БОЛОНСКИЕ ДОГОВОРЕННОСТИ И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ: ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ, НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ, ТЕНДЕНЦИИ, ПРОБЛЕМЫ,ПЕРСПЕКТИВЫ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье кратко излагаются предпосылки разработки Болонских договоренностей о создании единого образовательного пространства, их основные цели, направления реализации. Основное внимание уделено анализу механизмов воздействия на повышение мобильности студентов и преподавателей высших учебных заведений как важного элемента формирования общеевропейского образовательного пространства. Особое место отводится определению роли России на глобальном рынке образовательных услуг, выявлению наиболее значимых проблем российского образования, снижающих его конкурентоспособность на международном рынке, и выработке научно-практических рекомендаций по оптимизации системы регулирования интеллектуальной миграции в РФ.

Ключевые слова:
Болонский процесс; единое образовательное пространство; интеллектуальная миграция; интернационализация программ обучения; программа международного сотрудничества.
Текст

Тенденции в подготовке профессиональных кадров в условиях глобального рынка

С развитием процессов глобализации, интернационализации экономики и бизнеса перед высшим образованием возникла новая цель — подготовка профессиональных кадров, способных эффективно работать в изменившихся

условиях глобального рынка. Осознавая новые вызовы, представители 29 стран1 Евросоюза в 1999 г. подписали конвенцию о создании «единого образовательного пространства», и эта договоренность была зафиксирована в виде Болонской декларации. Согласно данному документу, к 2010 г. вся Западная Европа должна сформировать единую систему высшей школы, предусматривающую свободную миграцию студентов в Европе. В 2011 г. участниками Болонского процесса стали 47 стран и Европейская комиссия [7]. 

Россия подключилась к Болонскому процессу в сентябре 2003 г. Вступление Российской Федерации в Болонский процесс можно расценивать как шаг в сторону соотнесения наших стандартов с общеевропейскими и придания нового импульса модернизации высшего профессионального образования. С этого времени российские вузы получили дополнительные возможности участвовать в проектах, финансируемых Европейской комиссией, а студенты и преподаватели высших учебных заведений — в академических обменах с университетами европейских стран.

Основными целями Болонской декларации стали: сравнимость и признание дипломов и квалификаций, обеспечение мобильности студентов и персонала, рост автономии и конкурентоспособности европейских вузов за счет интеграции интеллектуального потенциала. Огромное значение в рамках Болонского процесса придается содействию мобильности студентов и преподавателей — важному элементу формирования общеевропейского образовательного пространства. Это предполагает интенсификацию миграционных процессов в период обучения и на стадии трудоустройства после получения высшего образования, а также в создании единого европейского рынка труда.

В болонских документах перечислены принципы и методы достижения этих целей, ориентированные на формирование самой эффективной в мире системы «опережающего» образования. Получение европейского образования должно

стать надежной основой непрерывного развития личности и повышения его конкурентоспособности на международном рынке труда. Для признания квалификаций, присвоенных определенным вузом, планируется повсеместно использовать приложения к диплому, рекомендованные ЮНЕСКО.

Что касается такой важной формы интернационализации высшего образования, как выезд определенного их числа для обучения за границу, следует отметить, что явление это не новое и в большинство европейских стран уже многие годы постоянно приезжают студенты из бывших колоний.

По данным ЮНЕСКО, за последние 25 лет уровень международной мобильности студентов вырос на 300%. По мнению экспертов, число студентов, обучающихся за рубежом, к 2025 г. составит 4,9 млн, а в 2010 г. их насчитывалось около 2,8 млн человек [8].

__________________

Сегодня Конвенцию о взаимном признании дипломов, аттестатов и свидетельств об образовании (включая среднее) подписали более 50 стран, в том числе все страны — члены Совета Европы, а также Канада, Австралия и государства, входящие в СНГ.

Список литературы

1. Болонский процесс: нарастающая динамика и многообразие (Документы международных форумов и мнений европейских экспертов) / Под ред. В.И. Байденко. - М., 2002.

2. Болонский процесс: проблемы и перспективы / Под ред. М.М. Лебедевой. - М.: Оргсервис-2000, 2006.

3. Галушкина М. Экспорт образования // Эксперт. - 2004. - № 28.

4. Куценко В.В. Факторы, влияющие на профессиональную миграцию российских ученых // Проблемы миграции населения в условиях финансово-экономического кризиса: Материалы студенческой конференции. - М.: Государственный университет управления, 2009.

5. Куценко Т.И., Куценко В.В. Интеллектуальная миграция в современной России: Монография. - М.: Изд-во «Спутник+», 2011.

6. Трухина Я.А. Страны Южной Европы - новое направление трудовой миграции из России // Информационносправочный материал по проекту «Ограничение нелегальной трудовой миграции из России в Европу. - М.: УМЦ «Болшево», 2004.

7. The Оfficial Bologna Process website 2010-2012.

8. . URL: http://www.marketologi.ru/lib/saginova/inter_vuz2.html

9. Официальный сайт представительства DAAD в России. URL: http://www.daad.ru/daad_2009.pdf

Войти или Создать
* Забыли пароль?