Россия
Эргономическая биомеханика в жизнедеятельности современного человека новое направление, позиционирующееся на рынке оздоровительных услуг. Некоторые фирмы проводят эргономическую оценку рабочих мест с целью борьбы с хронической усталостью у своих сотрудников и повышения их двигательной активности. Фактор эргономичности товаров набирает оборот в маркетинге. Проведенный анализ показал, что эргономическая биомеханика не изучается в вузах спортивного профиля, и студенты не имеют достаточного представления, где может быть использовано данное направление. В научной литературе данный аспект представлен недостаточно, и его развитие покажет не только социальную функцию эргономической биомеханики, но и ее практическую направленность как в образовании, так и в обычной жизни человека как потребителя. Прикладные научные исследования были проведены в Кубанском государственном университете физической культуры, спорта и туризма студентами профиля «Физическая реабилитация» при изучении профильного предмета «Биомеханика двигательной деятельности человека». Первая часть исследования проводилась в учебной аудитории с использованием биомеханических параметров и компьютерных кресел, на которых сидят студенты (фото-видеосьемка, измерение углов при сидении). Данное практическое занятие проводилось впервые и было для студентов неожиданностью. Более того, сложность заключалась в том, что студенты находились в учебной аудитории, а преподаватель дома на самоизоляции, руководя измерениями с помощью голосовой связи и компьютера. Вторая часть исследования заключалась в умении организовать собственную эргономическую среду на примере рабочего места в домашних условиях. Использование метода проектных технологий позволило показать не только практическую направленность исследования, но и индивидуальность, творческий подход студента при выполнении практической задачи самостоятельно. Представленное прикладное исследование показывает развитие компетенций, обозначенных в рабочей программе по предмету и будет продолжено при прохождении практики в общеобразовательных школах Краснодара и Краснодарского края.
эргономическая биомеханика, движения вокруг осей, локомоторные и перемещающие движения, поза движения, эргономическая среда, педагогический эксперимент, образовательные технологии, здоровьесберегающее образование, функциональная биомеханика, биомеханика в проектных технологиях
1. Абляева А.В. Эргономика рабочих мест в школе как важный фактор сохранения здоровья подростков // Медицина труда и промышленная экология. 2020. Т. 60. № 11. С. 707709.
2. Анохин А.Н., Падерно П.И., Сергеев С.Ф. Человеческий фактор на «эрго 2014» // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. 2014. № 3 (70). С. 3036.
3. Бондаренко А.Г., Харитонов В.В., Соловей Ю.Н. Эргономическая оптимизация // Эргономическая оптимизация обучающей среды при подготовке авиационных специалистов с использованием компьютерных систем // Тренды и управление. 2015. № 3. С. 301317.
4. Горобец Т.Н. Психолого-эргономические компоненты безопасности жизнедеятельности человека // Акмеология. 2014. № 4 (52). С. 7176.
5. Денисов Д.П., Огрызков В.Е. Алгоритм виртуального выбора и эргономика дистанционных услуг в образовании // Эргодизайн. 2020. № 4 (10). С. 194202.
6. Днепров С.А. Эргономические аспекты деятельности педагога в новых условиях обучения // Мир науки. Педагогика и психология. 2019. Т. 7. № 5. С. 5.
7. Кузнецова З.М., Овчинников Ю.Д. Усталость-биомеханическая категория // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. 2018. Т. 13. № 1. С. 178183.
8. Назаренко Н.А., Осетров А.В. Особенности эргономической оценки пользовательских интерфейсов человеко-машинных систем специального назначения // Биотехносфера. 2015. № 1 (37). С. 3843.
9. Наумчик В.Н. Эргономика как социально-педагогическая особенность трудовой деятельности современного педагога // Проблемы современного образования. 2019. № 5. С. 108113.
10. Овчинников Ю.Д., Плотникова Ю.В. Эргономичность игрушки в тактильных ощущениях пальцев (с использованием блочного конструктора Фанкластик™) // Инновационные проекты и программы в образовании. 2018. № 2. С. 4952.
11. Окулова Л.П. Эргономика и ее роль в педагогическом процессе // Образование и саморазвитие. 2012. № 3 (31). С. 104108.
12. Окулова Л.П. Эргономические требования к дидактическим средствам обучения в целях создания комфортной учебной среды // Сибирский педагогический журнал. 2013. № 6. С. 7074.
13. Паскенова А.В., Мансурова Г.Р., Амиров Н.Х., Фатхутдинова Л.М. Эргономическая характеристика рабочих мест в ИТ-компании // Медицина труда и промышленная экология. 2017. № 12. С. 5560.
14. Харитонов В.В., Бондаренко А.Г. Особенности преподавания авиационной эргономики студентам и летчикам (штурманам)-испытателям // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. 2013. № 4 (67). С. 116120.
15. Шукейло Ю.А., Хомутов В.П., Хомутов В.В. Методы биомеханики трудовой деятельности и реабилитации // Биотехносфера. 2010. № 2 (8). С. 4954.
16. Чайнова Л.Д. Эргономика в решении проблем гуманизации городской среды // Дизайн-ревю. 2012. № 12. С. 1122.
17. Яценко Е.С., Тинина И.К. Эргономический аспект педагогической деятельности // Высшее образование в России. 2013. № 10. С. 159161.