The article describes the strategic goals of the Arctic regions and describes the possibilities of achieving them through joint efforts. Attention is paid to the analysis of the positions of the Arctic regions in the rating of socio-economic development of the subjects of the Russian Federation. As a result of the analysis, the author comes to the conclusion that, despite the similarity of the subjects of the Arctic zone of the Russian Federation and the presence of common problems, the Arctic regions prefer to compete rather than work on interregional cooperation. Further, from a theoretical and methodological point of view, the role of interregional cooperation in the socio-economic development of the Arctic regions of Russia as an important component of state policy is revealed. Among the main tasks of interregional cooperation: reducing transaction costs in related industries; increasing the advantages of the territory; increasing the level of regional self-awareness; a variety of management procedures; creating a single information space; joint plans for the future of several subjects. The author refers to the main obstacles to interregional cooperation: lack of free funds in the budgets of the regions; insufficient regulation of cooperation; lack of traditions and experience of interregional cooperation; lack of priority of projects affecting the interests of several regions of the Arctic zone of the Russian Federation. The importance of the implementation of interregional cooperation in terms of the development of small and medium-sized businesses in the Arctic territories is emphasized.
Arctic zone of the Russian Federation, interregional cooperation, interregional cooperation, socio-economic development of territories, management efficiency, small and medium-sized entrepreneurship
Введение
С одной стороны, регионы российской Арктики имеют общие характерные черты и проблемы - суровые природно-климатические условия, низкая плотность населения, сырьевая направленность экономики, низкий уровень развития транспортной и социальной инфраструктур и т.д. [20] а с другой - каждый из арктических регионов по-своему уникален и, благодаря этому имеет свои преимущества. Безусловно, каждый арктический регион заинтересован в социально-экономическом развитии своей территории, что подразумевает реализацию инвестиционных проектов, повышение предпринимательской активности, рост экономики, эффективное использование ресурсов. Но, текущая ситуация характеризуется, скорее всего, проявлением разного рода конкуренции между арктическими регионами, чем наличием эффективной коммуникации и межрегионального взаимодействия. Отметим, что реализация государственной политики в АЗРФ подкреплена рядом нормативно-правовых актов, среди которых важную роль играют документы стратегического планирования., каждый входящий в нее субъект имеет собственную стратегию социально-экономического развития. И согласно логике, стратегии арктических регионов должны быть синхронизированы между собой, однако, в действительности наблюдается их асинхронность по ряду критериев [22]. Кратко рассмотрим стратегические цели регионов АЗРФ в таблице 1.
Таблица 1
Стратегические цели субъектов АЗРФ
Table 1
Strategic goals of the subjects of the Russian Arctic
Основные направления стратегий (The main directions of strategies) |
|
Республика Карелия
Republic of Karelia |
1) Создание инфраструктуры для социальной сферы и развития экономики; 2) Улучшение показателей эффективности управления; 3) Повышение инвестиционной привлекательности региона; 4) Расширение международного сотрудничества; 5) Сохранение исторического наследия и развитие туризма; 6) Обеспечение высокого качества жизни и качественных социальных услуг; 7) Создание комфортной городской среды; 8) Повышение экологической устойчивости 1) Creation of infrastructure for development of social and economic development; 2) Increase the efficiency management; 3) increasing the investment attractiveness of the region; 4) the Expansion of international cooperation; 5) the Preservation of historical heritage and tourism development; 6) Ensuring a high quality of life and quality of social services; 7) Creation of a comfortable urban environment; 8) Enhancing environmental sustainability |
