СОЦИОКУЛЬТУРНОЕ ПРОЧТЕНИЕ «ТРИАДЫ КЛИМОВА» ИЛИ ПРОФОРИЕНТАЦИЯ КАК ВЫЗОВ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье представлено современное прочтение «Триады Климова», отражающее социокультурные установки молодежи к выбору профессии. В зависимости от того, какая социокультурная установка (или сочетание установок) доминировала в процессе воспитания и развития растущего человека, у него сформировалась та или иная стратегия профессионального самоопределения.

Ключевые слова:
профессиональное самоопределение.
Текст

Жизнь человека на земле - борьба не столько за существование, сколько за свой самобытный лик.
Владимир Чугунов

Есть идеи, которые при всей их кажущейся простоте на поверку оказываются подобны не то шляпе волшебника, не то ящику Пандоры. Среди них - знаменитая «триада профориентации» Е.А. Климова: «Хочу - Могу - Надо».

Полвека, прошедшие с тех пор, как впервые появились работы Е.А. Климова, посвященные профессиональной ориентации, в корне изменили российское общество. Это дает нам некоторое право предложить обновленную версию трактовки профориентационной триады, адекватную современным реалиям.

Первый тезис: «Хочу», «Могу» и «Надо» представляют собой символы трех различных социокультурных пространств, которые находятся между собой в отношениях альтернативности, а нередко и прямого противостояния. В этом находит свое выражение мировоззренческое измерение социальной неоднородности современного российского общества.

Список литературы

1. Бунеева М.В. Теоретические основы анализа общества потребления // Вестн. Моск. ун-та. - Сер. 6. Экономика. - 2011. - № 4. - С.53-57.

2. Васильев Б.Л. // Университетские встречи: Сборник выступлений. - СПб.: Изд-во СПбГУП, 2001. - С. 29.

3. Вишневский А.Г. Серп и рубль: Консервативная модернизация в СССР. - М.: ОГИ, 1998. - 432 с.

4. Громыко Ю.В. Стыки. Как перейти из одной системы общественных отношений в другую: Опыт религиозно-научно-методологического самоопределения. / «Россия-2010». Независимый методологический университет. - М., 1993. - 88 с.

5. Лупанова Н.А. Профессиональное самоопределение как педагогическая категория // Известия ПГПУ им. В.Г Белинского. - 2011. - № 24. - С. 702-711.

6. Материалы по преобразованию средней школы, переданные из Министерства Народного просвещения в Ученый Комитет [1902-1903]. РГИА, ф. 734, оп. 5, д. 64. - Л. 184.

7. Новиков А.М. Постиндустриальное образование. - М.: Изд-во «Эгвес», 2008. - 136 с.

8. Нордстрем К.А., Риддерстрале Й. Бизнес в стиле фанк. Капитал пляшет под дудку таланта. - Изд. 5-е, испр. - СПб.: Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге, 2005. - 279 с.

9. Пряжников Н.С. Психология элитарности. - М.: МПСИ, Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2000. - 512 с.

10. Родичев Н.Ф. Обоснование концепции педагогической поддержки профессионального самоопределения школьников // Новые ценности образования. - 2006. - Вып. 1-2. - С. 234-251.

Войти или Создать
* Забыли пароль?