ОЦЕНКА ЦИФРОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ УНИВЕРСИТЕТА: КЕЙС УРАЛЬСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. ПЕРВОГО ПРЕЗИДЕНТА РОССИИ Б.Н. ЕЛЬЦИНА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В цифровую эпоху цифровая компетентность становится фактором профессионализма, а ее формирование - насущной задачей системы образования на всех уровнях. Цель статьи – представить и обсудить результаты исследования, проведенного в одном из федеральных университетов России среди студентов – будущих профессионалов, относительно востребованности и уровня развития цифровой компетентности. С использованием авторского инструментария было выявлено, что, несмотря на критически значимую важность цифровой компетентности для будущей профессиональной деятельности, реальный уровень владения цифровыми компетенциями на четверть ниже желаемого; несмотря на достаточную осведомлённость в цифровых компетенциях, уровень владения ими остается пользовательским, а не профессиональным; цифровая компетентность является побочным продуктом форматов онлайн обучения. Все эти закономерности говорят об отсутствии специального, системно организованного процесса формирования цифровой компетентности, встроенного в образовательную среду вуза, что заставляет разрабатывать и внедрять новую стратегию достижения цифровой компетентности выпускников с целью решения комплексной задачи интеграции профессиональной компетентности, с одной стороны, и цифровой компетентности, с другой.

Ключевые слова:
цифровая компетентность, модели цифровых компетенций, профессиональная компетентность, цифровизация образования
Текст

ВВЕДЕНИЕ

 

Развитие современного общества сопряжено с широким внедрением в повседневную жизнь и трудовую деятельность человека цифровых технологий. Инновации, виртуальная реальность, искусственный интеллект – эти феномены оказывают возрастающее влияние на глобальную экономику и все больше входят в личное пространство каждого индивида.

При этом распространение цифровизации в социально-экономической среде происходит опережающими темпами, по сравнению с развитием цифровых навыков и умений у большинства людей. Инертность сознания человека, присутствие в нем социально-психологических установок, сформированных в «доцифровом» - ушедшем в прошлое – мире, не позволяет нашим современникам самостоятельно воспринимать технологические изменения с адекватной эффективностью. Во многих компаниях цифровая трансформация провозглашена важнейшей задачей, но на деле в головах менеджмента она остается просто первоочередным лозунгом, без понимания ее сути для бизнеса. В сфере государственного и муниципального регулирования положение дел не намного лучше.

Поэтому налицо потребность общества в такой системе образования, которая бы обеспечивала не просто получение знаний, а развитие цифровых навыков индивида на уровне, соответствующем темпам проникновения цифровизации во все сферы общественной жизни, а в идеале – опережающем эти темпы. Профессиональная среда уже сейчас остро нуждается в специалистах, обладающих цифровой компетентностью. В дальнейшем система подготовки таких специалистов должна предоставлять возможность овладения цифровыми навыками в любом возрасте и стимулировать их совершенствование на всех этапах жизни индивида [2; с. 20].

Цифровая компетентность – это набор разноплановых способностей человека в сфере цифровых технологий, с одной стороны, и уровень готовности использовать их в личных и профессиональных целях, с другой:

  • способность к поиску, анализу, оценке и готовность к управлению данными в цифровой среде;
  • способность к взаимодействию и готовность к сотрудничеству посредством цифровых технологий;
  • способность к созданию и готовность к использованию цифрового контента;
  • способность к обеспечению безопасности и готовность к защите данных;
  • способность и готовность к решению проблем, возникающих при использовании цифровых технологий.

В соответствии с вышеперечисленными способностями и соответствующей им готовности (цифровыми компетенциями) формируются модели цифровой компетентности для различных социальных и профессиональных групп.

Любая цифровая компетенция подразумевает наличие у человека цифровых навыков – сформированных моделей поведения – базирующихся на знаниях и умениях в области цифровых технологий. Индивид с высоким уровнем цифровой грамотности не рефлексирует по поводу того, когда и как применять в своей повседневной жизни цифровое устройство. Это заложено в модели его поведения применительно к конкретным ситуациям.

