ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МОДУЛЯ КУРСА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА В БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье раскрывается опыт реализации краеведческого модуля «Белгородоведение» в курсе уроков окружающего мира в первом–четвертом классах в региональных условиях Белгородской области в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО). Подробно охарактеризована программа внеурочной работы с младшими школьниками на краеведческом материале.

Ключевые слова:
краеведение, модуль, программа, внеурочная краеведческая работа.
Текст

КРАЕВЕДЧЕСКИЙ КОМПОНЕНТ В КУРСЕ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

В Примерных программах по учебным предметам для начальной школы в курсе окружающего мира выделено 15 часов на изучение темы «Родной край — частица Родины». В рамках ее изучения разработчиками предусмотрены следующие примерные темы уроков региональной направленности:

  1. Семья и семейные традиции. Родословная. Имена и фамилии членов семьи.
  2. Родной регион (область, край, республика) и его местонахождение на карте. Название административного центра региона. Народы, населяющие регион (по выбору). Обычаи и характерные особенности быта народов региона (два-три примера). Яркие и важные события в истории родного региона. Жизнь и быт населения региона в разные исторические времена. Памятники истории и культуры региона, их охрана.
  3. Водоемы родного края (название, краткая характеристика на основе наблюдений). Полезные ископаемые родного края (два-три примера), их значение в хозяйстве, бережное отношение к полезным ископаемым.
  4. Насекомые, птицы, рыбы, звери (на примере животных своей местности), их различия. Дикие и домашние животные (на примере животных своей местности).
  5. Взаимосвязи в сообществе растений и животных (на местных примерах). Влияние человека на природные сообщества (на примере своей местности).
  6. Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений). Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности).
Список литературы

1. Белгородоведение в начальных классах: метод. пособие для учителя начальных классов / под ред. Т.М. Стручаевой. - Белгород: ИПЦ «Политерра», 2014. - 178 с.

2. Белгородоведение: учебник для общеобразовательных учреждений / под ред. В.А. Шаповалова. - Белгород: Изд-во БелГУ, 2002. - 410 с.

3. Декада белгородоведения в начальных классах: метод. пособие для учителей начальных классов и воспитателей групп продленного дня / под ред. Т.М. Стручаевой. - Белгород: Изд-во БелИПКППС, 2011. - 104 с.

4. Дневник ученика. - Белгород, 2013-2014.

5. Дневник юного путешественника. - Белгород, 2013.

6. Мой край - родная Белгородчина. Рабочая тетрадь по краеведению для уроков окружающего мира в 1-4 классах / под ред. Т.М. Стручаевой. - Белгород: ИПЦ «Политерра», 2014. - 72 с.

7. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. Ч. 1. - М.: Просвещение, 2010. - 400 с.

8. Стручаева Т.М., Шиянова И.В., Стручаев В.В. Белгородоведение в начальных классах: Примерная программа урочной и внеурочной деятельности. - Белгород: ИПЦ «Политерра», 2014. - 21 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?