PROSPECTS FOR THE DEVELOPMENT OF THE PROCESS OF PROVIDING STATE AND MUNICIPAL SERVICES ON THE BASIS OF THE ELECTRONIC PLATFORM
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article examines the practical experience of providing state and municipal services in a digital format, which is especially important against the background of the post-pandemic trend to minimize direct contacts and the overall development of information technologies. As an example, a pilot project of the Moscow region is considered, which consists in creating an application for managing multi-apartment residential buildings. The application is developed on the basis of the electronic platform of Gosuslugi.ru, it allows owners not only to receive comprehensive information about the state of the house and the work of the management company, but also to hold general meetings of homeowners with automatic generation of a protocol. Such meetings greatly simplify the procedure for making various decisions, including on entering federal, regional or municipal programs or receiving funds from the federal capital repair fund. The adaptation of the application took place in November 2021 in the urban district of Khimki. During the experiment, the shortcomings of the program were identified, and new forms of informing residents and their operational interaction with the administration and management companies were worked out. As a result of the study, it was revealed that digital services in the housing sector are among the most in demand and need further development.

Keywords:
state and municipal services, local government, civil society, public control, budget, housing and communal services, major repairs
Text

Введение

Предоставление государственных и муниципальных услуг в электронном виде – логичное следствие мирового тренда на цифровизацию всех сфер жизни. Эту тенденцию ускорила в развитии пандемия короновируса, на значительный период времени ограничившая передвижения и личные контакты. Но актуальность исследования заключается не в изучении программных разработок, делающих возможным дистанционное оказание услуг, а в анализе новых способов коммуникации между государственными и муниципальными институтами и гражданским обществом.

Цель исследования – изучение состояния и перспектив развития процесса предоставления государственных и муниципальных услуг в инновационном формате – через электронные платформы, ознакомление с новыми каналами коммуникации органов власти и управления с гражданским обществом.

Предмет исследования – анализ результатов эксперимента по внедрению нового приложения Госуслуги.Дом, проведенного в городском округе Химки в ноябре 2021 года.

Объектом исследования становятся отношения между региональными и муниципальными органами власти, управляющими компаниями и жителями, неформально объединенными по месту жительства.

В силу специфики и узких рамок предмета исследования, в отечественной и зарубежной научной литературе тема пока не нашла должного отражения. Тем не менее, существует целый ряд публикаций, посвященных как развитию цифровых услуг, так и выстраиванию новых способов коммуникаций между властью и обществом. Так, Добролюбова Е., Южаков В., Александров О. отмечают значение единой государственной информационной системы с точки зрения планирования и мониторинга эффективности деятельности органов власти [5], а Корчагин C., Польшиков Б. описывают основные факторы возникновения и развития цифровой экономики и ее влияние на сферу государственного и муниципального управления [8].

Сорокина Г., Широкова Л. и Астафьева И. отмечают, что «принятие основополагающих документов и последовательно проводимая органами власти политика цифровой трансформации в первую очередь серьезно затронула сектор государственного и муниципального управления» [14]. В то же время Тюшняков В. указывает на то, что «значение показателя удовлетворенности граждан качеством предоставления государственных услуг из года в год показывает уверенный рост и существенно превышает запланированный уровень» [15].

Авилкина С. затрагивает такой важный фактор, как обучение государственных служащих современным технологиям, рассматривая методологические подходы к формированию цифровых компетенций [1]. Леонтьева Л. обращает внимание на формирование цифрового суверенитета на всех уровнях управления [9]. Василенко Л. и Зотов В. раскрывают риски, казусы и проблемы публичного управления в условиях цифровизации, отмечая такие аспекты, как «построение системы цифровой бюрократии, сохранение информационно-цифрового неравенства, недостаточный уровень знаний и навыков граждан в сфере цифровых технологий» [3].

