В статье рассматриваются аспекты применения современных информационных технологий в профессиональной деятельности учителей математики. Реализация программ, определенных стандартом, на практике ставит задачу разработки методических рекомендаций по использованию на уроках различных ИКТ-инструментов, сборников примерных планов уроков и заданий для учащихся с использованием моделирования и математического эксперимента. Кроме того, возникает необходимость построения новой модели обучения учителей в системе дополнительного профессионального образования. Такая работа проводится на курсах повышения квалификации в рамках целевой программы для учителей школ, осуществляющих поэтапный переход на ФГОС ООО по мере готовности. Авторы исследуют вопросы: каков общий уровень ИКТ-компетентности учителей математики сегодня; возможно ли построение системы подготовки учителей математики для овладения современными ИКТ-компетенциями.
ИКТ-компетентность учителя математики, информационные технологии в профессиональной деятельности учителя математики.
Современный учитель математики имеет дело с целым комплексом компьютерных средств, различным цифровым оборудованием, а также программным обеспечением.
У каждого ученика в наше время есть, как минимум, мобильный телефон, который одновременно является и мобильным компьютером, способным решать ряд следующих задач:
- осуществлять работу с офисными приложениями;
- делать геометрические построения;
- записывать и воспроизводить звук и видео;
- осуществлять качественную фотосъемку;
- производить цифровые измерения и др.
У многих школьников имеются также небольшие планшетные компьютеры, с помощью которых можно решать более сложные задачи.
Почему современный учитель математики не только может, но и должен проектировать свой урок с применением информационных технологий? Какие темы наиболее эффективно осваивать с использованием этих технологий?
Ответы на эти и другие вопросы дают нам материалы Федеральных государственных стандартов и профессионального стандарта «Педагог» [4].
ФГОС основного общего образования предъявляет следующие требования к предметным результатам образовательной области «Математика и информатика»: «Предметные результаты изучения предметной области “Математика и информатика” должны отражать: “…исследования построенной модели с использованием геометрических понятий и теорем…”» [7].
1. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф. и др. Геометрия 7-9: Учебник для общеобразоват. учреждений. М.: Просвещение, 2014.
2. Атанасян Л.С., Бутузов В.Ф. и др. Геометрия: Рабочая тетрадь для 8 класса общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2014.
3. Гаврилова Н.Ф. Поурочные разработки по геометрии: 8 класс. М.: ВАКО, 2014.
4. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10. 2013 № 544н «Об утверждении профессионального стандарта “Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)”». http://www.rg.ru/2013/12/18/pedagog-dok.html
5. Рабинович Е.М. Задачи и упражнения на готовых чертежах 7-9 класс. М.: Илекса.
6. Структура ИКТ-компетентности учителей: рекомендации ЮНЕСКО. http://ru.iite.unesco.org/publications/3214694/
7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО): утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 № 1897. М., 2010, 50 с.
8. Живая математика: Учебно-методический комплект / Научный руководитель проекта Г.Б. Шабат. М.: KEY CURRICULUM PRESS.
9. GeoGebra, Динамическая математика и наука для изучения и обучения. http://www.geogebra.org/