Республика Коми
Komi Republic |
1) Развитие человеческого капитала; 2) Конкурентоспособность экономических комплексов на российском и иностранных рынках; 3) Комфортное пространство для жизнедеятельности, в том числе и в экологическом аспекте; 4) Повышение эффективности системы управления 1) Development of human capital; 2) Competitiveness of economic complexes in the Russian and foreign markets; 3) A comfortable space for life, including in the environmental aspect; 4) Increasing the efficiency of the management system |
Архангельская область
Arkhangelsk region |
1) Развитие института гражданского общества; 2) Развитие человеческого капитала; 3) Создание благоприятных условий для стабильного экономического роста; 4) Создание комфортных условий для жизни 1) Development of the institution of civil society; 2) Development of human capital; 3) Creation of favorable conditions for stable economic growth; 4) Creation of comfortable living conditions |
Мурманская область
Murmansk region |
1) Обеспечение высокого качества жизни; 2) Устойчивый экономический рост; 3) Создание комфортной среды для проживания; 4) Повышение эффективности управления 1) Ensuring a high quality of life; 2) Sustainable economic growth; 3) Creating a comfortable living environment; 4) Improving management efficiency |
Ненецкий АО
Nenets Autonomous Okrug |
1) Сохранение природной среды; 2) Экономическое развитие; 3) Инфраструктурное развитие; 4) Социальное развитие 1) Preservation of the natural environment; 2) Economic development; 3) Infrastructural development; 4) Social development |
Продолжение таблицы 1
Ямало-Ненецкий АО |
1) Повышение качества жизни; 2) Сохранение коренных малочисленных народов севера; 3) Экологическая безопасность и рациональное природопользование; 4) Повышение качества жизни; 5) Повышение эффективности системы управления |
Yamalo-Nenets Autonomous Okrug |
1) Improving the quality of life; 2) Preservation of indigenous peoples of the North; 3) Environmental safety and rational use of natural resources; 4) Improving the quality of life; 5) Increasing the efficiency of the management system |
Красноярский край |
1) Развитие новой экономики, основа которой научные достижения; 2) Развитие бюджетообразующих отраслей; 3) Обеспечение высокого качества жизни; 4) Лесопромышленный комплекс и сельское хозяйство, для расселения края |
Krasnoyarsk Krai |
1) The development of a new economy based on scientific achievements; 2) The development of budget-forming industries; 3) Ensuring a high quality of life; 4) The timber industry and agriculture, for the settlement of the region |
Республика Саха (Якутия) |
1) Развитие не сырьевого экспорта; 2) Сохранение природы; 3) Конкурентоспособность отраслей; 4) Высокий уровень жизни населения; 5) Повышение эффективности управления территорией |
Republic of Sakha (Yakutia) |
1) Development of non-primary exports; 2) Conservation of nature; 3) Competitiveness of industries; 4) High standard of living of the population; 5) Improving the efficiency of territory management |
Чукотский АО |
1) Развитие социальной сферы; 2) Пространственное развитие территорий; 3) Экономическое развитие |
Chukchi Autonomous Okrug |
1) Development of the social sphere; 2) Spatial development of territories; 3) Economic development |
Источник: составлено автором на основе стратегий регионов, полностью или частично входящих в состав Арктической зоны РФ [1-9]
Отметим, что главным приоритетом стратегического развития превалирующего числа регионов АЗРФ является обеспечение роста показателей качества жизни и социальной сферы. Одной из распространенных целей стратегического развития арктических регионов выступает «эффективность системы управления», которая напрямую связана с развитием информационных технологий и цифровизацией общества [25].