С несколько другой стороны рассматривает тему Горячих М., рассматривая роль государства в развитии цифровой экономики. Она отмечает, что значительную динамику процессу придало внедрение «электронного правительства», ставшего «не просто новой технологией делопроизводства, а целой концепцией, требующей системной перестройки и внедрения новых моделей в государственное управление» [4].

Бурый А. указывает на необходимость совершенствования государственных информационных систем для построения цифрового общества, предлагая опираться на концепции «онтологического инжиниринга, потенциал методов интеллектуального анализа данных, технологии облачных вычислений и социальных коммуникаций» [2].

Зеленцова С. и Кауфман Н. связывают цифровую трансформацию государственного управления с реализацией национальных проектов в субъектах Российской Федерации, выделяя основной целью проекта повышение результативности государственного управления с одновременным снижением издержек, связанных с реализацией тех или иных государственных функций [6].

Баннистер Ф. и Конноли Р. утверждают, что на перевод государственных и муниципальных услуг в цифровой формат создает возможность адаптировать их «к индивидуальным потребностям граждан, что повышает качество оказания государственных услуг и общественных благ, их общественную ценность» [17].

Джанссен М. и Эстевец Е. прослеживают, как от оптимизации внутренних административных процессов органы государственной и муниципальной власти переходят к их трансформации, в том числе – «на основе внедрения межведомственных, «платформенных» решений для оказания государственных услуг, осуществления контрольно-надзорных функций» [18].

Значимым каналом связи субъектов управления с объектом социальной политики является деятельность соответствующих государственных и муниципальных структур по поиску действенных инструментов и эффективных средств достижения определенных стратегических приоритетов социальной политики.

В этой связи, мы можем выявить наиболее распространенные в системе государственного и муниципального управления инструменты и средства, а именно:

– бюджетные трансферты (передача средств из одного бюджета в другой на безвозмездных и безвозвратных началах в форме бюджетного субсидирования или изъятие бюджетного избытка: дотации, субвенции, субсидии);

– поддержка общественных инициатив (направлена на реализацию общественно значимых инициатив в социальной сфере (социальной защите и социальном обеспечении, здравоохранении, образовании и науке, духовному и физическому развитию) и в сфере благоустройства населенных пунктов;

– предоставление информационно-консультативных услуг в сфере социальной политики.

Опыт показывает, что все вышеперечисленное в современных условиях управления активнейшим образом используется государственными и муниципальными структурами при предоставлении услуг населению.

References

1. Avilkina S.V. Povyshenie kvalifikacii gosudarstvennyh grazhdanskih sluzhaschih sub'ektov Rossiyskoy Federacii v usloviyah cifrovizacii // Gosudarstvennoe upravlenie. Elektronnyy vestnik. - Vypusk № 84. - Fevral' 2021.

2. Buryy A.S. Sovershenstvovanie gosudarstvennyh informacionnyy sistem kak trend cifrovogo obschestva // Pravovaya informatika. - 2020. - № 3. - S. 19-28.

3. Vasilenko L.A., Zotov V.V. Cifrovizaciya publichnogo upravleniya v Rossii: riski, kazusy, problemy // Cifrovaya sociologiya. - 2020 - T. Z. - № 2. - S. 4-16.

4. Goryachih M.V. Rol' gosudarstvennyh uslug v razvitii cifrovoy ekonomiki // Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki. - 2020. - № 2. - S. 32-38.

5. Dobrolyubova E.I., Yuzhakov V.N., Aleksandrov O.V. Vnedrenie upravleniya po rezul'tatam v ramkah realizacii administrativnoy reformy v Rossiyskoy Federacii: na puti k sozdaniyu novoĭ modeli gosudarstvennogo upravleniya // Voprosy gosudarstvennogo i municipal'nogo upravleniya. - 2014. - № 2. - S. 28-47.

6. Zelencova S.Yu., Kaufman N.Yu. Cifrovaya transformaciya gosudarstvennogo upravleniya kak rezul'tat realizacii nacional'nyh proektov v sub'ektah Rossiyskoy Federacii // Region: sistemy, ekonomika, upravlenie. - 2021. - № 2. - S. 1-6.

