ГРАФОАНАЛИТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ И МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ КАРТЫ ТЕРМИНОСИСТЕМ В СФЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Исследование понятийно-терминологического аппарата, используемого в государственном управлении, в частности, в деятельности таможенных органов Российской Федерации, анализ практики его применения и путей дальнейшего совершенствования в условия развития государственных структур - актуальная научно-практическая задача, требующая для своего решения соответствующего научного обеспечения. Авторами разработаны графоаналитическая модель и механизм формирования интеллектуальной карты терминосистем в сфере государственного управления; представлены графические инструменты определения размерности знания и ожидаемый эффект от реализации проекта интеллектуальной карты. Такие методы как системный анализ, прототипирование и когнитивное моделирование предлагаются в качестве основных при формировании терминосистем управления; определяется порядок их применения. Раскрываются возможности по использованию интеллектуальной цифровой технологии в целях конструирования терминосистем. Сформулирована целостная концепция формирования терминосистем в условиях многозначности понятийного аппарата концепций государственного управления. На примере теории таможенного администрирования определены потребности в решении задач терминологического анализа, в том числе в процессе перехода к когнитивным технологиям управления. Авторами представлены результаты исследования теоретических положений и существующих методических подходов к исследованию и развитию терминосистем управления, графоаналитическая модель и механизм формирования интеллектуальной карты терминосистемы.

Ключевые слова:
управление, государственное управление, терминосистема, конструирование терминосистем управления, системный анализ, когнитивный подход, прототипирование, когнитивная карта, термин-знание
Текст

Введение

Первостепенное значение для раскрытия сущности какого-либо явления имеет определение понятий и терминов, которыми это явление обозначается. Поэтому важнейшим методологическим основанием получения нового научно-педагогического знания становится понятийно-терминологический аппарат. Изучение и разработка понятийно-терминологического аппарата представляет особые задачу научно-исследовательской работы.

Современная теория управления – это сложная система знаний, базисом которой являются термины и их определения. Термины устанавливают структурные элементы теории, описываю область знаний или сферу их применения.

Термины служат специализированными, точными обозначениями, характерными для сферы, предметов, явлений, их свойств и взаимодействий. Основной задачей термина является систематизация знания, изложение положений теории в строгой и неуязвимой последовательности. [3]

Содержание термина раскрывается двумя подходами: первый статичный; второй динамический. Статичный подход выражает функцию фиксации знания термин итог познания. [6] Динамический подход связан с развитием когнитивного терминоведения, утверждает, что термин это динамическое явление, которое формулируется и развивается в процессе познания (когниции).

В рассматриваемом случае термин — это единица определённой теории и/или концепции, представляющей особую область знания. И, поскольку знание имеет не только теоретическое обоснование, но и прикладную форму сферы (области) применения, термину также соответствует практический характер.

Совокупность терминов представляется в формате терминологии или терминосистемы. [4] В формате терминологии термины складываются стихийно, по мере становления и развития теории; в формате терминосистемы — совокупность терминов систематизируется для решения конкретных профессиональных задач.

Терминосистемы представляют собой целостное терминологическое описание определяемого объекта, например, организации, ее деятельности или управления деятельностью. При этом они могут отображать собственно систему или систему и ее статические взаимосвязи с базисной системой (например, с системой понятий) или, например, представлять определяемый объект в свойственной для него динамике.

Здесь и в дальнейшем при изложении материалы будут приведены примеры, связанные с формированием отдельных аспектов терминосистем государственного управления.

Материал и методы исследования

Информационную и эмпирическую базу исследования составили научные разработки российских и зарубежных авторов в области теории государственного управления, критический анализ которых позволил выявить закономерности в формировании терминосистемы научной области.

В ходе исследования авторами применялись общенаучные и аналитические методы, такие как: системой анализ, терминологический анализ, моделирование и прототипирование в рамках мысленных и критических экспериментов.

Результаты исследования и их обсуждение

Для формирования терминосистемы исследуемой предметной области, используется понятие терминологического анализа.