Цифровые навыки подразделяют на пользовательские и профессиональные [3; с. 60]. Профессиональные цифровые навыки относятся к решению сложных профессиональных задач в цифровой среде. Пользовательские цифровые навыки, в свою очередь, можно классифицировать как базовые либо производные. Базовые навыки – это, прежде всего, умения пользоваться различными техническими устройствами, интернетом, работать с файлами, онлайн-сервисами, приложениями и т.п. Их наличие критически важно для овладения цифровой грамотностью. Производные цифровые навыки – это умения применять цифровые технологии, как в повседневной жизни, так и в трудовой деятельности для достижения практических результатов.

Понятия «цифровая компетенция», «цифровые навыки», «цифровая грамотность» зафиксированы в международной концепции ЮНЕСКО ОЭСР [9], Европейской рамке компетенций [8], докладах ЮНЕСКО [12], а также в стандартах обучения ряда корпоративных университетов (например, Сбербанка). [6; с. 14]. Цифровая реальность активно алгоритмизирует стандартные виды работ практически в любой сфере деятельности, с одной стороны, а с другой – активно востребует новые подходы к месту и роли человека в ней. Потому современные модели компетенций будущего, как правило, наряду с обязательным пулом цифровых компетенций включают   т.н. «человеческие компетенции», связанные с реализацией «таланта» - самосознание, управленческие и коммуникативные навыки, способность к достижениям и решение нестандартных задач, адаптированность и готовность к взаимодействию и т.п. Например, представленная на рис. 1. «Целевая модель компетенций 2025», ориентированная на будущее, описывает именно такой вариант интеграции цифровой и «человеческой» реальности.

Навыки будущего

Рис. 1. Целевая модель компетенций 2025 Источник: [6]

«EU DigComp 2.1. Модель цифровых компетенций для граждан», принятая Европейским союзом, предлагает следующую классификацию цифровой компетентности:

Информационная грамотность:

  • умение формулировать потребность в информации, искать данные в цифровой среде, получать доступ к контенту;
  • умение анализировать, интерпретировать, сравнивать и критически оценивать достоверность и надежность источников данных и цифрового контента;
  • способность организовывать, обрабатывать и хранить информацию и контент в цифровой среде.

Коммуникация и сотрудничество:

  • умение взаимодействовать посредством цифровых технологий;
  • умение обмениваться данными и цифровым контентом с другими посредством соответствующих цифровых технологий;
  • способность участвовать в общественной жизни посредством государственных и частных цифровых услуг;
  • умение использовать цифровые инструменты и технологии для совместной работы;
  • знание правил и норм поведения в процессе использования цифровых технологий, понимание культурного и поколенческого разнообразия в цифровой среде;
  • возможность защитить свою репутацию в цифровой среде.

Создание цифрового контента:

  • умение создавать и редактировать цифровой контент в разных форматах;
  • умение модифицировать и повышать качество информации, интегрировать ее в единую совокупность знаний для создания нового контента;
  • способность понимать, как используются авторские права и лицензии;
  • умение планировать и разрабатывать ясные и последовательные команды для вычислительных систем для выполнения конкретных задач.

Безопасность:

  • умение обеспечивать защиту устройств и цифрового контента, понимать риски и угрозы в цифровой среде;
  • умение защищать персональные данные и конфиденциальность, понимать, как пользоваться персональной информацией для предотвращения ущерба;
  • умение избегать рисков для здоровья и угроз физическому и психологическому здоровью в процессе использования цифровых технологий;
  • знание о влиянии цифровых технологий на окружающую среду и экологию.

Решение проблем:

  • умение определять технические проблемы, возникающие при работе с цифровыми устройствами, и решать их (от устранения неполадок до решения более сложных задач);
  • умение определять собственные потребности и отбирать необходимые цифровые инструменты для их решения;
  • способность использовать цифровые инструменты и технологии для создания знаний и инноваций;
  • способность понимать, какие цифровые компетенции необходимо развивать, уметь поддерживать других в развитии их собственной цифровой компетентности.

Система высшего образования в целом и в России, в частности, не может оставаться в стороне от процессов формирования цифровой компетентности выпускников – потенциальных работников, выходящих на рынок труда в качестве высококонкурентных специалистов.

