2020 г.

2019 г.

2018 г.

2017 г.

1

1

1

-

Ланит

1 184 800

(26,1)

939 500

(11,7)

841 000

(51,0)

55 000

2

4

4

1

Comindware

831 799

(25,3)

663 778

(21,5)

546 320

(25,0)

437 000

(25,2)

3

5

5

2

Naumen

814 627

(24,8)

652 746

(33,9)

487 310

(48,5)

328 200

(26,9)

4

3

3

-

Диджитал Дизайн

801 500

(1,9)

786 600

(17,1)

672 000

(7,6)

624 490

5

-

-

-

НПЦ «БизнесАвтоматика»

718 300 (31,8)

545 000

-

-

6

6

6

4

ELMA

516 000

(15,1)

448 200

(10,1)

407 000

(69,6)

240 000

(33,3)

7

10

8

7

КСК Технологии

330 514

(62,8)

203 000

(31,8)

154 000

(51,0)

102 000

(20,0)

8

-

-

-

FIS (2)

310 000 (19,2)

260 000

-

-

9

7

-

-

ДоксВижн (3)

276 200

(-9,1)

304 000

-

-

10

16

-

-

SimbirSoft

178 337

(116,2)

82 468

-

-

Источник: разработано на основе данных компании CNEWS [1]

 

Результаты анализа дали основание сформулировать базовую современную тенденцию в области автоматизации бизнес-процессов – широкое применение как локальных BPM-решений, так и глобальных (многофункциональных) корпоративных ERP-систем с последующей обязательной интеграцией разработанных решений.

На втором этапе исследования определялись пять наиболее перспективных, с точки зрения практикующих экспертов, тенденций в области автоматизации корпоративных бизнес-процессов в период до 2035 года. На данном этапе было проведено интервьюирование 216 экспертов на двенадцати отечественных промышленных предприятиях. В выборке 62,3% составили эксперты, которые принимали непосредственное участие в процессах внедрения проектных решений; 37,7% экспертов используют BPM или ERP-системы в практике своей повседневной работы в настоящее время.

В процессе интервьюирования каждый эксперт предложил три наиболее перспективных, на его взгляд, направления деятельности (сферы) менеджмента или IT-инструмента, способных определить будущий тренд автоматизации бизнес-процессов на горизонте до 2035 года. Эксперты опирались исключительно на собственные критерии, профессиональные знания и практический опыт. Далее эксперты провели ранжирование подготовленных предложений, расположив отмеченные направления деятельности (сферы) менеджмента или IT-инструменты в порядке их приоритетности.   

Экспертами, с учетом значительного числа прямых повторений и своей содержательной близости, было предложено 74 наиболее актуальных направления деятельности менеджмента или IT-инструмента. Из них было отобрано 10 направлений и инструментов, наиболее часто отмечавшихся экспертами. Относительно отобранных направлений и инструментов эксперты провели процедуру итогового ранжирования. Результаты проведенного ранжирования представлены в Таблице 3.

Таблица 3

Экспертное мнение о наиболее перспективных направлениях деятельности и IT-инструментах, способных играть ключевую роль в развитии автоматизации бизнес-процессов в период до 2035 года

Категория экспертов

Направления деятельности и IT-инструменты

Компьютерное стратегическое планирование и моделирование

Формирование индивидуального набора задач менеджера на основе конфигурации КИС и квалификационных требований

Компьютерное моделирование объектов и процессов

Перспективные цифровые платформы

NBIC - конвергенция

ППП управления финансовыми потоками

Системы интеграции информационно – коммуникационных каналов

Средства визуализация данных

Организация межмашинного взаимодействия (M2M)

Интеграция онлайн и офлайн взаимодействия с сотрудниками и потребителями

Руководители высшего звена

1

10

7

3

6

2

5

4

9

8

Руководители среднего звена

5

1

6

10

9

4

8

7

3

2

Руководители нижнего звена

10

1

3

8

9

6

7

5

4

2

Специалисты

10

1

3

7

8

9

6

5

4

2

Итоговые приоритеты

(1 – max, 10 –   min)

7-8

1

3

9

10

5-6

7-8

5-6

4

2

Источник: разработано авторами

 

4. ОБСУЖДЕНИЕ

Активное внедрение и применение в практике работы отечественных компаний BPM и ERP-систем, свидетельствует о востребованности их информационных и технологических возможностей. При этом тенденцию выбора направления автоматизации бизнес-процессов в сторону BPM-систем, по мнению экспертного сообщества, следует считать более перспективной. Ключевым выводом, объясняющим данные положения и вытекающим из результатов, полученных в ходе проведенного интервьюирования, является необходимость реализации принципа комплексности при разработке и внедрении новых корпоративных IT-решений. Именно данный принцип делает сегодня решение об интегрированном применении BPM и ERP-систем особенно привлекательным для эффективной организации внешних и внутренних корпоративных коммуникаций и бизнес-процессов.

В специальной литературе довольно часто приводится сравнительный анализ возможностей современных BPM и ERP-систем. Такое противопоставление, по мнению экспертов, не представляется вполне обоснованным. Указанные системы, считают эксперты, призваны дополнять возможности друг друга. Современная практика свидетельствует о том, что в силу большей «гибкости» в настройках и меньшего объёма программирования компании сегодня отдают предпочтение первоочередному внедрению BPM-систем для автоматизации тех бизнес-процессов, которые по разным причинам подвержены более частым изменениям, а затем интегрируют полученные решения с действующей ERP-системой.

