В работе проанализированы стратегические цели арктических регионов и описаны возможности их достижения совместными усилиями. Уделено внимание анализу позиций арктических регионов в рейтинге социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. В результате анализа автор приходит к выводу о том, что, несмотря на схожесть субъектов Арктической зоны Российской Федерации и наличие общих проблем, арктические регионы предпочитают соперничать, нежели проводить работу по межрегиональному сотрудничеству. Далее с теоретико-методологической точки зрения раскрывается роль межрегионального сотрудничества в социально-экономическом развитии арктических регионов России как важной части государственной политики. Среди основных задач межрегионального сотрудничества выделяются: снижение транзакционных издержек в смежных отраслях; повышение преимуществ территории; повышение уровня регионального самосознания; разнообразие процедур управления; создание единого информационного пространства; совместные планы на будущее у нескольких субъектов. К основным препятствиям межрегионального сотрудничества автором отнесены: отсутствие свободных денежных средств в бюджетах регионов; недостаточность регламентации сотрудничества; отсутствие традиций и опыта межрегионального сотрудничества; отсутствие приоритетности проектов, затрагивающих интересы нескольких регионов Арктической зоны РФ. Подчеркивается важность реализации межрегионального сотрудничества с позиции развития малого и среднего предпринимательства на арктических территориях.
Арктическая зона Российской Федерации, межрегиональное взаимодействие, межрегиональное сотрудничество, социально-экономическое развитие территорий, эффективность управления, малое и среднее предпринимательство
Введение
С одной стороны, регионы российской Арктики имеют общие характерные черты и проблемы - суровые природно-климатические условия, низкая плотность населения, сырьевая направленность экономики, низкий уровень развития транспортной и социальной инфраструктур и т.д. [20] а с другой - каждый из арктических регионов по-своему уникален и, благодаря этому имеет свои преимущества. Безусловно, каждый арктический регион заинтересован в социально-экономическом развитии своей территории, что подразумевает реализацию инвестиционных проектов, повышение предпринимательской активности, рост экономики, эффективное использование ресурсов. Но, текущая ситуация характеризуется, скорее всего, проявлением разного рода конкуренции между арктическими регионами, чем наличием эффективной коммуникации и межрегионального взаимодействия. Отметим, что реализация государственной политики в АЗРФ подкреплена рядом нормативно-правовых актов, среди которых важную роль играют документы стратегического планирования., каждый входящий в нее субъект имеет собственную стратегию социально-экономического развития. И согласно логике, стратегии арктических регионов должны быть синхронизированы между собой, однако, в действительности наблюдается их асинхронность по ряду критериев [22]. Кратко рассмотрим стратегические цели регионов АЗРФ в таблице 1.
Таблица 1
Стратегические цели субъектов АЗРФ
Table 1
Strategic goals of the subjects of the Russian Arctic
Основные направления стратегий (The main directions of strategies) |
|
Республика Карелия
Republic of Karelia |
1) Создание инфраструктуры для социальной сферы и развития экономики; 2) Улучшение показателей эффективности управления; 3) Повышение инвестиционной привлекательности региона; 4) Расширение международного сотрудничества; 5) Сохранение исторического наследия и развитие туризма; 6) Обеспечение высокого качества жизни и качественных социальных услуг; 7) Создание комфортной городской среды; 8) Повышение экологической устойчивости 1) Creation of infrastructure for development of social and economic development; 2) Increase the efficiency management; 3) increasing the investment attractiveness of the region; 4) the Expansion of international cooperation; 5) the Preservation of historical heritage and tourism development; 6) Ensuring a high quality of life and quality of social services; 7) Creation of a comfortable urban environment; 8) Enhancing environmental sustainability |
Республика Коми
Komi Republic |
1) Развитие человеческого капитала; 2) Конкурентоспособность экономических комплексов на российском и иностранных рынках; 3) Комфортное пространство для жизнедеятельности, в том числе и в экологическом аспекте; 4) Повышение эффективности системы управления 1) Development of human capital; 2) Competitiveness of economic complexes in the Russian and foreign markets; 3) A comfortable space for life, including in the environmental aspect; 4) Increasing the efficiency of the management system |
Архангельская область
Arkhangelsk region |
1) Развитие института гражданского общества; 2) Развитие человеческого капитала; 3) Создание благоприятных условий для стабильного экономического роста; 4) Создание комфортных условий для жизни 1) Development of the institution of civil society; 2) Development of human capital; 3) Creation of favorable conditions for stable economic growth; 4) Creation of comfortable living conditions |
Мурманская область
Murmansk region |
