Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
В статье проанализированы современные и перспективные тенденции автоматизации бизнес-процессов на примере отечественных компаний. Приведена оценка состояния мирового и российского рынков BPM и ERP-решений. Построены рейтинги наиболее успешных компаний, разрабатывающих BPM и ERP-решения на отечественном рынке IT-продуктов. Анализ результатов данного исследования стал основой формулирования ключевой современной тенденции в области автоматизации бизнес-процессов – расширение практики применения как локальных BPM-решений, так и глобальных (многофункциональных) корпоративных ERP-систем с последующей интеграцией разработанных решений.
автоматизация, бизнес-процессы, внедрение, BPM-системы, ERP-системы, управление
1. ВВЕДЕНИЕ
Современные тенденции развития мировой экономики - глобализация рынков производства и труда, цифровизация всех сфер жизнедеятельности общества, существенно влияют на традиционное представление о характере и значимости управленческого труда [4]. Кроме этого, указанные факторы определяют изменения в организационной структуре компаний, в процессах формирования содержательной целостности их корпоративной культуры [7].
Эксперты различных стран мира регулярно проводят исследования особенностей и последствий для современной цивилизации её вступления в «четвертую технологическую революцию» («Индустрию 4.0»). Основными её критериями являются: «цифровизация» производственно-технологических, социально-экономических и административных объектов управления и их бизнес-процессов средствами современных информационных технологий [11]; внедрение принципиально новых способов производства материальных благ за счёт активного внедрения технологий обработки новых, в том числе композитных, материалов [8]; создание и развитие производственных кластеров [6, 10]; разработка и внедрение высокоэффективных отраслевых информационных систем и др.
Мировой опыт развития вычислительных систем показывает, что активное использование их функциональных возможностей в управлении деятельностью предприятий началось в начале 60-х годов XX века с планирования производственных процессов. Дальнейшее развитие функциональных возможностей вычислительных систем привело к созданию «глобальных» программных продуктов» или ERP-систем (ERP – Enterprise Requirements Planning), позволяющих автоматизировать бизнес-процессы компании за счёт формирования единого информационного пространства и стандартизации решений по обработке данных.
Российская и мировая практика управления бизнес-процессами современных компаний в последние годы характеризуется активным внедрением автоматизированных систем класса «Business Process Management System» (BPM-систем). Особенность программных инструментов этой серии в том, что они дают возможность легко автоматизировать так называемые «рутинные» операции, существенно упрощают процессы логического описания структуры основных бизнес-процессов для последующего их моделирования и оптимизации.
Активный процесс автоматизации бизнес-процессов заставляет отечественных специалистов вести дискуссию о том, как долго будут актуальны современные тенденции автоматизации, какие из них потеряют свою актуальность, и какие придут им на смену. Особенно остро эта дискуссия проявляется на фоне активной разработки и появления на рынке новых IT-решений. Знание и верное толкование перспективных тенденций позволяют правильно определить структурные и организационные изменения, которые могут стать следствием более широкого применения таких решений [3].
2. МЕТОДОЛОГИЯ
Отечественными компаниями накоплен богатый опыт внедрения и практического использования как локальных ВРМ-систем, так и глобальных (многофункциональных-ERP) корпоративных информационных систем (КИС). Анализ и обобщение накопленного опыта, с целью установления перспективных тенденций автоматизации бизнес-процессов, представляют несомненный теоретический и практический интерес [2].
Авторами статьи проведено исследование, на первом этапе которого, в целях формулирования важнейших современных тенденций автоматизации бизнес-процессов, были использованы материалы исследования, проведенного компанией CNEWS.
Целью второго этапа стало формирование приоритетных тенденций автоматизации бизнес-процессов исходя из анализа практического опыта внедрения и эксплуатации КИС, накопленного отечественными компаниями.
Под приоритетными тенденциями автоматизации бизнес-процессов авторы понимают всю совокупность перспективных направлений (сфер) деятельности менеджмента компаний, подлежащих первоочередной автоматизации, и IT-инструментов, способных существенным образом повысить контроль над бизнесом и обеспечить рост его эффективности.
