Moscow, Russian Federation
Russian Customs Academy
VAC 08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством
UDK 33 Экономика. Народное хозяйство. Экономические науки
The study of the conceptual and terminological apparatus used in public administration, in particular, in the activities of the customs authorities of the Russian Federation, the analysis of the practice of its application and ways of further improvement in the conditions of development of state structures is an urgent scientific and practical task that requires appropriate scientific support for its solution. The authors have developed a graphoanalytic model and a mechanism for the formation of an intellectual map of terminological systems in the field of public administration; graphical tools for determining the dimension of knowledge and the expected effect of the implementation of the intellectual map project are presented. Such methods as system analysis, prototyping and cognitive modeling are proposed as the main ones in the formation of management term systems; the order of their application is determined. The possibilities of using intelligent digital technology for the construction of term systems are revealed. The integral concept of the formation of terminological systems in the context of the ambiguity of the conceptual apparatus of the concepts of public administration is formulated. On the example of the theory of customs administration, the needs for solving problems of terminological analysis, including in the process of transition to cognitive management technologies, are determined. The authors present the results of a study of theoretical positions and existing methodological approaches to the study and development of management term systems, a graphoanalytic model and a mechanism for the formation of an intellectual map of the term system.
management, public administration, term system, construction of management term systems, system analysis, cognitive approach, prototyping, cognitive map, term-knowledge
Введение
Первостепенное значение для раскрытия сущности какого-либо явления имеет определение понятий и терминов, которыми это явление обозначается. Поэтому важнейшим методологическим основанием получения нового научно-педагогического знания становится понятийно-терминологический аппарат. Изучение и разработка понятийно-терминологического аппарата представляет особые задачу научно-исследовательской работы.
Современная теория управления – это сложная система знаний, базисом которой являются термины и их определения. Термины устанавливают структурные элементы теории, описываю область знаний или сферу их применения.
Термины служат специализированными, точными обозначениями, характерными для сферы, предметов, явлений, их свойств и взаимодействий. Основной задачей термина является систематизация знания, изложение положений теории в строгой и неуязвимой последовательности. [3]
Содержание термина раскрывается двумя подходами: первый статичный; второй – динамический. Статичный подход выражает функцию фиксации знания – термин – итог познания. [6] Динамический подход связан с развитием когнитивного терминоведения, утверждает, что термин – это динамическое явление, которое формулируется и развивается в процессе познания (когниции).
В рассматриваемом случае термин — это единица определённой теории и/или концепции, представляющей особую область знания. И, поскольку знание имеет не только теоретическое обоснование, но и прикладную форму сферы (области) применения, термину также соответствует практический характер.
Совокупность терминов представляется в формате терминологии или терминосистемы. [4] В формате терминологии термины складываются стихийно, по мере становления и развития теории; в формате терминосистемы — совокупность терминов систематизируется для решения конкретных профессиональных задач.
Терминосистемы представляют собой целостное терминологическое описание определяемого объекта, например, организации, ее деятельности или управления деятельностью. При этом они могут отображать собственно систему или систему и ее статические взаимосвязи с базисной системой (например, с системой понятий) или, например, представлять определяемый объект в свойственной для него динамике.
Здесь и в дальнейшем при изложении материалы будут приведены примеры, связанные с формированием отдельных аспектов терминосистем государственного управления.
Материал и методы исследования
Информационную и эмпирическую базу исследования составили научные разработки российских и зарубежных авторов в области теории государственного управления, критический анализ которых позволил выявить закономерности в формировании терминосистемы научной области.
В ходе исследования авторами применялись общенаучные и аналитические методы, такие как: системой анализ, терминологический анализ, моделирование и прототипирование в рамках мысленных и критических экспериментов.
Результаты исследования и их обсуждение
Для формирования терминосистемы исследуемой предметной области, используется понятие терминологического анализа.
Терминологический анализ – это один из теоретических методов исследования, который направлен на раскрытие сущности исследуемых явлений посредством обнаружения и уточнения значений и смыслов терминов (понятий) их обозначающих, а также на установление связей между ними. Результатом терминологического анализа, как правило, становятся дефиниции и обозначения выявленных научных подходов (позиций) к трактовке и определению соответствующих понятий. [7]
Основным методом формирования терминосистемы является анализ (систематизация), дополнительным — метод синтеза (прототипирование). Также на практике применяются методы предписывающие (прескриптивные), которые устанавливают термин как норму и правило.