1) Обеспечение высокого качества жизни; 2) Устойчивый экономический рост; 3) Создание комфортной среды для проживания; 4) Повышение эффективности управления 1) Ensuring a high quality of life; 2) Sustainable economic growth; 3) Creating a comfortable living environment; 4) Improving management efficiency |
Ненецкий АО
Nenets Autonomous Okrug |
1) Сохранение природной среды; 2) Экономическое развитие; 3) Инфраструктурное развитие; 4) Социальное развитие 1) Preservation of the natural environment; 2) Economic development; 3) Infrastructural development; 4) Social development |
Продолжение таблицы 1
Ямало-Ненецкий АО |
1) Повышение качества жизни; 2) Сохранение коренных малочисленных народов севера; 3) Экологическая безопасность и рациональное природопользование; 4) Повышение качества жизни; 5) Повышение эффективности системы управления |
Yamalo-Nenets Autonomous Okrug |
1) Improving the quality of life; 2) Preservation of indigenous peoples of the North; 3) Environmental safety and rational use of natural resources; 4) Improving the quality of life; 5) Increasing the efficiency of the management system |
Красноярский край |
1) Развитие новой экономики, основа которой научные достижения; 2) Развитие бюджетообразующих отраслей; 3) Обеспечение высокого качества жизни; 4) Лесопромышленный комплекс и сельское хозяйство, для расселения края |
Krasnoyarsk Krai |
1) The development of a new economy based on scientific achievements; 2) The development of budget-forming industries; 3) Ensuring a high quality of life; 4) The timber industry and agriculture, for the settlement of the region |
Республика Саха (Якутия) |
1) Развитие не сырьевого экспорта; 2) Сохранение природы; 3) Конкурентоспособность отраслей; 4) Высокий уровень жизни населения; 5) Повышение эффективности управления территорией |
Republic of Sakha (Yakutia) |
1) Development of non-primary exports; 2) Conservation of nature; 3) Competitiveness of industries; 4) High standard of living of the population; 5) Improving the efficiency of territory management |
Чукотский АО |
1) Развитие социальной сферы; 2) Пространственное развитие территорий; 3) Экономическое развитие |
Chukchi Autonomous Okrug |
1) Development of the social sphere; 2) Spatial development of territories; 3) Economic development |
Источник: составлено автором на основе стратегий регионов, полностью или частично входящих в состав Арктической зоны РФ [1-9]
Отметим, что главным приоритетом стратегического развития превалирующего числа регионов АЗРФ является обеспечение роста показателей качества жизни и социальной сферы. Одной из распространенных целей стратегического развития арктических регионов выступает «эффективность системы управления», которая напрямую связана с развитием информационных технологий и цифровизацией общества [25].
1. Закон Республики Саха (Якутия) № 45-VI О Стратегии социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2032 года с целевым видением до 2050 года от 19 декабря 2018 года (с изменениями на 18 июня 2020 года) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/550299670
2. Постановление Правительства Красноярского края № 647-п Об утверждении стратегии социально-экономического развития Красноярского края до 2030 года от 30 октября 2018 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/550243058
3. Постановление Правительства Мурманской области № 768-ПП/20 О стратегии социально-экономического развития Мурманской области до 2020 года и на период до 2025 года от 25 декабря 2013 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/465602093
4. Распоряжение Правительства Республики Карелия № 899р-П Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Карелия на период до 2030 года от 29 декабря 2018 года (с изменениями на 10 декабря 2019 года) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/465420565
5. Постановление Правительства Республики Коми № 185 О Стратегии социально-экономического развития Республики Коми на период до 2035 года от 11 декабря 2019 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://econom.rkomi.ru/uploads/documents/185_pdf_2019-12-13_12-38-03.pdf
6. Постановление Совета депутатов Ненецкого автономного округа № 256-сд Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Ненецкого автономного округа до 2030 года от 7 ноября 2019 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://docs.cntd.ru/document/561620008
7. Проект стратегии социально-экономического развития Ямало-Ненецкого автономного округа до 2035 года от 2 марта 2021 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.yanao.ru/documents/all/73108/
8. Стратегия социально-экономического развития Архангельской области до 2035 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://economy.gov.ru/material/file/08be543e21dfe07f4d4a48e559603d7f/strategarch.pdf
9. Стратегия социально-экономического развития Чукотского автономного округа до 2030 года [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.economy.gov.ru/material/file/6f420547cf9ff60f79133cec6d6ef495/191219_CHAO.pdf
10. Агеева Л.В. Опыт взаимодействия региональных парламентов Поволжского региона // В сборнике: Методология и методы изучения региональной истории: Центральное Поволжье в глокализационном измерении. Материалы научного семинара. Ответственные редакторы И.А. Гатауллина, Г.П. Мягков, Д.В. Шмелев.- 2016. - С. 51-67.
