СТРАТЕГИЯ ESG-ТРАНСФОРМАЦИИ КОМПАНИИ В СФЕРЕ КРЕАТИВНЫХ ИНДУСТРИЙ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Креативные индустрии – рынок продуктов и сервисов культурного назначения, включающий такие отрасли, как искусство, народно-художественные промыслы, архитектура, дизайн, фильмы, СМИ, информационные технологии и др. Культурные и творческие проекты являются драйвером мировой экономики и будущим её цифровой трансформации, поэтому Европа, Америка и Азия объявляют креативную экономику национальным стратегическим приоритетом. В такой важной сфере, как креативные индустрии, приверженность ESG-критериям позволит компании снизить экологические риски, повысить лояльность клиентов и укрепить рыночную позицию, а также повысить привлекательность со стороны инвесторов. В данной статье исследован подход к формированию стратегии ESG-трансформации компании из сферы креативных индустрий. Показано, что приверженность ESG-критериям позволит компании снизить экологические риски, повысить лояльность клиентов и укрепить рыночную позицию, а также повысить привлекательность со стороны инвесторов.

Ключевые слова:
креативная индустрия, ESG-трансформация, ESG-критерии
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Введение

ESG-принципы – это набор стандартов управления компанией, при котором достигается вовлечение компании в решение экологических, социальных и управленческих проблем. В соответствии с тремя параметрами ESG-компания обеспечивает управление устойчивым развитием.

Креативные индустрии – рынок продуктов и сервисов культурного назначения, включающий такие отрасли, как искусство, народно-художественные промыслы, архитектура, дизайн, фильмы, СМИ, информационные технологии и др. Культурные и творческие проекты являются драйвером мировой экономики и будущим её цифровой трансформации, поэтому Европа, Америка и Азия объявляют креативную экономику национальным стратегическим приоритетом.

В такой важной сфере, как креативные индустрии, приверженность ESG-критериям позволит компании снизить экологические риски, повысить лояльность клиентов и укрепить рыночную позицию, а также повысить привлекательность со стороны инвесторов.

ESG: сущность и правовые нормы

Сегодня тренд на экологичность и ответственность распространился и на сферу инвестиций, в результате чего возникло понятие ESG.

ESG – экология, социальная политика и корпоративное управление – принципы устойчивого развития коммерческой деятельности. Это набор стандартов деятельности компании, которые социально сознательные инвесторы используют для проверки потенциальных инвестиций.

Современная формулировка принципов ESG принадлежит бывшему генеральному секретарю ООН Кофи Аннану. Он предложил топ-менеджерам больших компаний включить эти принципы в свою стратегию, чтобы бороться с изменением климата [1].

ESG-факторы появились как ответ на ухудшение состояния окружающей среды, глобальное потепление и возрастающее экономическое неравенство между богатыми и бедными странами. Общество стало предъявлять дополнительные требования к деятельности компаний и оценивать их с точки зрения инвестирования в устойчивое развитие.

Бизнес, который претендует на хорошую ESG-оценку, должен соответствовать стандартам развития в трех категориях: социальной, управленческой и экологической.

Экологические принципы определяют, насколько компания заботится об окружающей среде и как пытается сократить ущерб, который наносится экологии. Например:

  • выбросы парниковых газов;
  • загрязнение окружающей среды;
  • использование природных ресурсов;
  • соблюдение экологических законов.

Социальные принципы показывают отношение компании к персоналу, поставщикам, клиентам, партнерам и потребителям. Чтобы соответствовать стандартам, бизнес должен работать над качеством условий труда, следить за гендерным балансом или инвестировать в социальные проекты. Например:

  • здоровье работников;
  • безопасность;
  • использование детского и рабского труда;
  • профессиональное развитие работников;
  • вредные условия труда;
  • соблюдение прав человека;
  • ответственность перед клиентами.