На уровне государственных вузов Российской Федерации реализуются различные программы развития цифровых компетенций (в частности, программа цифровой трансформации Уральского федерального университета). Отдельные направления проблематики, связанной с развитием цифровых навыков, стали предметом исследований в области высшего образования. В научной среде имеет место дискуссия о педагогических подходах, способствующих развитию этих навыков с наибольшей эффективностью [3; с. 62]. Согласно результатам исследований цифровая грамотность студентов повышается по мере увеличения лет обучения, в то время как персональное обладание гаджетами прямого влияния на этот процесс не имеет. Отмечается связь развития цифровых навыков студентов с цифровыми компетенциями их преподавателей [4; 7; 11].

Активно рассматриваются способы опосредованного влияния на развитие цифровой грамотности студентов, которые могут быть задействованы процессе обучения, например, блоги, сетевые энциклопедии, дискуссионные онлайн-клубы, онлайн-игры и симуляторы, ресурсы Learning management systems (LMS), массовые открытые онлайн-курсы (MOOC), специальные приложения и др. [10].

С другой стороны, эффективное внедрение моделей цифровой компетентности в образовательную среду подразумевает, что процесс обучения в данных системах не может быть односторонним, по типу передачи знаний (данных, информации, контента) только от преподавателя к студенту. Формирование цифровых навыков студентов может происходить и альтернативными способами – во взаимодействии студентов без активной роли преподавателя; в виде самообучения; как передача знаний в обратном направлении – от студента к преподавателю. Эта сторона повышения цифровой грамотности студентов также заслуживает внимания исследователей.

В связи с этим представляет интерес то, как сами студенты – объекты процесса обучения – оценивают свои цифровые навыки, свою готовность становиться специалистами в мире, наполненном цифровыми технологиями.

МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Целью представляемого исследования, проведенного на базе Уральского федерального университета им. первого Президента России, являлась самооценка уровня развития цифровой компетентности студентов.

 Инструмент исследования – авторская анкета – был подготовлен с использованием принятой Европейским союзом Модели цифровых компетенций для граждан, описанной выше.

Респондентами выступили студенты университета с 1-го по 4-й курс, распределенные по возрасту и полу. Состав и демографические характеристики респондентов – курс обучения, возраст и пол – представлены на рис. 1, 2, 3.

Рис. 2. Распределение           Рис. 3. Распределение            Рис. 4. Распределение

респондентов по                    респондентов по                    респондентов по полу

курсу обучения                      возрасту

Таким образом, основу выборки составили студенты 2-3 курса в возрасте 18-20 лет преимущественно женского пола. Репрезентативность выборки высокая, поскольку она относится к самому активному слою студенческой молодежи, активно осваивающей фундаментальные основы профессиональной деятельности.

В структуру анкеты в соответствии с выбранной моделью были включены следующие блоки:

  1. важность владения цифровыми компетенциями в сфере профессиональной деятельности будущих выпускников и общая оценка уровня владения ими на момент исследования;
  2. самооценка уровня владения ключевыми элементами цифровой компетентности и степени их недостаточности;
  3. влияние особенностей обучения на формирование цифровых компетенций студентов.

 

 

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

 

            В ходе проведённого исследования были получены следующие значимые результаты.

Блок 1. Важность владения цифровыми компетенциями в сфере профессиональной деятельности будущих выпускников и общая оценка уровня владения ими на момент исследования

А) Подавляющее большинство (86%) студентов считает, что цифровая компетентность являются критически важной для будущей профессиональной деятельности (Рис 4).

Рис. 5. Важность цифровой компетентности для будущей профессиональной деятельности респондентов (Источник: собственное исследование, 2022)

Б) Большинство респондентов (64%) отмечают у себя владение цифровыми компетенциями, однако почти треть из них затрудняются с ответом. (Рис. 6)

Рис. 6. Оценка владения цифровыми компетенциями (Источник: собственное исследование, 2022)

В) Между тем, цифровые компетенции у большинства респондентов развиты в большей степени на уровне пользовательских, нежели профессиональных, что может прогнозировать их недостаточность при выполнении профессиональных задач будущей практической деятельности. (Рис. 7) 

Рис. 7. Результаты изучения владения цифровыми компетенциями (Источник: собственное исследование, 2022)

Блок 2. Самооценка уровня владения ключевыми элементами цифровой компетентности и степени их недостаточности

А) Уровень владения компетенцией «Информационная грамотность» оценивается респондентами, в основном, на «хорошо», однако, аналитический аспект данной цифровой компетенции развит недостаточно высоко. (Рис. 8)