На втором этапе обобщены и проанализированы мнения экспертов, представляющих 12 предприятий промышленного сектора экономики России, активно внедряющих или уже использующих КИС. Каждый эксперт:
1. предложил собственный ранжированный перечень перспективных тенденций;
2. ранжировал, опираясь на свои профессиональные знания и опыт, перечень перспективных тенденций, разработанный по итогам обобщения мнений всех экспертов, принявших участие в интервьюировании.
Интервьюирование позволило: выявить собственные мнения и оценочные суждения экспертов о перспективных тенденциях автоматизации бизнес-процессов, актуальных для российских предприятий в период до 2035 года; обобщить мнения экспертов, обладающих практическим опытом внедрения или эксплуатации корпоративных BPM или ERP-систем.
3. РЕЗУЛЬТАТЫ
Сегодня ключевым технологическим трендом развития рынка ВРМ и ERP-систем является разработка инструментов создания единой цифровой платформы для сопровождения максимального числа корпоративных бизнес-процессов. Ранее популярная «лоскутная» автоматизация, не способствует процедурам оперативной адаптации бизнес-процессов к возможным изменениям как внешней, так и внутренней среды.
Объем мирового рынка BPM-систем в 2020 г. составил 8,8 млрд. долларов. Аналитики прогнозируют его среднегодовой прирост на 10,5% вплоть до 2025 г., при этом ожидаемый объём рынка превысит 14 млрд. долларов.
Наряду с мировым, развивается и российский рынок BPM-систем. В Таблице 1 представлены результаты ежегодного рейтинга российских компаний-разработчиков BPM-систем в 2017-2020 годах. Основной критерий оценки в рейтинге – суммарная годовая выручка каждой компании-разработчика от реализации собственных BPM-проектов.
Таблица 1
Рейтинг компаний-разработчиков BPM-систем в 2017-2020 годах
№ в 2020 |
№ в 2019 |
№ в 2018 |
№ в 2017 |
Компания |
Годовая выручка, тыс. руб. и динамика её изменения, % к предыдущему году |
|||
2020 г. |
|
|
|
|||||
1 |
1 |
1 |
1 |
Comindware |
831 799 (25,3) |
663 778 (21,5) |
546 320 (25,0) |
437 000 |
2 |
2 |
2 |
2 |
Naumen |
814 627 (24,8) |
652 746 (33,9) |
487 310 (48,5) |
328 200 |
3 |
3 |
- |
- |
НПЦ «БизнесАвтоматика» |
718 300 (31,8) |
545 000 |
- |
- |
4 |
4 |
3 |
4 |
ELMA |
516 000 (15,1) |
448 200 (10,1) |
407 000 (69,6) |
240 000 |
5 |
7 |
5 |
- |
КСК Технологии |
330 514 (62,8) |
203 000 (31,8) |
154 000 |
- |
6 |
6 |
- |
- |
FIS (2) |
310 000 (19,2) |
260 000 |
- |
- |
7 |
5 |
4 |
- |
ДоксВижн |
276 200 (-26,1) |
373 613 (44,8) |
258 000 |
- |
8 |
8 |
6 |
6 |
Первая Форма |
163 000 (24,4) |
131 000 (8,3) |
121 000 (-6,9) |
130 000 |
9 |
9 |
7 |
8 |
Citeck |
107 000 (16,3) |
92 000 (5,7) |
87 000 (11,5) |
78 000 |
10 |
12 |
- |
- |
Case Studio (2) |
106 000 (51,4) |
70 000 |
- |
- |
Источник: разработано авторами на основе данных компании CNEWS [1]
На российском рынке также активно работает ряд компаний-интеграторов. В Таблице 2 представлен рейтинг компаний-интеграторов рынка BPMS в 2017–2020 годах.
Данные Таблиц 1 и 2 свидетельствуют о том, что относительно молодые российские рынки BPM и ERP-систем растут достаточно быстрыми темпами. В 2020 году суммарная выручка ТОП-10 крупнейших компаний-разработчиков BPM-систем составила 3,89 млрд. руб. (прирост к итогу 2019 года составил 13%).