Управленческие принципы затрагивают качество управления компаниями: прозрачность отчетности, зарплаты менеджмента, здоровую обстановку в офисах, отношения с акционерами, антикоррупционные меры. Например:

  • эффективность руководства;
  • обоснованность оплаты труда;
  • права акционеров;
  • качество аудита;
  • мошенничество и коррупция.

ESG-рейтинг формируют независимые исследовательские агентства — Bloomberg, S&P DowJonesIndices, JUST Capital, MSCI, Refinitiv и др. Они оценивают развитие компаний по трем критериям — E, S и G — и присваивают баллы по стобалльной шкале. Все агентства анализируют открытые данные о компаниях, но считают баллы по-разному. Поэтому ESG-рейтинги разных агентств могут сильно различаться. Сегодня инвесторы меньше поддерживают компании с низким ESG-рейтингом, а банки учитывают ESG-рейтинг при выдаче кредитов.

Компании осознали, что приверженность ESG-критериям позволяет снижать риски, связанные с экологией, а демонстрация компанией своей социальной ответственности положительно сказывается на лояльности клиентов и усиливает ее рыночную позицию.

Придерживаясь принципов ESG, компания получает ряд преимуществ, например: более высокая привлекательность со стороны инвесторов и финансово-кредитных учреждений, более высокие финансовые показатели, лучшая производительность труда. А в долгосрочной перспективе соблюдение ESG улучшит деловую репутацию и создаст позитивный имидж компании, снизит затраты на экологические налоги, улучшит технологичность и инновационность бизнеса.

В России принципы ESG менее распространены, однако их уже постепенно внедряют в бизнес. Одной из актуальных тем на Петербургском международном экономическом форуме в 2021-м стала защита окружающей среды. Участники ПМЭФ-2021 обсуждали снижение выбросов углекислого газа при добыче и переработке топлива, а также развитие новых источников энергии. Кроме того, треть крупнейших банков страны уже внедрила в кредитный процесс ESG-оценку компаний.

Еще одним стимулом фокусирования инвесторов на российских компаниях, придерживающихся ESG-принципов, послужило создание в 2020 г. сектора устойчивого развития на Московской фондовой бирже. Идет процесс наполнения сектора «зелеными» и «социально ответственными» эмитентами [2].

В западных развитых странах процесс инвестирования проектов, связанных с зелеными технологиями, развивается более активно. Частные инвесторы – коллективные инвестиционные посредники, такие как пенсионные фонды, страховые компании, открытые инвестиционные компании и паевые фонды – мотивированы не только достижением фундаментальных целей SDGs, но и государственной гарантией защиты своего существования, а также гарантией обеспечения стабильного денежного потока.

Введение ESG-положений в мире в различных регионах происходит с разной скоростью. ЕС лидирует в принятии регуляторных актов и поддержке инвестиций, способствующих переходу на низкоуглеродную экономику, переориентации частного капитала на устойчивые проекты с целью выполнения Целей в области устойчивого развития до 2030 г.

В США регуляторная среда еще недостаточно сформирована, и приоритет при инвестировании финансовые регуляторы рекомендуют отдавать экономическим показателям, чтобы как можно лучше удовлетворять интересы клиентов, деньгами которых управляют институциональные инвесторы. Речь, в первую очередь, идет о пенсионных фондах.

В 2020 г. Совет по финансовой отчетности Великобритании опубликовал обновленную версию своего Кодекса управления институциональными инвесторами и их консультантами, в котором очень четко говорится, что целью управления должно быть «создание долгосрочной ценности для клиентов и бенефициаров, ведущей к устойчивым выгодам для экономики, окружающей среды и общества».

К числу ключевых проблем, сдерживающих развитие ESG-инвестирования в экономике, относят отсутствие четкой системы регламентации раскрытия нефинансовой информации компаниями, низкий уровень информированности рынка об экологических, социальных и управленческих факторах в системе принятия инвестиционных решений.

