РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОЕ ТЕЛЕВИДЕНИЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ СМЫСЛЫ КОММУНИКАЦИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье исследуются тенденции телевизионного эфира последних десятилетий. Особенное внимание уделяется последнему периоду, начиная с декабря 2013 г. Делается вывод о стремлении создателей программ привлечь телевизионную аудиторию передачами и фильмами о насилии и агрессии, а в качестве альтернативы «черным» сторонам жизни предлагаются ток-шоу и передачи о скандалах и конфликтах из жизни звезд и представителей элиты. Телевизионную коммуникацию автор исследует, отталкиваясь от основных научных взглядов как отечественных (М. Бахтин, С. Булгаков, Ю. Лотман), так и зарубежных (Н. Луман, Ю. Хабермас) ученых. Западные мыслители по-новому сформулировали мысли, высказанные философами и филологами из России, которые проповедовали идею достижения согласия в рассуждениях и спорах о духовном мире человека. Его языковая способность, языковая активность не должны развиваться по пути лишь внешней формализации, достижения внешних эффектов, а осуществляться путем приращения новых духовных смыслов бытия. Большое внимание уделяется исследованию процессов трансформации отношения к публицистике как ведущему направлению журналистики. Это делается именно в силу того, что в телевизионных медийных продуктах — и зарубежных, и отечественных — снижаются ценностные критерии отражения объективной реальности.

Ключевые слова:
публицистика, телекоммуникация, гламур, гедонизм, агрессия, нравственные ценности, коммерциализация эфира, границы и смыслы высказывания, лингвистический анализ.
Текст

К такой постановке проблемы склонила мысль Н. Лумана, высказанная им в книге «Реальность масс-медиа»: «Смысл развлечения состоит именно в том, чтобы не искать и не находить повода для ответа коммуникацией на коммуникацию. Вместо этого наблюдатель может сосредоточиться на мотивах и переживаниях описанных в тексте лиц» [7, с. 92]. Действительно, зачем усложнять и без того сложную, связанную со многими проблемами жизнь? Лучше уйти от нее, от проникновения во все новые и новые ее смыслы, от рефлексии и корректировки собственных решений и поступков.

Однако новые социальные реалии должны рождать и новые социальные смыслы бытия, новые социальные идеалы. Но с началом эпохи российской либерализации, характерной, в основном, совокупностью самых различных, порой диаметрально противоположных ценностей и истин, из научного оборота исследовательской мысли в области теории СМИ и МК постепенно ушли понятия «справедливость», «общественное благо и общественный идеал», «добролюбие и эстетическая гармония» как структурообразующие принципы теории познания. Восторжествовали принципы индивидуализма и прагматизма, культ потребительства и гедонизма, приводящие к нравственной, правовой и эстетической вседозволенности, оправдываемой в целом лозунгом свободы личности.

Теоретики СМИ в этих условиях столкнулись с необходимостью или оправдывать теоретически новые ценностные ориентации журналистики, дабы те или иные газеты, журналы, телеканалы могли выжить в условиях коммерциализации, либо уйти в оппозицию к официальной журналистике, продолжать исповедовать прежние идеи и принципы, сохранив социалистическое ядро (в его общечеловеческом понимании) личностного мировоззрения.

Список литературы

1. Бахтин М.М. Литературно-критические статьи. М., 1986.

2. Булгаков С.Н. Героизм и подвижничество. М., 1992. С. 344.

3. Вартанов А. Актуальные проблемы телевизионного творчества. На телевизионных подмостках. М., 2003.

4. Затворник Ф. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? // Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии / XIX век. М., 1995.

5. Зверева В.В. «Настоящая жизнь» в телевизоре. Исследования современной медиакультуры. М., 2012. С. 15-16.

6. Лотман Ю. Семиосфера. СПб., 2000.

7. Луман Н. Реальность массмедиа. М., 2005.

8. Пронин Е.И. Текстовые факторы эффективности журналистского воздействия. М., 1981.

9. Слобин Д., Грин Дж. Психолингвистика. М., 1976.

10. Соловьев В.С. Общий смысл искусства: Сочинения. М.: Раритет, 1994.

11. Хабермас Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие. СПб., 2000.

12. Хокхаймер М., Адорно Т.В. Диалектика просвещения. Философские фрагменты. М.; СПб., 1997.

13. Шульц В. Философия Ю. Хабермаса. М.: Наука, 2005.

Войти или Создать
* Забыли пароль?