Терминологический анализ – это один из теоретических методов исследования, который направлен на раскрытие сущности исследуемых явлений посредством обнаружения и уточнения значений и смыслов терминов (понятий) их обозначающих, а также на установление связей между ними. Результатом терминологического анализа, как правило, становятся дефиниции и обозначения выявленных научных подходов (позиций) к трактовке и определению соответствующих понятий. [7]

Основным методом формирования терминосистемы является анализ (систематизация), дополнительным — метод синтеза (прототипирование). Также на практике применяются методы предписывающие (прескриптивные), которые устанавливают термин как норму и правило.

Совместно с анализом и синтезом используются и другие аналитические методы, обеспечивающие формализацию и модернизацию термина. В условиях информационной неопределённости и характера данных используется комплекс методов. В его составе: экспертные и аналитические, прогноза и моделирования, эвристические, синергетические и другие методы.

Актуальность задачи формирования теорминосистем для профессиональной (предметной) области повышается в условиях интеллектуализации отдельных процессов в управлении, разработка базы знаний которых – приоритетное направление развития современных государственных структур.

В рамках данного исследования разработана методика формирования терминосистемы, представлена графоаналитическая модель и механизм ее применения в сфере управления; приведен пример характерный в таможенных органов [9], рассматриваемых в качестве института госуправления.

Предлагаемая методика включает механизм формирования терминов и три основных этапа ее синтеза: системный анализ, прототипирование и когнитивное моделирование.

Системный анализ обеспечивает обобщение и систематизацию множества данных или различных трактовок термина. В процессе проведения анализа формируется структура термина аналогично структуре системы: определяются элементы, связи, подсистемы и т.д. Конструируемая терминосистема представляется логично и последовательно, термины образуют единство и выражают концепцию решаемой задачи – ее базовое условие.

Прототипирование – это процедура и соответствующий метод нахождение базиса термина, которым могут служить сложившиеся нормы и правила, практика и опыт. Прототип термина составляет доказательную основу для дальнейших представлений термина, а также его модернизации, поскольку связь с прототипом и последствиями его изменений будет иметь существенное значение при построении терминосистемы.

Завершающим этапом формирования термина является когнитивное моделирование. Прототип как устойчивая характеристика позволяет решить задачу интеллектуализации на основе сформированного знания – модели формирования и определения термина. Знание как абсолютная категория выражает уникальный характер термина, а значит может использоваться при составлении когнитивных карт и в дальнейшем для создания самообучаемой и саморазвивающейся среды.

Механизм формирования терминов рассматривается нами как управляющий элемент, задающий процедуру формирования термина и ее параметры.

Графоаналитическая модель формирования терминосистемы представлена на рис. 1. Здесь формализована процедура преобразования понятия (термина-аналога) в термин специальной терминосистемы (термин-знание). Такое преобразование происходит поэтапно и циклично. Соотношение и согласование терминоформ (термин-понятие (I), термин-структура (S), термин-прототип (P), термин-знание (K)) представляется отдельной исследовательской задачей, решение которой возможно с применением вспомогательных методик, таких как методики экспертного, статистического анализа и аналитического моделирования.

Последовательность этапов и размерность цикла формирования терминосистемы зависят от уровня осознания решаемой задачи (теоретического или правового); представим некоторые наиболее характерные инварианты применения механизма.

Для формирования терминосистемы исследуемой предметной области, используется понятие терминологического анализа.

Терминологический анализ – это один из теоретических методов исследования, который направлен на раскрытие сущности исследуемых явлений посредством обнаружения и уточнения значений и смыслов терминов (понятий) их обозначающих, а также на установление связей между ними. Результатом терминологического анализа, как правило, становятся дефиниции и обозначения выявленных научных подходов (позиций) к трактовке и определению соответствующих понятий. [7]

Основным методом формирования терминосистемы является анализ (систематизация), дополнительным — метод синтеза (прототипирование). Также на практике применяются методы предписывающие (прескриптивные), которые устанавливают термин как норму и правило.

Совместно с анализом и синтезом используются и другие аналитические методы, обеспечивающие формализацию и модернизацию термина. В условиях информационной неопределённости и характера данных используется комплекс методов. В его составе: экспертные и аналитические, прогноза и моделирования, эвристические, синергетические и другие методы.

Актуальность задачи формирования теорминосистем для профессиональной (предметной) области повышается в условиях интеллектуализации отдельных процессов в управлении, разработка базы знаний которых – приоритетное направление развития современных государственных структур.