 По мнению опрошенных топ-менеджеров изданием RaExpert.ru, в России в сфере ESG только начинают вырабатываться правовые стандарты. Главная задача – адаптировать лучшие зарубежные подходы по регулированию зеленого и социального инвестирования к российским условиям. В целом, для динамичного развития сферы устойчивого развития в России важно не допустить избыточного регулирования. Банки могут стать катализатором инвестиций в зеленые и социальные проекты и на своем уровне проводить мониторинг и регулировать социально-экологические риски клиентов. При этом для эффективного запуска механизмов зеленого финансирования введение мер государственного стимулирования крайне необходимо. Регуляторная поддержка поможет унифицировать стандарты национальной системы зеленого финансирования, предлагать клиентам более интересные условия зеленого финансирования по сравнению с классическими продуктами, повышать для клиентов привлекательность выпуска зеленых инструментов капитала, расширять информационное поле в области ESG и изменения климата, что очень важно для анализа воздействия и учета климатических рисков и т.д. По мнению автора, мы уже  видим первые практические шаги в регулировании этой сферы, начиная с формирования понятийного аппарата, создания первых синхронизаций терминов, таксономии, определения центра компетенций. Это является доказательством того, что тема начинает переходить из обсуждения в практическое русло. В скором времени мы увидим еще больше практических шагов, которые будут стимулировать как финансовые институты, так и потребителей их услуг, соответствовать принципам устойчивого развития и самое главное – формировать доказательную базу, чтобы не появилась имитация зеленой устойчивой экономики или так называемый гринвошинг [3].

Как пример нормативного регулирования ESG в России может послужить формирование МЭР первого национального пакета актов для конкурентоспособности бизнеса РФ при ESG-переходе. ESG-трансформация для российского бизнеса – это вопрос сохранения конкурентоспособности на мировой арене и вопрос привлечения иностранных инвестиций. По поручению Президента России Минэкономразвития подготовил изменения в «климатический» федеральный закон «Об ограничении выбросов парниковых газов» по обязательной верификации углеродной отчетности. Проект предусматривает принятие более 30 подзаконных актов в сферах аккредитации, стандартизации, формирования перечней регулируемых парниковых газов.

По нашему мнению, фактически Россия сейчас находится в активной стадии формирования первого национального климатического пакета актов и мер по обеспечению конкурентоспособности российских предприятий с учетом перехода мировой экономики к системе углеродной отчетности в процессах торговых взаимоотношений. Повышенное внимание к этой теме позволит России  не только встроиться в CO2-повестку, но и быть в ней лидерами, плавно создавать новые ценности во благо жизни в нашей стране и в целом на планете.

В случае одобрения проекта закона российские производители получат возможность заключать договоры на услуги по валидации климатических проектов и верификации результатов своей деятельности с юридическими лицами, независимость и компетентность которых подтверждена национальным органом по аккредитации [6].

Креативные индустрии: понятие, виды и существующие в России проблемы

Концепция креативных индустрий сегодня является одной из самых популярных инновационных идей в области культуры и экономики. Изначально теория креативной экономики была описана в работах Ричарда Флориды и Джона Хокинса. Затем с 1980-х годов термин «креативные индустрии» стал активно использоваться политиками и исследователями после публикации ЮНЕСКО доклада Огюстена Жирара. В 1998 г. Министерство культуры, СМИ и спорта Великобритании опубликовало «Документ о картировании креативных индустрий» – первый крупный доклад, изучающий влияние креативного сектора на британскую экономику, где было дано принятое сегодня определение креативных индустрий.

Креативные индустрии – это «деятельность, в основе которой лежит индивидуальное творческое начало, навык или талант, и которая несёт в себе потенциал создания добавленной стоимости и рабочих мест путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности» [4].

Для большинства развитых стран актуальна обобщённая структура креативных индустрий. Креативная экономика как целостность, выделяемая из других отраслей, состоит из четырёх секторов: 1) искусство и культура; 2) дизайн; 3) медиа и коммуникации; 4) цифровые технологии.

