ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПРОЦЕССА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ НА БАЗЕ ЭЛЕКТРОННОЙ ПЛАТФОРМЫ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье исследуются практический опыт оказания государственных и муниципальных услуг в цифровом формате, что особенно актуально на фоне постпандемийного тренда на минимизацию непосредственных контактов и общего развития информационных технологий. В качестве примера рассматривается пилотный проект Московской области, заключающийся в создании приложения для управления многоквартирными жилыми домами. Приложение разработано на базе электронной платформы Госуслуги.ру, оно позволяет собственникам не только получать исчерпывающую информацию о состоянии дома и работе управляющей компании, но и проводить общие собрания собственников жилья с автоматическим формированием протокола. Такие собрания существенно упрощают процедуру принятия различных решений, в том числе – по вхождению в федеральные, региональные или муниципальные программы или получению средств из федерального Фонда капитального ремонта. Адаптация приложения проходила в ноябре 2021 года в городском округе Химки. В ходе эксперимента выявлялись недостатки программы, а также прорабатывались новые формы информирования жителей и их оперативного взаимодействия с администрацией и управляющими компаниями. В результате исследования выявлено, что цифровые услуги в сфере ЖКХ являются одними из наиболее востребованных и нуждаются в дальнейшем развитии.

Ключевые слова:
государственные и муниципальные услуги, местное самоуправление, гражданское общество, общественный контроль, бюджет, жилищно-коммунальное хозяйство, капитальный ремонт
Текст

Введение

Предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде – логичное следствие мирового тренда на цифровизацию всех сфер жизни. Эту тенденцию ускорила в развитии пандемия короновируса, на значительный период времени ограничившая передвижения и личные контакты. Но актуальность исследования заключается не в изучении программных разработок, делающих возможным дистанционное оказание услуг, а в анализе новых способов коммуникации между государственными и муниципальными институтами и гражданским обществом.

Цель исследования – изучение состояния и перспектив развития процесса предоставления государственных и муниципальных услуг в инновационном формате – через электронные платформы, ознакомление с новыми каналами коммуникации органов власти и управления с гражданским обществом.

Предмет исследования – анализ результатов эксперимента по внедрению нового приложения Госуслуги.Дом, проведенного в городском округе Химки в ноябре 2021 года.

Объектом исследования становятся отношения между региональными и муниципальными органами власти, управляющими компаниями и жителями, неформально объединенными по месту жительства.

В силу специфики и узких рамок предмета исследования, в отечественной и зарубежной научной литературе тема пока не нашла должного отражения. Тем не менее, существует целый ряд публикаций, посвященных как развитию цифровых услуг, так и выстраиванию новых способов коммуникаций между властью и обществом. Так, Добролюбова Е., Южаков В., Александров О. отмечают значение единой государственной информационной системы с точки зрения планирования и мониторинга эффективности деятельности органов власти [5], а Корчагин C., Польшиков Б. описывают основные факторы возникновения и развития цифровой экономики и ее влияние на сферу государственного и муниципального управления [8].

Сорокина Г., Широкова Л. и Астафьева И. отмечают, что «принятие основополагающих документов и последовательно проводимая органами власти политика цифровой трансформации в первую очередь серьезно затронула сектор государственного и муниципального управления» [14]. В то же время Тюшняков В. указывает на то, что «значение показателя удовлетворенности граждан качеством предоставления государственных услуг из года в год показывает уверенный рост и существенно превышает запланированный уровень» [15].

Авилкина С. затрагивает такой важный фактор, как обучение государственных служащих современным технологиям, рассматривая методологические подходы к формированию цифровых компетенций [1]. Леонтьева Л. обращает внимание на формирование цифрового суверенитета на всех уровнях управления [9]. Василенко Л. и Зотов В. раскрывают риски, казусы и проблемы публичного управления в условиях цифровизации, отмечая такие аспекты, как «построение системы цифровой бюрократии, сохранение информационно-цифрового неравенства, недостаточный уровень знаний и навыков граждан в сфере цифровых технологий» [3].

С несколько другой стороны рассматривает тему Горячих М., рассматривая роль государства в развитии цифровой экономики. Она отмечает, что значительную динамику процессу придало внедрение «электронного правительства», ставшего «не просто новой технологией делопроизводства, а целой концепцией, требующей системной перестройки и внедрения новых моделей в государственное управление» [4].

Бурый А. указывает на необходимость совершенствования государственных информационных систем для построения цифрового общества, предлагая опираться на концепции «онтологического инжиниринга, потенциал методов интеллектуального анализа данных, технологии облачных вычислений и социальных коммуникаций» [2].

Зеленцова С. и Кауфман Н. связывают цифровую трансформацию государственного управления с реализацией национальных проектов в субъектах Российской Федерации, выделяя основной целью проекта повышение результативности государственного управления с одновременным снижением издержек, связанных с реализацией тех или иных государственных функций [6].

Баннистер Ф. и Конноли Р. утверждают, что на перевод государственных и муниципальных услуг в цифровой формат создает возможность адаптировать их «к индивидуальным потребностям граждан, что повышает качество оказания государственных услуг и общественных благ, их общественную ценность» [17].