Рис. 8. Оценка владения компетенцией «Информационная грамотность» (Источник: собственное исследование, 2022)

Б) Уровень владения компетенцией «Коммуникация и сотрудничество» оценивается респондентами, по большинству параметров на «хорошо» и «отлично», исключая аспект гражданского участия посредством цифровых технологий  (Рис. 9)

Рис. 9. Оценка уровня владения компетенцией «Коммуникация и сотрудничество» (Источник: собственное исследование, 2022)

В) Уровень владения компетенцией «Создание цифрового контента» по большинству параметров развит на среднем уровне, однако, по параметру, связанному с защитой интеллектуальный собственности, показан более высокий уровень. Кроме того, респонденты на хорошем уровне владеют умениями модифицировать и улучшать качество цифрового контента, т.е. вновь демонстрируют степень развития цифровых компетенций на пользовательском уровне.  (Рис. 10)

Рис. 10. Оценка уровня владения компетенцией «Создание цифрового контента» (Источник: собственное исследование, 2022)

Г) Уровень владения компетенцией «Цифровая безопасность» оценена респондентами преимущественно на «хорошо», кроме индикатора, связанного с техническими параметрами обеспечения безопасности – защита устройства и цифрового контента (Рис. 11)

 

Рис. 11. Оценка уровня владения компетенцией «Цифровая безопасность» (Источник: собственное исследование, 2022)

Д) Уровень владения компетенцией «Решение проблем» (способность решать проблемы в цифровой среде) также оценена респондентами преимущественно на «хорошо», кроме индикатора, связанного с техническими параметрами решения проблем. (Рис. 12)

Рис. 12. Оценка уровня владения компетенцией «Решение проблем» (способность решать проблемы в цифровой среде) (Источник: собственное исследование, 2022)

Блок 3. Влияние особенностей обучения на формирование цифровых компетенций студентов.

А) Респонденты, в целом, отмечают положительное влияние он-лайн обучения на формирование цифровых компетенций (Рис. 13)

Рис. 13. Оценка влияния он-лайн обучения на формирование цифровых компетенций респондентов. (Источник: собственное исследование, 2022)

Б) Наиболее эффективными с точки зрения формирования цифровых компетенций респондентами отмечаются следующие форматы он-лайн обучения: смешанное обучение, самостоятельная работа, дополнительное профессиональное образование. Неприменимость он-лайн курсов для обучения в вузе отмечают лишь 8 % опрошенных. (Рис. 14) 

Рис. 14. Оценка применимости форматов он-лайн курсов в образовательном процессе вуза в целях формирования цифровых компетенций. (Источник: собственное исследование, 2022)

ВЫВОДЫ И ОБСУЖДЕНИЕ

 

Анализируя результаты представленного исследования, следует сделать несколько существенных выводов, значимых для понимания стратегии формирования цифровой компетентности студентов университета на этапе профессионального обучения:

  1. Значимость цифровых компетенций для будущих выпускников критически высока, однако реальный уровень владения цифровыми компетенции примерно на четверть ниже требуемого, при этом фиксируемая степень владения цифровыми компетенциями в больше степени демонстрирует наличие пользовательского, нежели профессионального уровня владения. Подобная зависимость может говорить о стихийном характере овладения цифровыми компетенциями респондентами, а не о систематической работе над их формированием.  
  2. Уровень развития цифровой компетентности респондентов показывает, с одной стороны, вполне достаточную степень осведомленности и ориентации в цифровых компетенциях, однако, с другой стороны, уровень их применения  остается пользовательским.
  3. Отмечается положительная оценка он-лайн обучения и его форматов для формирования цифровой компетентности студентов, однако остается открытым вопрос – насколько управляем этот процесс и насколько он-лайн курсы целенаправленно формируют цифровые компетенции. Думается, что, поскольку он-лайн курс, связанный с формированием профессиональных компетенций, как правило, направлен на формирование последних, сформированность цифровых компетенций оказывается побочным продуктом, и цифровые компетенции приобретаются в силу вынужденной необходимости освоения учебного материала с применением цифровых технологий обучения, нежели благодаря специально организованному процессу формирования цифровой компетентности. 