В сектор искусства и культуры входят: фотография, визуальное искусство, исполнительное искусство, искусство и антиквариат, ремесла, литература, библиотеки, музеи, галереи и архивы, культурное наследие, аукционы, фестивали и культурные инициативы.

В сектор дизайна входят: архитектура, интерьерный дизайн, графический дизайн, промышленный дизайн, мода, коммуникационный дизайн, дизайн среды, производство ювелирных изделий.

В сектор медиа и коммуникаций входят: издательское дело, телевидение и радио, реклама, фильмы и видео, звукозапись, СМИ, связи с общественностью.

В сектор цифровых технологий входят: дизайн и проектирование вебсайтов, программного обеспечения, компьютерное программирование, дизайн приложений, IT-стратегии и планирование.

В России понятие «творческие индустрии» впервые зафиксировано в государственном документе «Основы государственной культурной политики» в 2014 г. Согласно документу, творческие индустрии – компании, организации и объединения, производящие экономические ценности в процессе творческой деятельности, а также деятельности по капитализации культурных продуктов и их представлению на рынке.

К сфере творческих индустрий отнесли следующее: промышленный дизайн и индустрия моды, музыкальная индустрия и индустрия кино, телевидение и производство компьютерных игр, галерейный бизнес, издательский бизнес и книготорговля, рекламное производство и средства массовой информации.

Если сравнить с обобщённой классификацией, то в российской почти не представлен сектор цифровых технологий. Поэтому в России чаще используются термины «культурные индустрии» и «творческие индустрии». Однако, самая крупная креативная индустрия в России сегодня – это сфера информационных технологий, программного обеспечения и компьютерных услуг. Вторая по крупности – реклама и маркетинг, а третья – издательская деятельность.

Рассмотрим существующие проблемы в сфере креативных индустрий России.

К сожалению, двадцатилетний опыт России в сфере креативных индустрий свидетельствует об упущенных выгодах – за этот период редко обращались к креативным индустриям, как к антикризисному инструменту.

Сейчас выручка креативных индустрий в азиатско-тихоокеанских странах составляет 33% рынка (743 млрд долл.), в Европе – 32% (709 млрд долл.), в Северной Америке – 28% (620 млрд долл.). Доход креативных индустрий России составляет всего 6% рынка (127 млрд долл). Отставание российской креативной экономики от мировой связано, прежде всего, с поздним обращением к этой теме.

В мировом экспорте продукции творческих индустрий первые места занимают Китай, США и Франция с долями в 33,1, 7,9 и 6,8% соответственно. Доля России составляет всего лишь 0,3%. При низком уровне экспорта креативных услуг в России устойчиво растёт импорт, что приводит к увеличению отрицательной динамики внешнеторгового сальдо в этой сфере. Это может рассматриваться не только как экономическая проблема, но и как проблема национальной безопасности, так как, ввозя культурные продукты других стран, мы заимствуем чужую культуру, идеи и ценности.

Международный опыт показывает, что во всех странах развитие креативных индустрий опирается на программные меры государственной поддержки. Россия пока что отстаёт в этом направлении, хоть и отдельные меры принимаются. Необходима систематическая государственная поддержка с включением понятия креативных индустрий в законодательство и выработкой стратегии их развития в каждом регионе.

В российской креативной индустрии люди сталкиваются с проблемой отсутствия бизнес-мышления и менеджерских компетенций. Важную роль в развитии бизнес-мышления должно сыграть государство. Более того, на рынке креативных услуг созрел запрос на усиление коллаборации между бизнесом, культурой и государством, что опять приводит к необходимости закрепить понятие креативных индустрий на законодательном уровне [5].

Для развития креативных индустрий требуется создание инфраструктуры – креативных кластеров и бизнес-инкубаторов. Определённые условия и среда требуются для создания креативного класса людей. В России же вся креативность располагается в теневом секторе, потому что не созданы условия для её концентрации и капитализации. Другой важный вопрос развития креативной экономики – защита авторского права и интеллектуальной собственности. А в России есть много сегментов, в которых этот процесс не отлажен, в частности, сегмент художественных промыслов. Кроме того, на развитии креативных индустрий сказывается слабое развитие малого и среднего бизнеса.