Джанссен М. и Эстевец Е. прослеживают, как от оптимизации внутренних административных процессов органы государственной и муниципальной власти переходят к их трансформации, в том числе – «на основе внедрения межведомственных, «платформенных» решений для оказания государственных услуг, осуществления контрольно-надзорных функций» [18].

Значимым каналом связи субъектов управления с объектом социальной политики является деятельность соответствующих государственных и муниципальных структур по поиску действенных инструментов и эффективных средств достижения определенных стратегических приоритетов социальной политики.

В этой связи, мы можем выявить наиболее распространенные в системе государственного и муниципального управления инструменты и средства, а именно:

– бюджетные трансферты (передача средств из одного бюджета в другой на безвозмездных и безвозвратных началах в форме бюджетного субсидирования или изъятие бюджетного избытка: дотации, субвенции, субсидии);

– поддержка общественных инициатив (направлена на реализацию общественно значимых инициатив в социальной сфере (социальной защите и социальном обеспечении, здравоохранении, образовании и науке, духовному и физическому развитию) и в сфере благоустройства населенных пунктов;

– предоставление информационно-консультативных услуг в сфере социальной политики.

Опыт показывает, что все вышеперечисленное в современных условиях управления активнейшим образом используется государственными и муниципальными структурами при предоставлении услуг населению.

Список литературы

1. Авилкина С.В. Повышение квалификации государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации в условиях цифровизации // Государственное управление. Электронный вестник. - Выпуск № 84. - Февраль 2021.

2. Бурый А.С. Совершенствование государственных информационный систем как тренд цифрового общества // Правовая информатика. - 2020. - № 3. - С. 19-28.

3. Василенко Л.А., Зотов В.В. Цифровизация публичного управления в России: риски, казусы, проблемы // Цифровая социология. - 2020 - Т. З. - № 2. - С. 4-16.

4. Горячих М.В. Роль государственных услуг в развитии цифровой экономики // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2020. - № 2. - С. 32-38.

5. Добролюбова Е.И., Южаков В.Н., Александров О.В. Внедрение управления по результатам в рамках реализации административной реформы в Российской Федерации: на пути к созданию новой модели государственного управления // Вопросы государственного и муниципального управления. - 2014. - № 2. - С. 28-47.

6. Зеленцова С.Ю., Кауфман Н.Ю. Цифровая трансформация государственного управления как результат реализации национальных проектов в субъектах Российской Федерации // Регион: системы, экономика, управление. - 2021. - № 2. - С. 1-6.

7. Иванова Е.Ю., Колесниченко Е.А. Анализ и направления совершенствования системы стимулирования труда на государственной гражданской службе Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. - 2021. - Т. 9. - № 2 (53). - С. 49-61.

8. Корчагин C., Польшиков Б. Цифровая экономика и трансформация механизмов государственного управления. Риски и перспективы для России // Свободная мысль. - 2018. - № 1 (1667). - С. 23-36.

9. Леонтьева Л.С., Кудина М.В., Воронов А.С., Сергеев С.С. Формирование национального цифрового суверенитета в условиях дифференциации пространственного развития // Государственное управление. Электронный вестник. - Выпуск № 84. - Февраль 2021.

10. Официальный сайт Минстроя России. - URL: https://www.minstroyrf.gov.ru/press/minstroy-rossii-predstavil-rezultaty-tretego-indeksa-iq-gorodov/

11. Официальный сайт Правительства Московской области. - URL: https://mosreg.ru/sobytiya/novosti/news-submoscow/umnaya-platezhka-kak-oplachivat-zhku-s-pomoshyu-smartfona

12. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 января 2021 г. № 9 МОСКВА «О внесении изменений в Положение о федеральной государственной информационной системе "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)"». - URL: http://static.government.ru/media/files/fdRKvnNigbSwj5AA9BUPNt5mqJuEDx14.pdf

13. Постановление Правительства Московской области от 28.07.2020 № 468/24 «О внесении изменений в Положение о Единой информационно-аналитической системе жилищно-коммунального хозяйства Московской области». - URL: https://mosreg.ru/dokumenty/normotvorchestvo/prinyato-pravitelstvom/postanovleniya-pmo/12-08-2020-10-28-44-postanovlenie-pravitelstva-moskovskoy-oblasti-ot

14. Сорокина Г.П., Широкова Л.В. и Астафьева И.А. Цифровые технологии как фактор повышения эффективности государственного и муниципального управления // Интеллект. Инновации. Инвестиции. - 2019. - № 2. - С. 73-83.

15. Тюшняков В.Н. Повышение качества управленческих решений в системе органов власти и управления на основе применения информационно-коммуникационных технологий // Известия ЮФУ. - 2013. - № 6 (143). - С. 145-153.

16. Федеральный закон от 25.05.2020 г. № 156-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». - URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45540

17. Bannister F., Connolly R. ICT, Public Values and Transformative Government: A Frame- work and Programme for Research. Government Information Quarterly. - 2014. - Vol. 31. No. 1. - P. 119-128.

18. Janssen M., Estevez E. Lean Government and Platform-Based Governance - Doing More with Less. Government Information Quarterly. - 2013. - Vol. 30. - P. 1-8. URL: https://doi. org/10.1016/j.giq.2012.11.003.


Войти или Создать
* Забыли пароль?