11. Ананьина О.В. Проблема занятости в малом и среднем бизнесе Северного макрорегиона России в период пандемии коронавируса // Экономика и предпринимательство. 2020. № 6 (119). С. 347-351. DOI:https://doi.org/10.34925/EIP.2020.119.6.072
12. Бакуменко О.А. Проблемы и перспективы межрегионального взаимодействия периферийных регионов Северо-Западного федерального округа // Региональная экономика: теория и практика. - 2017. - Т. 15. -№ 3. - С. 459-470. - DOI:https://doi.org/10.24891/re.15.3.459
13. Борис О.А., Парахина В.Н., Устаев Р.М., Никулина А.В., Алиева В.С. Влияние цифровизации и пандемии на занятость и бизнес-компетенции молодежи // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. - 2021. - Т. 9. - № 3 (54). - С. 79-91.
14. Буров М. П. Система регулирования экономического взаимодействия регионов: моногр./ М.П. Буров.- М. : Дашков и Ко, 2007.- 317 с- ISBN: 978-5-91131-474-3
15. Колесниченко Е.А., Костылев А.А. Повышение эффективности участия государственных институтов развития в реализации национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. - 2020. - Т. 8. - № 4 (51). - С. 38-53.
16. Кузнецова О.В. Межрегиональное сотрудничество в России: перспективы кооперации региональных властей // Региональные исследования. - 2019. - № 1. - С. 16-25.- DOI:https://doi.org/10.5922/1994-5280-2019-1-2.
17. Лаврикова Ю.Г., Акбердина В.В. Приоритеты и механизмы межрегиональных взаимодействий: опыт уральских регионов в проекте «Арктический вектор Уральского созвездия» // Регион: экономика и социология. 2018. № 4 (100). С.168-191.
18. Монгуш С. П., Аврамчикова Н. Т. Обоснование роли межрегионального взаимодействия в развитии социально-экономических систем региона // Менеджмент социальных и экономических систем. - 2019. - № 3. - С. 17-22.
19. Серебрякова Н.А., Дорохова Н.В., Исаенко М.И. Современное состояние и перспективы развития экологического туризма в России // Актуальные направления научных исследований XXI века: теория и практика. - 2020. - Т. 8. - № 4 (51). - С. 77-86.
20. Тутыгин А.Г., Чижова Л.А. Индивидуальные и общесистемные проблемы регионов Арктической зоны Российской Федерации: возможности совместного решения // Научное обозрение. 2016. № 24. С. 193-197.
21. Тутыгин А.Г., Чижова Л.А., Ананьина О.В. Увеличение численности занятых в малом бизнесе - системная проблема или достижимый результат? // Государство и бизнес. Экосистема цифровой экономики. Материалы XI Международной научно-практической конференции. Северо-Западный институт управления РАНХиГС при Президенте РФ. 2019. С. 191-196.
22. Чижова Л.А., Тутыгин А.Г. Синхронизация стратегий социально-экономического развития регионов Арктической зоны Российской Федерации // Стратегическое планирование и развитие предприятий. Материалы Восемнадцатого всероссийского симпозиума. Под редакцией Г.Б. Клейнера. 2017. С. 885-889.
23. Cheng E. Рrinciples and perspectives for a diversified renewal in the system of modern political economy // Terra Economicus. - 2018. - Т. 16. - № 4. С. 41-49. - DOI:https://doi.org/10.23683/2073-6606-2018-16-4-41-49
24. Dvorak M., Rovny P., Grebennikova V., Faminskaya M. Economic impacts of covid-19 on the labor market and human capital // Terra Economicus. - 2020. - Т. 18. - № 4. - С. 78-96. - DOI:https://doi.org/10.18522/2073-6606-2020-18-4-78-96
25. Guliyeva A., Chunikhina N., Guliyeva A., Abdulova A. Investing in human capital and assimilation of economic development // Terra Economicus. - 2019. - Т. 17. - № 1. - С. 64-76. - DOI:https://doi.org/10.23683/2073-6606-2019-17-1-64-76
26. Toomsalu L., Tolmacheva S., Vlasov A., Chernova V. Determinants of innovations in small and medium enterprises: a european and international experience // Terra Economicus. - 2019. - Т. 17. - № 2. - С. 112-123. - DOI:https://doi.org/10.23683/2073-6606-2019-17-2-112-123
27. Tyslova I., Abrham J., Horvathova Z., Rubacek F.Economic benefits of tourism: cultural identity and tourism destinations in the czech republic//Terra Economicus. - 2020. - Т. 18. - № 2. - С. 139-154.
28. Yang J., Černeviciute J., Strazdas R., Tvaronaviciene M. Stimulation of cultural and creative industries clusters development: a case study from China // Terra Economicus. - 2019. - Т. 17. - № 3. - С. 169-184. - DOI:https://doi.org/10.23683/2073-6606-2019-17-3-169-184
29. Рейтинг социально-экономического положения регионов// РИА Новости [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ria.ru/20210531/reyting-1734768833.html
30. Реестр субъектов МСП [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rmsp.nalog.ru/