Сильный удар по креативной экономике нанесла пандемия коронавируса. Из-за этого обострилась потребность в поддержке со стороны государства. Чтобы творческий сектор по-прежнему мог создавать конкурентоспособные продукты и обогащать экономику новыми идеями, после пандемии ему будут необходимы минимальные гарантии стабильности, сообщают представители отрасли. Однако в настоящее время в России ситуация коренным образом меняется. Совсем недавно, Правительство РФ  своим распоряжением от 20 сентября 2021 г. № 2613-р об утверждении Концепции развития творческих (креативных) индустрий и механизмов осуществления их государственной поддержки в крупных и крупнейших городских агломерациях до 2030 г. заявило о поддержке развития креативных индустрий. Утверждённая Правительством концепция призвана реализовать потенциал творческих индустрий во всех регионах с учётом их особенностей и специфики. В рамках этой работы будут проанализированы действующие меры поддержки, определены и масштабированы наиболее эффективные из них. Предполагается, что системная государственная поддержка креативных индустрий позволит к 2030 г. увеличить их долю в российской экономике с нынешних 2,2 до 6%, а также увеличить долю граждан, занятых в творческих профессиях, с 4,6 до 15%. Однако важно понимать, что в современных условиях компании креативной  индустрии в своей деятельности также нуждаются в ESG-трансформации, в разработке собственной ESG-стратегии.

Стратегия ESG-трансформации компании в сфере креативных индустрий

ESG-трансформация – это управление бизнес-процессами, основанное на ESG-принципах: экологических, социальных и корпоративных [6].

Необходимость адаптации бизнеса к новым правилам игры, как и его постепенного и неизбежного перехода на принципы устойчивого развития уже не только декларируется российским регулятором, но и воспринимается как факт и самим бизнесом. От перехода компании к развитию на базе ESG-факторов постепенно начинают зависеть и доступ к новым инструментам финансирования, и условия (в том числе привлекательность) традиционного финансирования, и конкурентоспособность компании на внутреннем и зарубежном рынках.

При этом, несмотря на начавшееся движение бизнеса в сторону привлечения и взращивания собственных высококлассных ESG-специалистов, многие руководители не до конца понимают, какие конкретные шаги могут им понадобиться для начала ESG-трансформации своего бизнеса.

Чтобы сформировать стратегию ESG-трансформации компании в сфере креативных индустрий, руководству следует предпринять следующие шаги.

1. Провести ESG-аудит текущего состояния устойчивости своего бизнеса:

  • определить сильные и слабые стороны бизнеса с точки зрения ESG-инициатив и защиты от ESG-рисков;
  • разработать план устойчивого развития.

2. Определить ESG-цели:

  • проанализировать17 целей и 169 задач устойчивого развития ООН;
  • выбрать для себя те цели, которые максимально соответствуют бизнес-профилю, целям и задачам вашей компании.

3. Разработать ESG-стратегию и скорректировать стратегию вашей компании с учётом ESG-приоритетов:

  • проанализировать лучшие практики и стратегии западных и российских компаний вашей отрасли;
  • проанализируйте свои  сильные и слабые стороны, возможности рынка и угрозы;
  • определить для себя оптимальную модель, поставить стратегические цели и определить приоритеты.

4. Разработать дорожную карту ESG-развития  компании:

  • на основе выбранных стратегических целей сформулировать план ESG-развития, определить чёткие, измеримые и достижимые задачи;
  • назначить ответственных за реализацию этого плана.

5. Провести опросы топ-менеджмента и ключевых стейкхолдеров:

  • выяснить, знают ли они о начале ESG-трансформации и как относятся к этому;
  • определить направления работы с персоналом, клиентами и поставщиками.

