Москва, Россия
Приоритетной задачей современной системы дополнительного профессионального образования (ДПО) для своевременной переподготовки кадров и обеспечения инновационного характера развития педагога является создание системы непрерывного образования и постдипломного повышения квалификации, все более значимой частью которой становится самообразование. Одним из важнейших факторов реализации требований к новой системе ДПО является широкое использование в профессиональном самообразовании потенциала веб-технологий. Для эффективного самостоятельного повышения квалификации преподаватели должны обладать и информационно-коммуникативной компетентностью. Преподавателям необходимо участвовать и самим создавать профессиональные сетевые сообщества, использовать телеконференции, тематические форумы, социальные сети для того, чтобы вовлечь коллег в процесс самообразования, инициировать всевозможные способы педагогического взаимодействия с помощью различных видов коммуникаций, общения и т.д. Одной из приоритетных задач обеспечения инновационного характера образования в Российской Федерации на период до 2020 г. станет создание системы непрерывного образования, подготовки и переподготовки профессиональных кадров, постдипломное повышение квалификации «вчерашних студентов».
веб-технологии, повышение квалификации, самообразвание, ФГОС.
В системе ДПО в настоящее время все большее внимание уделяется обновлению квалификационных требований и квалификационных характеристик работников системы образования, основой которых можно назвать профессиональные педагогические компетентности, связанные с необходимостью обеспечения опережающего развития профессиональной деятельности.
По мнению ряда ученых: А.А. Андреева, С.В. Богдановой, Т.Г. Браже, В.Г. Воронцова, Е.С. Комракова, Э.М. Никитина, А.М. Новикова, Е.С. Полат, В.И. Солдаткина, А.Г. Чернявской, И.Д. Чечель и др., — действующие модели повышения квалификации работников образования в системе ДПО не отражают современного состояния их профессиональной деятельности.
Обобщение результатов анализа состояния современной системы ДПО (Т.Г. Браже, С.Г. Вершловский, Ю.В. Кричевский, Ю.Н. Кулюткин, Г.С. Сухобская и др.) показывает, что основными причинами, препятствующими развитию системы ДПО, являются:
- регламентированный временной характер процесса повышения квалификации;
- традиционные малоэффективные и ресурснозатратные формы и модели повышения квалификации;
- обучение инновационным образовательным технологиям и их применению не «в деятельности», а в лекционной аудитории;
- сложности организации переподготовки и повышения квалификации с полным отрывом от профессиональной деятельности;
- недостаточное развитие дистанционных технологий в сфере переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, организации их профессионального общения;
- унифицированный характер программ повышения квалификации, не отражающих потребности конкретных работников различных областей профессиональной деятельности.
1. Буданов А.Н. Курсовые формы обучения в процессе подготовки и непрерывного повышения квалификации воспитателей школ и групп продленного дня: Дис. … канд. пед. наук / А.Н. Буданов. Пермь, 1990. 181 с.
2. Волкова О.В. Самообразование педагога / О.В. Волкова // Справочник заместителя директора школы. 2011. № 2.
3. Какиева Л.Х. Организационно-педагогические условия непрерывного повышения квалификации преподавателей педагогических училищ: Дис. … канд. пед. наук / Л.Х. Какиева. М., 1991. 168 с.
4. Краткая профессиограмма учителя начальных классов средней общеобразовательной школы (методические рекомендации). Л., 1976. 58 с.
5. Левченко И.В. Учебная программа «Теория и методика обучения информатике» для студентов математического факультета по специальности 030100.00 «Информатика» кафедры информатики и прикладной математики Московского городского педагогического университета / И.В. Левченко, Н.Н. Самылкина, Л.М. Дергачева.
6. Малашенкова В.Л. Модульное обучение как средство развития самообразовательной деятельности педагога в системе повышения квалификации: Дис. … канд. пед. наук / В.Л. Малашенкова. Омск, 1997.
7. Нефедова К.А. Самообразование учителя общеобразовательной школы / К.А. Нефедова. Омск: ОГПИ, 1984. 67 с.
8. Ниматулаев М.М. Профессиональная деятельность учителя информатики и его роль в новой информационно-образовательной среде / М.М. Ниматулаев,Р.М. Магомедов // Информатика и образование. 2011. № 2. С. 81-83.
9. Семенова Е.С. Совершенствование самообразовательной деятельности учителей в системе повышения квалификации: Автореф. дис. … канд. пед. наук / Е.С. Семенова. Спб., 1993. 18 с.
10. Скоробогатова Т.С. Развитие самообразовательной компетентности у будущего учителя информатики / Т.С. Скоробогатова // Педагогическое образование в России. Нижний Новгород. 2011. № 4. С. 206-210.
11. Харламов И.Ф. Педагогика / И.Ф. Харламов. М.: Высшая школа, 1990. 576 с.
12. Шалаева М.В. Самообразование педагогов как фактор повышения профессиональной компетентности / М.В. Шалаева. http://nsportal.ru/detskii-sad/upravlenie-dou/tvorcheskii-otchet-%C2%ABsamoobrazovanie-pedagogov-kak-faktor-povysheniyaprof