ПОНЯТИЕ И МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ КОНКУРЕНТНОЙ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЙ АПК РОССИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматривается и уточняется понятие «конкурентная стратегия» на основе анализа определений предложенных отечественными и зарубежными учеными в области стратегического менеджмента. В ходе опроса опроса руководителей и работников предприятий АПК авторами систематизированы проблемы, связанные с разработкой конкурентной стратегии. С учётом выявленных проблем предложен механизм формирования и реализации конкурентной стратегии предприятий АПК, направленный на достижение устойчивых конкурентных преимуществ в стратегических областях деятельности.

Ключевые слова:
конкурентная стратегия, механизм, предприятия АПК, опыт, конкурентный потенциал, стратегическое управление.
Текст

На уровне предприятия конкурентная стратегия представляет собой план действий предприятия, направленный на достижение стабильных конкурентных преимуществ во всех сферах деятельности. Конечной целью реализации конкурентной стратегии является повышение эффективности, конкурентоспособности и прибыльности предприятия за счет реализации комплекса стратегических мероприятий.Кроме того, необходимо отметить, что во всех приведенных определениях не уделено должного внимания условиям адаптации предприятия к изменениям внешней и внутренней среды. На наш взгляд, одностороннее понимание сущности конкурентной стратегии ведет к ограничению возможностей этого инструмента для достижения преимуществ в конкурентной борьбе.Таким образом, наиболее полным и отражающим сущность данного понятия будет следующее определение конкурентной стратегии.Конкурентная стратегия - это целостная система действий, направленных на осуществление стратегических целей развития предприятия с учётом влияния внешней и внутренней среды, для достижения и поддержания конкурентоспособности хозяйствующего субъекта в долгосрочном периоде.Исследование проблем разработки и реализации конкурентной стратегии, как системы преобразований, необходимых каждому предприятию на определенном этапе его развития, является актуальным как для экономической науки, так и для хозяйственной практики.Неоспоримым доказательством необходимости формирования и реализации конкурентных стратегий являются результаты анализа, представленные ведущим отечественным учёным в области стратегического менеджмента Г.Б. Клейнером и свидетельствующие об отношении менеджеров и специалистов предприятия к формированию стратегий развития своих предприятий [7].Анализируя данные таблицы 2, видим, что в среднем по выборке 12% предприятий считают разработку конкурентной стратегии ненужной, 56,3% организаций ведут разработку стратегии, 29,1% предприятий планируют начать формирование стратегии. Следовательно, большая часть предприятий считает стратегическое планирование крайне необходимым для их успешной деятельности и роста конкурентоспособности.

 

Список литературы

1. Аналоуи Ф. Стратегический менеджмент малых и средних предприятий: Учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям 061100 «Менеджмент организаций» и 060800 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)»: Пер. с англ./Ф. Аналоуи, А. Карами.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.- 400 с. (Серия «Зарубежный учебник»).

2. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. - Санкт-Петербург: Издательство «Питер», 1999.-416 с.

3. Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник для вузов. - 4-е изд., перераб. и доп. - М: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 511 с. - (Серия «Золотой фонд российских учебников»).

4. Егорова А.О. Формирование организационно-экономического механизма разработки и реализации конкурентной стратегии предприятий машиностроения: дис. …канд. экон. наук: 08.00.05/Егорова Анастасия Олеговна.- М., 2013.-183 с.

5. Егоршин А.П. Стратегический менеджмент: учебное пособие.-Н. Новгород: НИМБ, 2010.-192 с.

6. Карлоф Б. Деловая стратегия: Пер. с англ./ Науч. ред. и авт. послесл. В.А. Приписнов.- М.: Экономика, 1991.- 239 с.

7. Клейнер Г.Б. Стратегия предприятия.- М.: Издательство «Дело» АНХ, 2008.- 568 с.

8. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов/ Майкл Е. Портер; Пер. с англ. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2005. - 454 с.

9. Методологические аспекты государственного и корпоративного управления: монография/ Д.Н. Лапаев, В.П. Кузнецов, Г.А. Морозова; Нижегород. гос. техн. ун-т. им. Р.Е. Алексеева.- Нижний Новгород, 2013.-255 с.

10. Поташник Я.С. Основы стратегического менеджмента: учеб. пос.-Н. Новгород: Изд. Гладкова О.В., 2007.- 164 с.

11. Савельева Н.А. Стратегический менеджмент: учебник/Н.А. Савельева.-Ростов н/Д: Феникс, 2012.-382 с.-(Высшее образование).

12. Томпсон А., Стрикленд Дж. Стратегический менеджмент: концепции и ситуации для анализа, 12-е издание: Пер. с англ.-М.: Издательский дом «Вильямс», 2006.- 928 с.: ил.- Парал. тит. англ.

13. Онлайн энциклопедия маркетинга/[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://marketopedia.ru/102-konkurentnaya-strategiya.html.

Войти или Создать
* Забыли пароль?