Исследования экспертов в области автоматизации компаний, характеризующие целесообразность практического применения конкретного программного продукта, основаны на принципе оценки необходимости и частоты выполнения процедур реинжиниринга бизнес-процессов:

1. в рамках тех подсистем управления, где отмечено явное преобладание учётных операций со стандартной функциональностью и частота изменений в которых минимальна (характерно для «нижнего уровня» системы управления), наиболее целесообразно внедрение автоматизированных систем, реализующих основные учётные процедуры («System of Records»): стандартные корпоративные информационные системы (ERP) и аналогичные системы этого класса (CRM, WMS, PLM, SCM);

2. при реализации задач управления на «среднем уровне», где реинжиниринг процессов более востребован и значительна динамика выполняемых усовершенствований, приоритетными представляются «System of Differentiation», относящиеся к сфере применения BPM-систем;

3. на «верхнем уровне» преобладают задачи и системы, поддерживающие реализацию – отдельных инновационных проектов и НИР в целом; собственных, возможно уникальных методов организации и ведения бизнеса. На этом уровне глубина реинжиниринга и его востребованность не всегда чётко определяема и трудно предсказуема. Поэтому автоматизацию данного класса задач, относящегося к сфере адаптивного кейс-менеджмента (Adaptive Case Management), целесообразно проводить на базе корпоративных систем управления инновациями System of Innovation»), относящимся к области применения BPM-систем.

Анализируя результаты исследования, проведенного авторами, отметим, что мнения различных групп отечественных экспертов о наиболее перспективных направлениях деятельности и IT-инструментах, способных играть ключевую роль в развитии автоматизации бизнес-процессов в период до 2035 года, далеко не всегда совпадают. Так, руководители высшего звена к числу наиболее приоритетных относят инструменты автоматизации процессов стратегического управления. Прочие категории экспертов наиболее востребованным считают IT-инструменты, способные обеспечить качественную автоматизацию процесса формирования индивидуального набора задач исполнителя на основе конфигурации КИС и квалификационных требований к соответствующей должности.

 

5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итоговым результатом исследований явилось формирование перечня наиболее перспективных тенденций автоматизации бизнес-процессов в отечественных компаниях. На основе мнения экспертного сообщества разработан приоритетный перечень тенденций, представленный в Таблице 4.

 Таблица 4.

 Ранжированный перечень перспективных направлений деятельности

и IT-инструментов, способных играть ключевую роль в развитии автоматизации бизнес-процессов в период до 2035 года

№ приоритета

Ранжированный перечень перспективных направлений деятельности

и IT-инструментов

1.

Формирование индивидуального набора задач менеджера на основе конфигурации КИС и квалификационных требований

2.

Интеграция онлайн и офлайн взаимодействия с сотрудниками и потребителями

3.

Компьютерное моделирование объектов и процессов

4.

Организация межмашинного взаимодействия (M2M)

5-6.

ППП управления финансовыми потоками

Средства визуализация данных

Источник: разработано авторами

Данный перечень призван помочь руководителям в разработке перспективных стратегий внедрения и практического использования КИС, в решении непростой задачи повышения эффективности использования современных информационных технологий [5].

Результаты исследования подтверждают то, что экспертное сообщество склоняется к мнению о необходимости первоочередного внимания к разработкам, направленным на обеспечение эффективного коммуникационного взаимодействия в системе «руководитель – исполнитель» на основе современных IT-инструментов [9]. Данные инструменты призваны в ближайшей перспективе обеспечить не только сохранение уже достигнутого уровня эффективности цифровизации бизнес-процессов, но и способствовать его значительному росту.

 

 

Список литературы

1. CNEWS: Рынок BPM-2021. - URL: https://www.cnews.ru/reviews/rynok_bpm_2021 (дата обращения: 01.03.2022).

2. Svistunov V.M., Lobachev V.V., Simonova M.V. Staff responsibility as efficiency-driven factor of ERP-systems. // Lecture Notes in Networks and Systems. - 2020. - Т. 84. - С. 480-486.

3. Беляев А.М., Ковалева И.А. Современные тенденции организации труда и управления персоналом для повышения производительности труда на промышленных предприятиях // Путеводитель предпринимателя. - 2019. - № 44. - С. 17-29.

4. Захаров Д.К., Лобачева А.С. Формирование и развитие hr-экосистемы в организации // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. - 2020. - № 1(46). - С. 23-26.

5. Иванов И.Н., Лукьянова Т.В. Разработка модели компетенций: подходы и реализация // Вестник университета. - 2019. - № 1. - С. 14-21.

6. Иванов И.Н., Орлова Л.В., Иванов С.И. Формирование и развитие производственных кластеров // Сталь. - 2021. - № 1. - С. 73-77.

7. Ковалева И.А., Канке А.А., Мозговой А.И. Управление человеческими ресурсами через призму глобальных трансформационных изменений // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Экономика». - 2021. - № 1. - С. 71-86.

8. Кузина Г.П., Мозговой А.И., Крылов А.Н. Организация цифровой трансформации российских предприятий // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Экономика». - 2020. - № 4. - С. 69-82.

9. Метелкин П.В., Гончаренко С.С. Экономическая эффективность аппарата управления и способы ее оценки // Вестник транспорта. - 2020. - № 4. - С. 31-33.

10. Метелкин П.В., Овчинников П.Н. Закономерности кластеризации мировой экономики // Вестник университета. - 2015. - № 7. - С. 103-108.

11. Мозговой А.И., Крылов А.Н., Лобачев В.В., Кузина Г.П. Высокотехнологичная индустрия: проблемы развития и пути их решения // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Экономика». - 2021. - № 4 (30). - С. 7-19.

Войти или Создать
* Забыли пароль?