1. Zakon Respubliki Saha (Yakutiya) № 45-VI O Strategii social'no-ekonomicheskogo razvitiya Respubliki Saha (Yakutiya) do 2032 goda s celevym videniem do 2050 goda ot 19 dekabrya 2018 goda (s izmeneniyami na 18 iyunya 2020 goda) [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: https://docs.cntd.ru/document/550299670
2. Postanovlenie Pravitel'stva Krasnoyarskogo kraya № 647-p Ob utverzhdenii strategii social'no-ekonomicheskogo razvitiya Krasnoyarskogo kraya do 2030 goda ot 30 oktyabrya 2018 goda [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: https://docs.cntd.ru/document/550243058
3. Postanovlenie Pravitel'stva Murmanskoy oblasti № 768-PP/20 O strategii social'no-ekonomicheskogo razvitiya Murmanskoy oblasti do 2020 goda i na period do 2025 goda ot 25 dekabrya 2013 goda [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: https://docs.cntd.ru/document/465602093
4. Rasporyazhenie Pravitel'stva Respubliki Kareliya № 899r-P Ob utverzhdenii Strategii social'no-ekonomicheskogo razvitiya Respubliki Kareliya na period do 2030 goda ot 29 dekabrya 2018 goda (s izmeneniyami na 10 dekabrya 2019 goda) [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: https://docs.cntd.ru/document/465420565
5. Postanovlenie Pravitel'stva Respubliki Komi № 185 O Strategii social'no-ekonomicheskogo razvitiya Respubliki Komi na period do 2035 goda ot 11 dekabrya 2019 goda [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: https://econom.rkomi.ru/uploads/documents/185_pdf_2019-12-13_12-38-03.pdf
6. Postanovlenie Soveta deputatov Neneckogo avtonomnogo okruga № 256-sd Ob utverzhdenii Strategii social'no-ekonomicheskogo razvitiya Neneckogo avtonomnogo okruga do 2030 goda ot 7 noyabrya 2019 goda [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: https://docs.cntd.ru/document/561620008
7. Proekt strategii social'no-ekonomicheskogo razvitiya Yamalo-Neneckogo avtonomnogo okruga do 2035 goda ot 2 marta 2021 goda [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: https://www.yanao.ru/documents/all/73108/
8. Strategiya social'no-ekonomicheskogo razvitiya Arhangel'skoy oblasti do 2035 goda [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: https://economy.gov.ru/material/file/08be543e21dfe07f4d4a48e559603d7f/strategarch.pdf
9. Strategiya social'no-ekonomicheskogo razvitiya Chukotskogo avtonomnogo okruga do 2030 goda [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: https://www.economy.gov.ru/material/file/6f420547cf9ff60f79133cec6d6ef495/191219_CHAO.pdf
10. Ageeva L.V. Opyt vzaimodeystviya regional'nyh parlamentov Povolzhskogo regiona // V sbornike: Metodologiya i metody izucheniya regional'noy istorii: Central'noe Povolzh'e v glokalizacionnom izmerenii. Materialy nauchnogo seminara. Otvetstvennye redaktory I.A. Gataullina, G.P. Myagkov, D.V. Shmelev.- 2016. - S. 51-67.
11. Anan'ina O.V. Problema zanyatosti v malom i srednem biznese Severnogo makroregiona Rossii v period pandemii koronavirusa // Ekonomika i predprinimatel'stvo. 2020. № 6 (119). S. 347-351. DOI:https://doi.org/10.34925/EIP.2020.119.6.072
12. Bakumenko O.A. Problemy i perspektivy mezhregional'nogo vzaimodeystviya periferiynyh regionov Severo-Zapadnogo federal'nogo okruga // Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika. - 2017. - T. 15. -№ 3. - S. 459-470. - DOI:https://doi.org/10.24891/re.15.3.459
13. Boris O.A., Parahina V.N., Ustaev R.M., Nikulina A.V., Alieva V.S. Vliyanie cifrovizacii i pandemii na zanyatost' i biznes-kompetencii molodezhi // Aktual'nye napravleniya nauchnyh issledovaniy XXI veka: teoriya i praktika. - 2021. - T. 9. - № 3 (54). - S. 79-91.
14. Burov M. P. Sistema regulirovaniya ekonomicheskogo vzaimodeystviya regionov: monogr./ M.P. Burov.- M. : Dashkov i Ko, 2007.- 317 s- ISBN: 978-5-91131-474-3
15. Kolesnichenko E.A., Kostylev A.A. Povyshenie effektivnosti uchastiya gosudarstvennyh institutov razvitiya v realizacii nacional'noy programmy «Cifrovaya ekonomika Rossiyskoy Federacii» // Aktual'nye napravleniya nauchnyh issledovaniy XXI veka: teoriya i praktika. - 2020. - T. 8. - № 4 (51). - S. 38-53.
16. Kuznecova O.V. Mezhregional'noe sotrudnichestvo v Rossii: perspektivy kooperacii regional'nyh vlastey // Regional'nye issledovaniya. - 2019. - № 1. - S. 16-25.- DOI:https://doi.org/10.5922/1994-5280-2019-1-2.