Таблица 2
Рейтинг компаний-интеграторов рынка BPMS
№ в 2020 |
№ в 2019 |
№ в 2018 |
№ в 2017 |
Компания |
Годовая выручка, тыс. руб. и динамика её изменения, % к предыдущему году |
|||
2020 г. |
2019 г. |
2018 г. |
2017 г. |
|||||
1 |
1 |
1 |
- |
Ланит |
1 184 800 (26,1) |
939 500 (11,7) |
841 000 (51,0) |
55 000 |
2 |
4 |
4 |
1 |
Comindware |
831 799 (25,3) |
663 778 (21,5) |
546 320 (25,0) |
437 000 (25,2) |
3 |
5 |
5 |
2 |
Naumen |
814 627 (24,8) |
652 746 (33,9) |
487 310 (48,5) |
328 200 (26,9) |
4 |
3 |
3 |
- |
Диджитал Дизайн |
801 500 (1,9) |
786 600 (17,1) |
672 000 (7,6) |
624 490 |
5 |
- |
- |
- |
НПЦ «БизнесАвтоматика» |
718 300 (31,8) |
545 000 |
- |
- |
6 |
6 |
6 |
4 |
ELMA |
516 000 (15,1) |
448 200 (10,1) |
407 000 (69,6) |
240 000 (33,3) |
7 |
10 |
8 |
7 |
КСК Технологии |
330 514 (62,8) |
203 000 (31,8) |
154 000 (51,0) |
102 000 (20,0) |
8 |
- |
- |
- |
FIS (2) |
310 000 (19,2) |
260 000 |
- |
- |
9 |
7 |
- |
- |
ДоксВижн (3) |
276 200 (-9,1) |
304 000 |
- |
- |
10 |
16 |
- |
- |
SimbirSoft |
178 337 (116,2) |
82 468 |
- |
- |
Источник: разработано на основе данных компании CNEWS [1]
Результаты анализа дали основание сформулировать базовую современную тенденцию в области автоматизации бизнес-процессов – широкое применение как локальных BPM-решений, так и глобальных (многофункциональных) корпоративных ERP-систем с последующей обязательной интеграцией разработанных решений.
На втором этапе исследования определялись пять наиболее перспективных, с точки зрения практикующих экспертов, тенденций в области автоматизации корпоративных бизнес-процессов в период до 2035 года. На данном этапе было проведено интервьюирование 216 экспертов на двенадцати отечественных промышленных предприятиях. В выборке 62,3% составили эксперты, которые принимали непосредственное участие в процессах внедрения проектных решений; 37,7% экспертов используют BPM или ERP-системы в практике своей повседневной работы в настоящее время.
В процессе интервьюирования каждый эксперт предложил три наиболее перспективных, на его взгляд, направления деятельности (сферы) менеджмента или IT-инструмента, способных определить будущий тренд автоматизации бизнес-процессов на горизонте до 2035 года. Эксперты опирались исключительно на собственные критерии, профессиональные знания и практический опыт. Далее эксперты провели ранжирование подготовленных предложений, расположив отмеченные направления деятельности (сферы) менеджмента или IT-инструменты в порядке их приоритетности.
Экспертами, с учетом значительного числа прямых повторений и своей содержательной близости, было предложено 74 наиболее актуальных направления деятельности менеджмента или IT-инструмента. Из них было отобрано 10 направлений и инструментов, наиболее часто отмечавшихся экспертами. Относительно отобранных направлений и инструментов эксперты провели процедуру итогового ранжирования. Результаты проведенного ранжирования представлены в Таблице 3.