6. Создать компетенцию по устойчивому развитию. Это может быть отдельная должность или отдел, который:

  • управляет процессами интеграции ESG-факторов;
  • координирует деятельность подразделений компании, связанных с ESG-аспектами её деятельности.

7. Разработать нужные процессы и политики для защиты от ESG-рисков и учёта ESG при принятии решений:

  • кодекс корпоративной этики;
  • кодекс корпоративного управления;
  • политика ответственного маркетинга;
  • политика ответственных поставок;
  • устойчивая кадровая политика и т.д.

То, что уже есть, следует актуализировать.

8. Провести оценку рисков и актуализировать политику:

  • провести оценку эффективности управления рисками в области устойчивого развития;
  • проанализировать  и актуализировать Карту рисков компании (карта рисков – инструмент для иллюстрации результатов качественного и количественного анализа рисков). Она поможет оценить ситуацию и расставить приоритеты, упростит разработку программы упреждающих мероприятий, с учётом климатических и социальных рисков.

9. Совершенствовать нефинансовую отчётность:

  • нефинансовые отчёты – хороший способ рассказать инвесторам, как компания организует защиту бизнеса от ESG-рисков, в каком направлении двигается и где будет через 5-10 лет;
  • отчётность приводить в соответствии с международными стандартами.

10. Проанализировать  коммуникационную политику:

  • корпоративный сайт;
  • социальные сети;
  • YouTube-канал и пр.

Проверить, чтобы информация была актуальной, достоверной и доступной для всех заинтересованных сторон. А также постоянно наполнять коммуникационные каналы информацией по ESG-изменениям в компании.

В России компания из креативного сектора, которая уже начала собственную ESG-трансформацию в 2020 г. и утвердила ESG-стратегию – это ПАО Сбербанк, далее − «Сбер» Он давно из банка превратился в большую компанию с разными сервисами, предоставляющую IT-услуги, а также развлекательные услуги [7].

Что внедрил «Сбер» в области экологических принципов:

  • минимизация собственного влияния на окружающую среду;
  • содействие распространению более «зелёных» бизнес-моделей и технологий, переходу к низкоуглеродной экономике.

В области социальных принципов компания внедрила следующее:

  • развитие сотрудников;
  • комфортные и достойные условия труда;
  • инклюзивность, препятствие проявлению любых видов дискриминации;
  • развитие новых моделей образования и повышение финансовой грамотности.

В области управленческих принципов это:

  • повышение качества и прозрачности систем управления;
  • поддержание тесных взаимодействий с заинтересованными сторонами;
  • выстраивание системы управления ESG-рисками;
  • интеграция аспектов и принципов ESG в управление на всех уровнях.

ESG-политика Сбера основана на анализе и использовании  законодательства РФ, 10 международных актов, стандартов и инициатив, 3 руководств по принципам ответственного финансирования и требований трех ESG-рейтингов.

В своей политике Сбер ставит цель стать лидером системных изменений в области ESG на национальном и международном уровнях для создания экономики процветания, эффективной для общества и сохранения окружающей среды, на основе заинтересованности, сотрудничества и творчества наших сотрудников, клиентов, инвесторов, акционеров, партнеров и государства.

Компания также закрепляет у себя 7 важных принципов:

  1. Сбер руководствуется приоритетом создания долгосрочной экономической ценности для всех заинтересованных сторон.
  2. Сбер обеспечивает в своей деятельности соблюдение прав человека, инклюзивность, многообразие, справедливое и равное отношение ко всем.
  3. Сбер бережно относится к окружающей среде.
  4. Сбер развивает практики ответственного финансирования и эффективно управляет ESG-рисками.
  5. Сбер несёт ответственность за воздействие, которое он оказывает, соблюдает все применимые законодательные нормы и выполняет взятые на себя обязательства.
  6. Сбер следует этичным деловым подходам и внедряет лучшие практики корпоративного управления.
  7. Сбер совершенствует информационную открытость и прозрачность.