Эти выводы подкрепляются полученными в ходе исследования данными, касающимися недостаточной подготовленности студентов в сфере цифровой компетентности. Оценка ими конкретных цифровых компетенций, потребность в которых они ощущают на данный момент и которые были бы необходимы им в будущем в их профессиональной деятельности, представлена на Рис. 15.

Рис. 15. Оценка потребности в цифровых компетенциях. (Источник: собственное исследование, 2022)

Все вышеуказанные закономерности формирования цифровых компетенций на данном этапе заставляют выстраивать новую стратегию достижения цифровой компетентности выпускников в цифровую эпоху. Очевидно, что независимо от направления подготовки, учебные планы и содержание учебного процесса должно включать в себя специальные курсы по формированию цифровой компетентности обучающихся с целью решения комплексной задачи интеграции профессиональной

Список литературы

1. Васина В.Н., Черненко И.М. Цифровой человеческий капитал на российском рынке труда: роль интернета и компьютерных компетенций в формировании заработной платы // Экономика труда. - 2021. - Т. 8. - № 12. - С. 1427-1444. doi:https://doi.org/10.18334/et.8.12.113908.

2. Волкова И.А., Петрова В.С. Формирование цифровых компетенций в профессиональном образовании // Вестник НВГУ. - 2019. - № 1. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-tsifrovyh-kompetentsiy-v-professionalnom-obrazovanii (дата обращения: 13.03.2022).

3. Дмитриев Я.В., Алябин И.А., Бровко Е.И., Двинина С.Ю., Демьянова О.В. Развитие цифровых навыков у студентов вузов: де-юре vs де-факто // Университетское управление: практика и анализ. - 2021. - № 25(2). - С. 59-79. https://doi.org/10.15826/umpa.2021.02.015

4. Кейек-Франсен Д. Практики успешности студентов: от очного обучения к масштабному и обратно // Вопросы образования. - 2018. - № 4. - С. 116-138. DOIhttps://doi.org/10.17323/1814-9545-2018-4-116-138.

5. Константинова Д.С., Кудаева М.М. Цифровые компетенции как основа трансформации профессионального образования // Экономика труда. - 2020. - Том 7. - № 11. - С. 1055-1072. doi:https://doi.org/10.18334/et.7.11.111073.

6. Обучение цифровым навыкам: глобальные вызовы и передовые практики. Аналитический отчет. - М.: АНО ДПО «Корпоративный университет Сбербанка», 2018.

7. Borras-Gene O. Use of Digital Badges for Training in Digital Skills within Higher Education. 2018 // ResearchGate| Find and share research. URL: https://www.researchgate.net/publication/327822965_Use_of_digital_badges_for_training_in_digital_skills_within_higher_education (дата обращения: 14.03.2022). DOIhttps://doi.org/10.29007/2pb3.

8. DigComp 2.0: The Digital Competence Framework for Citizens. Update Phase 1: the Conceptual Reference Model. 2016 / R. Vuorikari, Y. Punie, G. S. Carretero [et al.] // Publications Office of the European Union. URL: https://op.europa.eu/en/publication-detail/-/publication/bc52328b-294e-11e6-b616-01aa75ed71a1 /language-en (дата обращения: 14.10.2020). DOIhttps://doi.org/10.2791/607218.

9. Guidelines for Quality Provision in Cross-border Higher Education. 2005 // The Organisation for Economic Co-operation and Development (OECD). URL: https://www.oecd.org/education/skills-beyond-school/35779480.pdf (дата обращения: 12.10.2020).

10. Janelli M. Elektronnoe obuchenie v teorii, praktike i issledovaniyakh [eLearning in Theory, Practice, and Research]. Voprosy obrazovaniya, 2018, nr 4, pp. 81-98. doihttps://doi.org/10.17323/1814-9545-2018-4-81-98. (In Russ.).

11. Information Literacy: Progress, Trends and Challenges / B. Podgornik, D. Dolničar, T. Bartol, A. Šorgo. New York : Nova Science Publishers, 2018. 150 p.

12. UNESCO Institute for Statistics. A Global Framework of Reference on Digital Literacy Skills for Indicator 4.4.2.2018 // UNESCO UIS: [cайт]. URL: http://uis.unesco.org/sites/default/files/documents/ip51-global-frameworkreference-digital-literacy-skills-2018-en.pdf (дата обращения: 21.01.2021).

Войти или Создать
* Забыли пароль?