г. Москва и Московская область, Россия
В статье рассматривается сельский туризм как быстроразвивающийся сектор туристской индустрии, связанный с использованием в маркетинговых целях природных, культурно-исторических, этнографических и других ресурсов сельских территорий и их специфических особенностей для создания и реализации комплексного туристского продукта, отражающего сельский образ и уклад жизни, сельские культуру и обычаи, традиционный сельский труд. Рассматриваются основные проблемы, препятствующие развитию рынка сельского туризма, раскрываются ведущие факторы и тенденции, связанные с ним. Анализируются основные причины, замедляющие развитие сельского туризма в России. На основе маркетингового исследования потребительского рынка г. Москвы выявлены основные потребности туристов на рынке сельского туризма. Рассмотрены особенности управления развитием рынка сельского туризма в регионах, в частности связанные с сетецентрической моделью, где важнейшая роль отводится сельской дестинации. Обращается внимание на роль туризма в устойчивом развитии сельских поселений. Обсуждается законодательная и нормативная база, программы стимулирования рынка сельского туризма. Выделены приоритетные факторы развития сельского туризма в регионах Российской Федерации: нормативно-правовая база развития сельского туризма; поддержка малого и среднего предпринимательства в сфере сельского туризма; единая сетецентрическая региональная маркетинговая стратегия по продвижению продуктов сельского туризма; формирование и продвижение продуктов сельского туризма; вовлеченность населения в движение за здоровый образ жизни; подготовка кадров для сельского туризма; квалификация сельского населения в области услуг туризма.
сельский туризм, рынок, тенденции, устойчивое развитие, главные факторы
Сельский туризм как эффективная основа развития сельских поселений. Выступая активно развивающимся сектором туристской индустрии, сельский туризм связан с использованием природных, культурно-исторических, этнографических и других ресурсов сельских территорий и их специфических особенностей для создания и реализации комплексного туристского продукта, отражающего сельский образ и уклад жизни, сельские культуру и обычаи, традиционный сельский труд.
1. Заричная А.А. Европейский опыт развития сельского туризма // Экономика Крыма. 2011. №4 (37). С. 265-269.
2. Минаев В.А. Сетецентрическая модель управления дестинациями как новая парадигма развития индустрии туризма // Вестник РМАТ. 2013. № 3 (9). С. 52-62.
3. Минаев В.А., Сеселкин А.И. Сетецентрическое управление как инновационная модель распространения знаний для устойчивого развития туризма // Теория и методика профессионального образования. Вестник ФГОУ ВПО «МГАУ им. В.П. Горячкина». 2014. № 1 (61). С. 97-99.
4. Нефедшна С.А., Балабанова А. О. Особенности развития сельского туризма в России // Сельское, лесное и водное хозяйство. 2014. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://agro.snauka.ru/2014/01/1283 (дата обращения: 05.10.2014).
5. Рассохина Т.В. Менеджмент туристских дестинаций. М.: Советский спорт, 2014. 360 с.
6. Рассохина Т.В., Сеселкин А.И. Проблемы оценки системы развития туризма в туристской дестинаций // Вестник университета (ГУУ). 2013. № 1.
7. Garcna, J.A. Los equipamientos у servicios en los municipios de la provincia de Albacete: un diagnystico de su estado con vistas al diseco de pohrticas de fomento del turismo rural // Cuadernos de Turismo. № 24, 2009. pp. 29-52.
8. Hernandez Mogollon, J.M.; Campon Cerro, A.M.; Baptista Alves, H.M. The State of the Art in Research into Rural Tourism in Spain: an Analysis from the Perspective of Marketing // Enlightening Tourism. A Pathmaking Journal. Vol. 1, № 1 (2011), pp. 31-61.
9. Loureiro, S.M.; Miranda, F.J. The Importance of Quality Satisfaction, Trust, and Image in Relation to Rural Tourist Loyalty// Journal of Travel & Tourism Marketing. Vol. 25, № 2, 2008, pp. 117-136.
10. Minaev, V.A., Bushueva, I. V. Network-Centric Destinations Models // World Applied Sciences Journal (Management, Economics, Technology & Tourism): IDOSI Publications, 2014, pp. 185-186.
11. Rozman, C; Potocnik, M.; Pazek, K.; Borec, A.; Majkovic, D.; Bohanec, M. A. Multicriteria Assessment of Tourist Farm Service Quality//Tourism Management. Vol. 30, № 5, 2009, pp. 629-637.
12. Volkov, S.K. Rural Tourism in Russia: Trends and Prospects // Economics, Entrepreneurship and Law. 2012. № 6 (17). P. 30-38.