7. Ivanova E.Yu., Kolesnichenko E.A. Analiz i napravleniya sovershenstvovaniya sistemy stimulirovaniya truda na gosudarstvennoy grazhdanskoy sluzhbe Aktual'nye napravleniya nauchnyh issledovaniy XXI veka: teoriya i praktika. - 2021. - T. 9. - № 2 (53). - S. 49-61.

8. Korchagin C., Pol'shikov B. Cifrovaya ekonomika i transformaciya mehanizmov gosudarstvennogo upravleniya. Riski i perspektivy dlya Rossii // Svobodnaya mysl'. - 2018. - № 1 (1667). - S. 23-36.

9. Leont'eva L.S., Kudina M.V., Voronov A.S., Sergeev S.S. Formirovanie nacional'nogo cifrovogo suvereniteta v usloviyah differenciacii prostranstvennogo razvitiya // Gosudarstvennoe upravlenie. Elektronnyy vestnik. - Vypusk № 84. - Fevral' 2021.

10. Oficial'nyy sayt Minstroya Rossii. - URL: https://www.minstroyrf.gov.ru/press/minstroy-rossii-predstavil-rezultaty-tretego-indeksa-iq-gorodov/

11. Oficial'nyy sayt Pravitel'stva Moskovskoy oblasti. - URL: https://mosreg.ru/sobytiya/novosti/news-submoscow/umnaya-platezhka-kak-oplachivat-zhku-s-pomoshyu-smartfona

12. Postanovlenie Pravitel'stva Rossiyskoy Federacii ot 16 yanvarya 2021 g. № 9 MOSKVA «O vnesenii izmeneniy v Polozhenie o federal'noy gosudarstvennoy informacionnoy sisteme "Edinyy portal gosudarstvennyh i municipal'nyh uslug (funkciy)"». - URL: http://static.government.ru/media/files/fdRKvnNigbSwj5AA9BUPNt5mqJuEDx14.pdf

13. Postanovlenie Pravitel'stva Moskovskoy oblasti ot 28.07.2020 № 468/24 «O vnesenii izmeneniy v Polozhenie o Edinoy informacionno-analiticheskoy sisteme zhilischno-kommunal'nogo hozyaystva Moskovskoy oblasti». - URL: https://mosreg.ru/dokumenty/normotvorchestvo/prinyato-pravitelstvom/postanovleniya-pmo/12-08-2020-10-28-44-postanovlenie-pravitelstva-moskovskoy-oblasti-ot

14. Sorokina G.P., Shirokova L.V. i Astaf'eva I.A. Cifrovye tehnologii kak faktor povysheniya effektivnosti gosudarstvennogo i municipal'nogo upravleniya // Intellekt. Innovacii. Investicii. - 2019. - № 2. - S. 73-83.

15. Tyushnyakov V.N. Povyshenie kachestva upravlencheskih resheniy v sisteme organov vlasti i upravleniya na osnove primeneniya informacionno-kommunikacionnyh tehnologiy // Izvestiya YuFU. - 2013. - № 6 (143). - S. 145-153.

16. Federal'nyy zakon ot 25.05.2020 g. № 156-FZ «O vnesenii izmeneniy v Zhilischnyy kodeks Rossiyskoy Federacii i otdel'nye zakonodatel'nye akty Rossiyskoy Federacii». - URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45540

17. Bannister F., Connolly R. ICT, Public Values and Transformative Government: A Frame- work and Programme for Research. Government Information Quarterly. - 2014. - Vol. 31. No. 1. - P. 119-128.

18. Janssen M., Estevez E. Lean Government and Platform-Based Governance - Doing More with Less. Government Information Quarterly. - 2013. - Vol. 30. - P. 1-8. URL: https://doi. org/10.1016/j.giq.2012.11.003.


Login or Create
* Forgot password?