Совместно с анализом и синтезом используются и другие аналитические методы, обеспечивающие формализацию и модернизацию термина. В условиях информационной неопределённости и характера данных используется комплекс методов. В его составе: экспертные и аналитические, прогноза и моделирования, эвристические, синергетические и другие методы.
Актуальность задачи формирования теорминосистем для профессиональной (предметной) области повышается в условиях интеллектуализации отдельных процессов в управлении, разработка базы знаний которых – приоритетное направление развития современных государственных структур.
В рамках данного исследования разработана методика формирования терминосистемы, представлена графоаналитическая модель и механизм ее применения в сфере управления; приведен пример характерный в таможенных органов [9], рассматриваемых в качестве института госуправления.
Предлагаемая методика включает механизм формирования терминов и три основных этапа ее синтеза: системный анализ, прототипирование и когнитивное моделирование.
Системный анализ обеспечивает обобщение и систематизацию множества данных или различных трактовок термина. В процессе проведения анализа формируется структура термина аналогично структуре системы: определяются элементы, связи, подсистемы и т.д. Конструируемая терминосистема представляется логично и последовательно, термины образуют единство и выражают концепцию решаемой задачи – ее базовое условие.
Прототипирование – это процедура и соответствующий метод нахождение базиса термина, которым могут служить сложившиеся нормы и правила, практика и опыт. Прототип термина составляет доказательную основу для дальнейших представлений термина, а также его модернизации, поскольку связь с прототипом и последствиями его изменений будет иметь существенное значение при построении терминосистемы.
Завершающим этапом формирования термина является когнитивное моделирование. Прототип как устойчивая характеристика позволяет решить задачу интеллектуализации на основе сформированного знания – модели формирования и определения термина. Знание как абсолютная категория выражает уникальный характер термина, а значит может использоваться при составлении когнитивных карт и в дальнейшем для создания самообучаемой и саморазвивающейся среды.
Механизм формирования терминов рассматривается нами как управляющий элемент, задающий процедуру формирования термина и ее параметры.
Графоаналитическая модель формирования терминосистемы представлена на рис. 1. Здесь формализована процедура преобразования понятия (термина-аналога) в термин специальной терминосистемы (термин-знание). Такое преобразование происходит поэтапно и циклично. Соотношение и согласование терминоформ (термин-понятие (I), термин-структура (S), термин-прототип (P), термин-знание (K)) представляется отдельной исследовательской задачей, решение которой возможно с применением вспомогательных методик, таких как методики экспертного, статистического анализа и аналитического моделирования.
Последовательность этапов и размерность цикла формирования терминосистемы зависят от уровня осознания решаемой задачи (теоретического или правового); представим некоторые наиболее характерные инварианты применения механизма.
Для формирования терминосистемы исследуемой предметной области, используется понятие терминологического анализа.
Терминологический анализ – это один из теоретических методов исследования, который направлен на раскрытие сущности исследуемых явлений посредством обнаружения и уточнения значений и смыслов терминов (понятий) их обозначающих, а также на установление связей между ними. Результатом терминологического анализа, как правило, становятся дефиниции и обозначения выявленных научных подходов (позиций) к трактовке и определению соответствующих понятий. [7]
Основным методом формирования терминосистемы является анализ (систематизация), дополнительным — метод синтеза (прототипирование). Также на практике применяются методы предписывающие (прескриптивные), которые устанавливают термин как норму и правило.
Совместно с анализом и синтезом используются и другие аналитические методы, обеспечивающие формализацию и модернизацию термина. В условиях информационной неопределённости и характера данных используется комплекс методов. В его составе: экспертные и аналитические, прогноза и моделирования, эвристические, синергетические и другие методы.
Актуальность задачи формирования теорминосистем для профессиональной (предметной) области повышается в условиях интеллектуализации отдельных процессов в управлении, разработка базы знаний которых – приоритетное направление развития современных государственных структур.
В рамках данного исследования разработана методика формирования терминосистемы, представлена графоаналитическая модель и механизм ее применения в сфере управления; приведен пример характерный в таможенных органов, рассматриваемых в качестве института госуправления.
