В статье сделан анализ бытующему мнению современных ученых об утрате эффективности и оправданности сохранения за лекцией статуса ведущей формы обучения, в частности для базовой дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Особенно это связано с последними трагическими событиями в образовательных учреждениях России. Распространенное мнение о том, что лекция – это не эффективная форма обучения, не вызывающая интереса у большинства студентов и при внедрении интерактивных форм и видов обучения, отмирающая и в принципе бесполезна, не имеет под собой доказательной базы и не всегда объективно. Автор сделал выводы и выражает твердое убеждение, что лекция остается основной и пока незаменимой для воспроизводства формой познания, даже при формате онлайн обучения. В статье даны обоснования этой парадигмы. Современная технология и цифровизация системы обучения с применением интерактивных форм и способов, позволяет посредством чтения и практического показа действий различного характера, доходчиво транслировать студентам первых курсов сложные формы законодательно – правовых принципов и теоретических аспектов безопасности жизнедеятельности по защите населения и объектов экономики в различных условиях чрезвычайных ситуаций.
трансформация образовательного процесса, лекция, интерактивные формы и методы, безопасность жизнедеятельности
1. Безопасность жизнедеятельности. Часть 1: учебник / А.И. Овсяник, Л.Н. Романченко, С.И. Буслаев [и др.]. М.: Издательство «Кнорус», 2021. 369 с.
2. Грицевская И.М. Лекции в современном вузе: интерактивный подход [Электронный ресурс]. - URL: https://cyberleninka.ru/journal/n/vestnik-krasnoyarskogo-gosudarstvennogo-pedagogicheskogo-universiteta-im-v-p-astafieva.
3. Макарова М.В. Перспективы онлайн-образования в России // Современное образование. 2020. № 2. С. 5970.
4. Приказ Минобрнауки Российской Федерации от 17.08.2020 № 1037 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры».
5. Романченко Л.Н. Ключевые компетенции как условия нового способа формирования культуры безопасности жизнедеятельности в процессе обучения студентов образовательных организаций высшего образования // Формирование культуры безопасности жизнедеятельности в образовательной среде: приоритеты, проблемы, решения. Сборник материалов по итогам Международной научной конференции. 2018. С. 190200.
6. Романченко Л.Н. Разработка технологии педагогических подходов при формировании компетентности будущих руководителей в области культуры безопасности жизнедеятельности // Мир педагогики и психологии. 2018. № 4 (21). С. 150162.
7. Романченко Л.Н. Формы самостоятельной работы студента при изучении основ «Культуры безопасности жизнедеятельности» // Мир педагогики и психологии. 2018. № 2 (19). С. 5271.