Таблица 3
Экспертное мнение о наиболее перспективных направлениях деятельности и IT-инструментах, способных играть ключевую роль в развитии автоматизации бизнес-процессов в период до 2035 года
Категория экспертов |
Направления деятельности и IT-инструменты |
|||||||||
Компьютерное стратегическое планирование и моделирование |
Формирование индивидуального набора задач менеджера на основе конфигурации КИС и квалификационных требований |
Компьютерное моделирование объектов и процессов |
Перспективные цифровые платформы |
NBIC - конвергенция |
ППП управления финансовыми потоками |
Системы интеграции информационно – коммуникационных каналов |
Средства визуализация данных |
Организация межмашинного взаимодействия (M2M) |
Интеграция онлайн и офлайн взаимодействия с сотрудниками и потребителями |
|
Руководители высшего звена |
1 |
10 |
7 |
3 |
6 |
2 |
5 |
4 |
9 |
8 |
Руководители среднего звена |
5 |
1 |
6 |
10 |
9 |
4 |
8 |
7 |
3 |
2 |
Руководители нижнего звена |
10 |
1 |
3 |
8 |
9 |
6 |
7 |
5 |
4 |
2 |
Специалисты |
10 |
1 |
3 |
7 |
8 |
9 |
6 |
5 |
4 |
2 |
Итоговые приоритеты (1 – max, 10 – min) |
7-8 |
1 |
3 |
9 |
10 |
5-6 |
7-8 |
5-6 |
4 |
2 |
Источник: разработано авторами
4. ОБСУЖДЕНИЕ
Активное внедрение и применение в практике работы отечественных компаний BPM и ERP-систем, свидетельствует о востребованности их информационных и технологических возможностей. При этом тенденцию выбора направления автоматизации бизнес-процессов в сторону BPM-систем, по мнению экспертного сообщества, следует считать более перспективной. Ключевым выводом, объясняющим данные положения и вытекающим из результатов, полученных в ходе проведенного интервьюирования, является необходимость реализации принципа комплексности при разработке и внедрении новых корпоративных IT-решений. Именно данный принцип делает сегодня решение об интегрированном применении BPM и ERP-систем особенно привлекательным для эффективной организации внешних и внутренних корпоративных коммуникаций и бизнес-процессов.
В специальной литературе довольно часто приводится сравнительный анализ возможностей современных BPM и ERP-систем. Такое противопоставление, по мнению экспертов, не представляется вполне обоснованным. Указанные системы, считают эксперты, призваны дополнять возможности друг друга. Современная практика свидетельствует о том, что в силу большей «гибкости» в настройках и меньшего объёма программирования компании сегодня отдают предпочтение первоочередному внедрению BPM-систем для автоматизации тех бизнес-процессов, которые по разным причинам подвержены более частым изменениям, а затем интегрируют полученные решения с действующей ERP-системой.
Исследования экспертов в области автоматизации компаний, характеризующие целесообразность практического применения конкретного программного продукта, основаны на принципе оценки необходимости и частоты выполнения процедур реинжиниринга бизнес-процессов:
1. в рамках тех подсистем управления, где отмечено явное преобладание учётных операций со стандартной функциональностью и частота изменений в которых минимальна (характерно для «нижнего уровня» системы управления), наиболее целесообразно внедрение автоматизированных систем, реализующих основные учётные процедуры («System of Records»): стандартные корпоративные информационные системы (ERP) и аналогичные системы этого класса (CRM, WMS, PLM, SCM);
2. при реализации задач управления на «среднем уровне», где реинжиниринг процессов более востребован и значительна динамика выполняемых усовершенствований, приоритетными представляются «System of Differentiation», относящиеся к сфере применения BPM-систем;
3. на «верхнем уровне» преобладают задачи и системы, поддерживающие реализацию – отдельных инновационных проектов и НИР в целом; собственных, возможно уникальных методов организации и ведения бизнеса. На этом уровне глубина реинжиниринга и его востребованность не всегда чётко определяема и трудно предсказуема. Поэтому автоматизацию данного класса задач, относящегося к сфере адаптивного кейс-менеджмента (Adaptive Case Management), целесообразно проводить на базе корпоративных систем управления инновациями («System of Innovation»), относящимся к области применения BPM-систем.
