В статье рассмотрены вопросы, связанные со страхованием посевов и урожая сельскохозяйственных культур в Российской Федерации, и её субъектах от различного вида стихийных бедствий. Как показывают положения дел, в аграрном секторе она начинает постепенно улучшаться в связи с принятием законов в области страхования, для стимулирования бизнеса в этом секторе экономики. Однако на данный момент в лесном секторе экономики страхование от различного вида стихийных бедствий практически не разработано, что требует немедленного решения на федеральном уровне.
страхование посевов, страхование лесных угодий, стихийные бедствия, сельскохозяйственные посевы, федеральные законы.
Проблемы способов страхования хозяйственной деятельности в сельском и лесном хозяйствах Российской Федерации, в частности её субъектах от стихийных бедствий приобретает все большую актуальность в связи с передачей земельных и лесных участков в долгосрочную аренду. Благополучие агрофирм, фермеров и арендаторов, как на земельных, так и на лесных участках зависит не только от правильно сформированных цен на произведенную продукцию, но и от природных катаклизмов [1].Анализ и обсуждение результатов исследования. Главы 1 и 2 «Земельного кодекса» РФ допускают возможность страхования сельскохозяйственных посевов и лесной растительности произрастающих на соответствующих земельных участках от различного рода стихийных бедствий [2]. Более или менее страхование сельскохозяйственных посевов, особенно озимых культур, от неблагоприятных погодных условий, стихийных бедствий разработано и действует на федеральном и субъектном уровнях.Страхование посевов страхователями осуществляется в соответствии с федеральным законом о сельскохозяйственном страховании с господдержкой, основные положения которого вступили в силу с 1 января 2012 года, прежде всего это касалось возмещения ущерба в области растениеводства. В конце 2012 г. Федеральное Правительство утвердило новые правила предоставления государственных субсидий на агрострахование, которые предусматривают не только субсидирование страхования посевов, но и поддержку страхования сельскохозяйственных животных в случае падежа от заразных болезней и стихийных бедствий, которая, вводится с 1 января 2013 года [4].Согласно ФЗ № 100 от 14 июля 1997 г. «О государственном регулировании сельскохозяйственного производства», в котором (впервые после отмены обязательного страхования урожая) принята специальная статья, предусматривающая 50%-ную государственную поддержку сельхозстрахования из средств федерального бюджета [5]. Страхователями здесь выступают сельскохозяйственные предприятия и организации всех форм собственности, имеющие производственные мощности на территории России под патронажем региональных министерств и управлений по сельскому хозяйству. Обычно они страхуют посевы сельскохозяйственных культур от рисков которые представляют объективную потенциальную опасность для возникновения страхового события.
1. Арустамов, Э.А.Природопользование: учебник. /Э.А. Арустамов. - 8-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007. - 296 с.
2. "Земельный кодекс Российской Федерации" от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 23.07.2013) (с изм. и доп., вступающими в силу с 06.09.2013) (http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_147516/?frame=4, © КонсультантПлюс, 1992-2013).
3. Федеральный закон от 04.12.2006 N 201-ФЗ (ред. от 07.06.2013) "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации".
4. Официальный интернет-портал МСХ РФ, http://www.mcx.ru/news/news/ show/9128.78.htm.
5. Интернет-портал Ассоциация агропромышленных страховщиков «Агропромстрах», http://www.insur-info.ru/orgsandcomps/354/about/.
6. Закон РФ от 27.11.1992 N 4015-1 (ред. от 23.07.2013) "Об организации страхового дела в Российской Федерации" http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_150013/© КонсультантПлюс, 1992-2013