Основные направления деятельности компании в области ESG и устойчивого развития – это следующие:

  1. Минимизация воздействия на окружающую среду.
  2. Развитие практик управления климатическими рисками и возможностями.
  3. Создание условий для эффективного труда и развития человеческого потенциала.
  4. Обеспечение соблюдения и защиты прав человека, инклюзивной среды и равного доступа к продуктам и услугам.
  5. Поддержка местных сообществ и содействие социальному развитию.
  6. Совершенствование практик корпоративного управления, обеспечения безопасности и управления ESG-рисками, в том числе в цепочке поставок.
  7. Развитие практик ответственного финансирования.
  8. Содействие экономическому благополучию и процветанию всех.

Компании из креативных индустрий могут перенимать практики Сбера, а также, руководствуясь представленными 10 шагами, создавать свои стратегии ESG-трансформации.

Зарубежный опыт ESG-трансформации компании

Движение за экологические, социальные и управленческие принципы набирает обороты во всём мире. Такие вызовы, как изменение климата и экономическая интеграция, сосредоточили умы инвесторов и руководителей на важности долгосрочных приоритетов и нефинансовой отчетности. Около 200 генеральных директоров крупнейших американских корпораций подписались под заявлением торговой ассоциации Business Roundtable 2019 г. о том, что интересы всех заинтересованных сторон, а не только акционеров, требуют внимания высшего руководства [8].

Таким образом, устойчивое развитие фокусируется не только на потребностях инвесторов и акционеров, но и на ответственности заинтересованных сторон, прямо или косвенно затронутых или связанных с компанией.

С 2018 по 2020 г. в США на 42% увеличилось количество активов под управлением с использованием стратегий ESG.

Таким образом, по нашему мнению, следуя выше приведенным  простым рекомендациям, компания из креативного сектора, например, IT, СМИ или отрасль фестивалей и мероприятий, сможет провести ESG-трансформацию. Это позволит ей повысить привлекательность со стороны инвесторов, улучшить финансовые показатели и производительность труда, а также деловую репутацию. Более того, это поможет снизить затраты на экологические налоги, подтолкнёт на путь технологичности и инновационности. Любой компании следует снижать ESG-риски, особенно в таком важном секторе экономики, как креативные индустрии.

Список литературы

1. ESG: всерьез, надолго, зелено [Электронный ресурс]. URL:https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2021/04/26/867742-esg-vserez(дата обращения: 17.12.21).

2. Сектор устойчивого развития [Электронный ресурс]. URL: https://www.moex.com/s3019 (дата обращения: 17.12.21).

3. Гринвошинг: 50 оттенков зеленого [Электронный ресурс]. URL :https://ko.ru/articles/grinvoshing-50-ottenkov-zelenogo/?clear_cache=Y(дата обращения: 29.12.21).

4. Каверина Н.А. Современное развитие креативных индустрий в России (опыт столицы и регионов) / Н. А. Каверина, А. И. Гретченко, А. А. Гретченко // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. - 2019. - № 1(75). - С. 58-64.

5. Творчество как товар. Как развивается креативная экономика в России? [Электронный ресурс] // Аналитический портал ПОЛИТ.РУ - URL: https://polit.ru/article/2020/08/24/creative/ (дата обращения: 17.12.21).

6. Карбоновый след и ESG трансформация // ЭкоПромЦентр - URL: https://ecopromcentr.ru/karbonovyjj-sled-i-esg-transformatsiya (дата обращения: 17.12.21).

7. Сбер представил свою ESG-стратегию на сессии Московской Биржи [Электронный ресурс] // SberPress - URL: https://press.sber.ru/publications/sber-predstavil-svoiu-esg-strategiiu-na-sessii-moskovskoi-birzhi (дата обращения: 17.12.21).

8. How ESG will drive the next wave of transformation [Электронный ресурс] // PwC - URL: https://www.pwc.com/gx/en/issues/reinventing-the-future/take-on-tomorrow/esg-обращения: 17.12.21).transformation.html (дата обращения: 18.12.21).

Войти или Создать
* Забыли пароль?