17. Lavrikova Yu.G., Akberdina V.V. Prioritety i mehanizmy mezhregional'nyh vzaimodeystviy: opyt ural'skih regionov v proekte «Arkticheskiy vektor Ural'skogo sozvezdiya» // Region: ekonomika i sociologiya. 2018. № 4 (100). S.168-191.
18. Mongush S. P., Avramchikova N. T. Obosnovanie roli mezhregional'nogo vzaimodeystviya v razvitii social'no-ekonomicheskih sistem regiona // Menedzhment social'nyh i ekonomicheskih sistem. - 2019. - № 3. - S. 17-22.
19. Serebryakova N.A., Dorohova N.V., Isaenko M.I. Sovremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya ekologicheskogo turizma v Rossii // Aktual'nye napravleniya nauchnyh issledovaniy XXI veka: teoriya i praktika. - 2020. - T. 8. - № 4 (51). - S. 77-86.
20. Tutygin A.G., Chizhova L.A. Individual'nye i obschesistemnye problemy regionov Arkticheskoy zony Rossiyskoy Federacii: vozmozhnosti sovmestnogo resheniya // Nauchnoe obozrenie. 2016. № 24. S. 193-197.
21. Tutygin A.G., Chizhova L.A., Anan'ina O.V. Uvelichenie chislennosti zanyatyh v malom biznese - sistemnaya problema ili dostizhimyy rezul'tat? // Gosudarstvo i biznes. Ekosistema cifrovoy ekonomiki. Materialy XI Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferencii. Severo-Zapadnyy institut upravleniya RANHiGS pri Prezidente RF. 2019. S. 191-196.
22. Chizhova L.A., Tutygin A.G. Sinhronizaciya strategiy social'no-ekonomicheskogo razvitiya regionov Arkticheskoy zony Rossiyskoy Federacii // Strategicheskoe planirovanie i razvitie predpriyatiy. Materialy Vosemnadcatogo vserossiyskogo simpoziuma. Pod redakciey G.B. Kleynera. 2017. S. 885-889.
23. Cheng E. Rrinciples and perspectives for a diversified renewal in the system of modern political economy // Terra Economicus. - 2018. - T. 16. - № 4. S. 41-49. - DOI:https://doi.org/10.23683/2073-6606-2018-16-4-41-49
24. Dvorak M., Rovny P., Grebennikova V., Faminskaya M. Economic impacts of covid-19 on the labor market and human capital // Terra Economicus. - 2020. - T. 18. - № 4. - S. 78-96. - DOI:https://doi.org/10.18522/2073-6606-2020-18-4-78-96
25. Guliyeva A., Chunikhina N., Guliyeva A., Abdulova A. Investing in human capital and assimilation of economic development // Terra Economicus. - 2019. - T. 17. - № 1. - S. 64-76. - DOI:https://doi.org/10.23683/2073-6606-2019-17-1-64-76
26. Toomsalu L., Tolmacheva S., Vlasov A., Chernova V. Determinants of innovations in small and medium enterprises: a european and international experience // Terra Economicus. - 2019. - T. 17. - № 2. - S. 112-123. - DOI:https://doi.org/10.23683/2073-6606-2019-17-2-112-123
27. Tyslova I., Abrham J., Horvathova Z., Rubacek F.Economic benefits of tourism: cultural identity and tourism destinations in the czech republic//Terra Economicus. - 2020. - T. 18. - № 2. - S. 139-154.
28. Yang J., Černeviciute J., Strazdas R., Tvaronaviciene M. Stimulation of cultural and creative industries clusters development: a case study from China // Terra Economicus. - 2019. - T. 17. - № 3. - S. 169-184. - DOI:https://doi.org/10.23683/2073-6606-2019-17-3-169-184
29. Reyting social'no-ekonomicheskogo polozheniya regionov// RIA Novosti [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: https://ria.ru/20210531/reyting-1734768833.html
30. Reestr sub'ektov MSP [Elektronnyy resurs]. Rezhim dostupa: https://rmsp.nalog.ru/