В рамках данного исследования разработана методика формирования терминосистемы, представлена графоаналитическая модель и механизм ее применения в сфере управления; приведен пример характерный в таможенных органов, рассматриваемых в качестве института госуправления.

Предлагаемая методика включает механизм формирования терминов и три основных этапа ее синтеза: системный анализ, прототипирование и когнитивное моделирование.

Системный анализ обеспечивает обобщение и систематизацию множества данных или различных трактовок термина. В процессе проведения анализа формируется структура термина аналогично структуре системы: определяются элементы, связи, подсистемы и т.д. Конструируемая терминосистема представляется логично и последовательно, термины образуют единство и выражают концепцию решаемой задачи – ее базовое условие.

Прототипирование – это процедура и соответствующий метод нахождение базиса термина, которым могут служить сложившиеся нормы и правила, практика и опыт. Прототип термина составляет доказательную основу для дальнейших представлений термина, а также его модернизации, поскольку связь с прототипом и последствиями его изменений будет иметь существенное значение при построении терминосистемы.

Завершающим этапом формирования термина является когнитивное моделирование. Прототип как устойчивая характеристика позволяет решить задачу интеллектуализации на основе сформированного знания – модели формирования и определения термина. Знание как абсолютная категория выражает уникальный характер термина, а значит может использоваться при составлении когнитивных карт и в дальнейшем для создания самообучаемой и саморазвивающейся среды.

Механизм формирования терминов рассматривается нами как управляющий элемент, задающий процедуру формирования термина и ее параметры.

Графоаналитическая модель формирования терминосистемы представлена на рис. 1. Здесь формализована процедура преобразования понятия (термина-аналога) в термин специальной терминосистемы (термин-знание). Такое преобразование происходит поэтапно и циклично. Соотношение и согласование терминоформ (термин-понятие (I), термин-структура (S), термин-прототип (P), термин-знание (K)) представляется отдельной исследовательской задачей, решение которой возможно с применением вспомогательных методик, таких как методики экспертного, статистического анализа и аналитического моделирования.

Последовательность этапов и размерность цикла формирования терминосистемы зависят от уровня осознания решаемой задачи (теоретического или правового); представим некоторые наиболее характерные инварианты применения механизма.

Список литературы

1. Указ Президента РФ от 15 августа 2001 г. № Пр-1496 «Об утверждении Концепции реформирования системы государственной службы Российской федерации» / Электронный ресурс: URL: http://base.garant.ru/189260/.

2. Указ Президента РФ от 19.11.2002 №1336 «О Федеральной программе "Реформирование государственной службы Российской Федерации (2003 - 2005 годы)» / Электронный ресурс: URL: http://www.consultant.ru/cons/.

3. Гринёв-Гриневич С. В. Терминоведение: Учебное пособие / Под ред. А. Б. Васильева. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 225-270 с.

4. Канделаки Т. Л. Семантика и мотивированность терминов / Т. Л. Канделаки. - Москва : Наука, 1977. - 98-140 с.

5. Макрусев В.В. Теория когнитивного анализа: Учебник. / В.В.Макрусев - М.: РИО РТА, 2021. 65-120 с.

6. Никитина С. Е. Семантический анализ языка науки / С. Е. Никитина. - М.: Наука, 1987. - 112 с.

7. Титова Е.В. Терминологический анализ как метод и задача исследования // The Emissia.Offline Letters. - 2010. / Электронный ресурс: URL: http://www.emissia.org/offline/2010/1425.htm.

8. Тодд Заки Варфел Прототипирование. Практическое руководство // М.: Манн, Иванов и Фербер, 2013 г. 100 с.

9. Makrusev V., Lyubkina E., Vakhrushev V. The Adaptive Model Of Customs Management // В сборнике: MATEC Web of Conferences 2018. С. 01018.

10. Babka O. Knowledge-based system supporting design system. European Journal of Engineering Education, Vol. 17, 1992. - P. 181-187.

11. Harmon P. and Hall C. Intelligent software systems development. John Wiley, 1993.

12. Winston P.H. Learning by Understanding Analogies. Memo 520. MII Artificial Intelligence Laboratory, 1979, Apri1.


Войти или Создать
* Забыли пароль?