В статье представлена модель интеграции информационных и материальных технологий в курсах по выбору в предпрофильной подготовке учащихся. Модель разработана на основе классификации уровней интеграции. На основе обобщенной модели интеграции разработаны детализированные модели для различных уровней интеграции технологий. Представленные модели могут служить основой для проектирования программ элективных курсов.
интеграция, межпредметные связи, информационные технологии, профильное обучение, модель интеграции, элективные курсы.
Изменения, происходящие в российской экономике и развитие новых, наукоемких технологий в современном производстве, естественно, повышают требования не только к уровню образования учащихся, но и к развитию их творческих способностей и интеллектуального потенциала. В связи с тем, что технологии, используемые в современном промышленном производстве, являются интегрированными, возрастает необходимость ознакомления учащихся с ними в настоящее время. Эффективно такую интеграцию можно показать и реализовать на примере в образовательной области «Технология», так как она является интегрированной образовательной областью, синтезирующей научные знания из курсов математики, физики, химии, биологии и показывает их использование в промышленности, энергетике, связи, сельском хозяйстве и других направлениях деятельности человека [1].
В науке интеграция понимается как процесс, связывающий или приводящий в единое целое разрозненные ранее части [2]. В педагогической науке интеграция рассматривается в разных аспектах – интеграция наук, знаний, теорий, познания, содержания образования, учебных дисциплин, научных направлений, теории и практики, подходов. В нашем исследовании наиболее важным аспектом интеграции является интеграция содержания образования, рассматриваемая как процесс и результат объединения знаний, способов познания и деятельности на какой-либо общей основе, ведущих к построению учебных дисциплин, курсов, блоков и отдельных интегрированных уроков, способствующих целостному рассмотрению изучаемых проблем и восприятию окружающего мира [2].
1. Кругликов Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр Академия, 2002. 480 с.
2. Манаенкова О.А. Активизация творческой деятельности учащийся предпрофильнын классов основной школы в условиях интегрированного обучения (на примере преподавания физики в 7-9 классах лицея): дис.... канд. пед. наук. Елец, ЕГУ, 2004. 284 с.
3. Старченко С.А. Теоретические основы интеграции содержания естественнонаучного образования в лицее: дис.... д-ра пед. наук. Челябинск, 2000. 421 с.
4. Муртазин И.А., Муртазин А.А. Интеграция информационных и материальных технологий в предпрофильной подготовке школьников // Школа и производство. - 2007. - № 8. - С. 34-35.