Анализируя результаты исследования, проведенного авторами, отметим, что мнения различных групп отечественных экспертов о наиболее перспективных направлениях деятельности и IT-инструментах, способных играть ключевую роль в развитии автоматизации бизнес-процессов в период до 2035 года, далеко не всегда совпадают. Так, руководители высшего звена к числу наиболее приоритетных относят инструменты автоматизации процессов стратегического управления. Прочие категории экспертов наиболее востребованным считают IT-инструменты, способные обеспечить качественную автоматизацию процесса формирования индивидуального набора задач исполнителя на основе конфигурации КИС и квалификационных требований к соответствующей должности.
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итоговым результатом исследований явилось формирование перечня наиболее перспективных тенденций автоматизации бизнес-процессов в отечественных компаниях. На основе мнения экспертного сообщества разработан приоритетный перечень тенденций, представленный в Таблице 4.
Таблица 4.
Ранжированный перечень перспективных направлений деятельности
и IT-инструментов, способных играть ключевую роль в развитии автоматизации бизнес-процессов в период до 2035 года
№ приоритета |
Ранжированный перечень перспективных направлений деятельности и IT-инструментов |
1. |
Формирование индивидуального набора задач менеджера на основе конфигурации КИС и квалификационных требований |
2. |
Интеграция онлайн и офлайн взаимодействия с сотрудниками и потребителями |
3. |
Компьютерное моделирование объектов и процессов |
4. |
Организация межмашинного взаимодействия (M2M) |
5-6. |
ППП управления финансовыми потоками |
Средства визуализация данных |
Источник: разработано авторами
Данный перечень призван помочь руководителям в разработке перспективных стратегий внедрения и практического использования КИС, в решении непростой задачи повышения эффективности использования современных информационных технологий [5].
Результаты исследования подтверждают то, что экспертное сообщество склоняется к мнению о необходимости первоочередного внимания к разработкам, направленным на обеспечение эффективного коммуникационного взаимодействия в системе «руководитель – исполнитель» на основе современных IT-инструментов [9]. Данные инструменты призваны в ближайшей перспективе обеспечить не только сохранение уже достигнутого уровня эффективности цифровизации бизнес-процессов, но и способствовать его значительному росту.
1. CNEWS: Рынок BPM-2021. - URL: https://www.cnews.ru/reviews/rynok_bpm_2021 (дата обращения: 01.03.2022).
2. Svistunov V.M., Lobachev V.V., Simonova M.V. Staff responsibility as efficiency-driven factor of ERP-systems. // Lecture Notes in Networks and Systems. - 2020. - Т. 84. - С. 480-486.
3. Беляев А.М., Ковалева И.А. Современные тенденции организации труда и управления персоналом для повышения производительности труда на промышленных предприятиях // Путеводитель предпринимателя. - 2019. - № 44. - С. 17-29.
4. Захаров Д.К., Лобачева А.С. Формирование и развитие hr-экосистемы в организации // Управление персоналом и интеллектуальными ресурсами в России. - 2020. - № 1(46). - С. 23-26.
5. Иванов И.Н., Лукьянова Т.В. Разработка модели компетенций: подходы и реализация // Вестник университета. - 2019. - № 1. - С. 14-21.
6. Иванов И.Н., Орлова Л.В., Иванов С.И. Формирование и развитие производственных кластеров // Сталь. - 2021. - № 1. - С. 73-77.
7. Ковалева И.А., Канке А.А., Мозговой А.И. Управление человеческими ресурсами через призму глобальных трансформационных изменений // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Экономика». - 2021. - № 1. - С. 71-86.
8. Кузина Г.П., Мозговой А.И., Крылов А.Н. Организация цифровой трансформации российских предприятий // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Экономика». - 2020. - № 4. - С. 69-82.
9. Метелкин П.В., Гончаренко С.С. Экономическая эффективность аппарата управления и способы ее оценки // Вестник транспорта. - 2020. - № 4. - С. 31-33.
10. Метелкин П.В., Овчинников П.Н. Закономерности кластеризации мировой экономики // Вестник университета. - 2015. - № 7. - С. 103-108.
11. Мозговой А.И., Крылов А.Н., Лобачев В.В., Кузина Г.П. Высокотехнологичная индустрия: проблемы развития и пути их решения // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Экономика». - 2021. - № 4 (30). - С. 7-19.