Предлагаемая методика включает механизм формирования терминов и три основных этапа ее синтеза: системный анализ, прототипирование и когнитивное моделирование.
Системный анализ обеспечивает обобщение и систематизацию множества данных или различных трактовок термина. В процессе проведения анализа формируется структура термина аналогично структуре системы: определяются элементы, связи, подсистемы и т.д. Конструируемая терминосистема представляется логично и последовательно, термины образуют единство и выражают концепцию решаемой задачи – ее базовое условие.
Прототипирование – это процедура и соответствующий метод нахождение базиса термина, которым могут служить сложившиеся нормы и правила, практика и опыт. Прототип термина составляет доказательную основу для дальнейших представлений термина, а также его модернизации, поскольку связь с прототипом и последствиями его изменений будет иметь существенное значение при построении терминосистемы.
Завершающим этапом формирования термина является когнитивное моделирование. Прототип как устойчивая характеристика позволяет решить задачу интеллектуализации на основе сформированного знания – модели формирования и определения термина. Знание как абсолютная категория выражает уникальный характер термина, а значит может использоваться при составлении когнитивных карт и в дальнейшем для создания самообучаемой и саморазвивающейся среды.
Механизм формирования терминов рассматривается нами как управляющий элемент, задающий процедуру формирования термина и ее параметры.
Графоаналитическая модель формирования терминосистемы представлена на рис. 1. Здесь формализована процедура преобразования понятия (термина-аналога) в термин специальной терминосистемы (термин-знание). Такое преобразование происходит поэтапно и циклично. Соотношение и согласование терминоформ (термин-понятие (I), термин-структура (S), термин-прототип (P), термин-знание (K)) представляется отдельной исследовательской задачей, решение которой возможно с применением вспомогательных методик, таких как методики экспертного, статистического анализа и аналитического моделирования.
Последовательность этапов и размерность цикла формирования терминосистемы зависят от уровня осознания решаемой задачи (теоретического или правового); представим некоторые наиболее характерные инварианты применения механизма.
1. Ukaz Prezidenta RF ot 15 avgusta 2001 g. № Pr-1496 «Ob utverzhdenii Koncepcii reformirovaniya sistemy gosudarstvennoy sluzhby Rossiyskoy federacii» / Elektronnyy resurs: URL: http://base.garant.ru/189260/.
2. Ukaz Prezidenta RF ot 19.11.2002 №1336 «O Federal'noy programme "Reformirovanie gosudarstvennoy sluzhby Rossiyskoy Federacii (2003 - 2005 gody)» / Elektronnyy resurs: URL: http://www.consultant.ru/cons/.
3. Grinev-Grinevich S. V. Terminovedenie: Uchebnoe posobie / Pod red. A. B. Vasil'eva. M.: Izdatel'skiy centr «Akademiya», 2008. 225-270 s.
4. Kandelaki T. L. Semantika i motivirovannost' terminov / T. L. Kandelaki. - Moskva : Nauka, 1977. - 98-140 s.
5. Makrusev V.V. Teoriya kognitivnogo analiza: Uchebnik. / V.V.Makrusev - M.: RIO RTA, 2021. 65-120 s.
6. Nikitina S. E. Semanticheskiy analiz yazyka nauki / S. E. Nikitina. - M.: Nauka, 1987. - 112 s.
7. Titova E.V. Terminologicheskiy analiz kak metod i zadacha issledovaniya // The Emissia.Offline Letters. - 2010. / Elektronnyy resurs: URL: http://www.emissia.org/offline/2010/1425.htm.
8. Todd Zaki Varfel Prototipirovanie. Prakticheskoe rukovodstvo // M.: Mann, Ivanov i Ferber, 2013 g. 100 s.
9. Makrusev V., Lyubkina E., Vakhrushev V. The Adaptive Model Of Customs Management // V sbornike: MATEC Web of Conferences 2018. S. 01018.
10. Babka O. Knowledge-based system supporting design system. European Journal of Engineering Education, Vol. 17, 1992. - P. 181-187.
11. Harmon P. and Hall C. Intelligent software systems development. John Wiley, 1993.
12. Winston P.H. Learning by Understanding Analogies. Memo 520. MII Artificial Intelligence Laboratory, 1979, Apri1.