Система психической адаптации в изменившихся условиях информационного пространства претерпевает определенные трансформации, что может подтверждаться неуклонным ростом пограничных форм психических расстройств, девиациями поведения, в том числе увеличение различных форм ауто- и гетероагрессивного, зависимого поведения, широким распространением депрессий. Особенно заметно изменение последствий влияния новой информационной среды в детском возрасте, что привело к распространению таких психических расстройств, как «Ранний детский аутизм», «Синдром дефицита внимания с гиперактивностью». Сложившиеся традиционные подходы к диагностике психических расстройств, привели к значительному расширению таких рубрик, как «Расстройство приспособительных реакций F43.2», «Расстройства поведения F91», что подчеркивает недостаточную дифференцированность имеющихся расстройств. Трансформация психической адаптации является фактором, дополнительно осложняющим дифференциальную диагностику клинико-психологических феноменов и психопатологических синдромов, понимание границ дезадаптации, а также усложняет процесс прогнозирования последствий подобного рода изменений приспособительных реакций. Кроме того, нуждаются в дополнительном изучении и морфо-функциональные характеристики деятельности центральной нервной системы, которые могут отразить изменившиеся поведенческие стратегии. Актуальность проблемы обусловлена не только установлением факта трансформации адаптации, но и пониманием механизмов совладания, преодоления затруднений, возникающих в современном информационном пространстве. Изучение психологической дефиниции «барьер» позволяет с одной стороны, понимать преодоление затруднений как развитие, с другой, как его задержку. В этом смысле рассмотрение копинг-стратегий, которые использует современный молодой человек, позволяет понимать формирование механизмов приспособления к окружающей среде. На наш взгляд, понимание и интерпретация психического состояния современного молодого человека, а также способов психической адаптации требует новых подходов, в частности, ТХС, что позволило бы формировать иные подходы к ранней диагностике и коррекции с позиций персонифицированной медицины и клинической психологии.
пограничные психические расстройства, адаптация, психологический барьер, копинг-стратегии, теория хаоса-самоорганизации (ТХС), адаптационный барьер
1. Еськов В.М., Майстренко В.И., Майстренко Е.В., Филатов М.А., Филатов М.А. Исследование корреляции показате-лей функциональной асимметрии полуша-рий головного мозга с результатами учеб-ной деятельности учащихся // Вестник но-вых медицинских технологий.- 2007.- Т.14, №3.- С. 205-207.
2. Еськов В.М., Филатов М.А., Буров И.В., Филатова Д.Ю. Возрастная динамика изменений параметров квазиаттракторов психофизиологических функций учащихся школ с профильным и непрофильным обу-чением // Системный анализ и управление в биомедицинских системах.- 2010.- Т.9, №2.- С. 608-612.
3. Филатов М.А. Метод фазовых пространств в моделировании психофизио-логических функций учащихся Югры. / Под ред. В.М. Еськова.- Самара: ООО «Офорт», 2010.- 129 с.
4. Хадарцев А.А., Еськов В.М., Ко-зырев К.М., Гонтарев С.Н. Медико-биологическая теория и практика: Моно-графия / Под ред. В.Г. Тыминского.- Тула: Изд-во ТулГУ - Белгород: ЗАО «Белгород-ская областная типография», 2011.- 231 с.
5. Еськов В.М., Живогляд Р.Н., Кар-ташова Н.М., Попов Ю.М., Хадарцев А.А. Понятие нормы и патологии в фазовом пространстве состояний с позиции компар-тментно-кластерного подхода // Вестник новых медицинских технологий.- 2005.- №1.- С. 12-14.
6. Alexandrovskiy Y.A. Borderline mental disorders. M.- Health 2000.- 300 p.
7. Ammon G. Structural Dynamic Psy-chiatry // Proc.: "Psychological diagnostics related to the disease in neuro-psychic and somatic pathology".- L., 1990.- 349 p.
8. Antsyferova L.I. Personality in difficult conditions: reinvention, transforma-tion of situations and psychological defense // Psychological Journal.- 2004.- T.15, №1.- P. 34-45.
9. Bransky V.P., Pozharsky S.D. Social synergetics and Social Psychology // Uni-versity of Technology (St. Petersburg), 2002.- P. 297.
10. Gnezditsky V.V. The inverse prob-lem of EEG and clinical electroencephalogra-phy.- M., 2004.
11. Gurevich P.S. Philosophical anthro-pology.- M., 1997.- 456 p.
12. Eskov V.M. The third paradigm.- Samara. "Ofort", 2011.- 249 p.
13. Kryukova T.L., Kuftyak E.V. Ques-tionnaire of coping (adaptation of the WCQ technique) / Journal of Practical Psychology.- 2007.- № 3.- P. 93-112.
14. Lazarus R. Short-term multimodal therapy.- SPb.: Speech, 2001.- 256 p.
15. Libina A.V. Cope intelligence. M.: EKSMO.- 2008.- 346 p.
16. Prigogin I.R. Philosophy of instabil-ity // Problems of Philosophy.- 1991.- №6.- P. 66-69.
17. Smulevich A.B. Depression in gen-eral medicine.- M., 2001.- 345 p.
18. Tofler E. The third War. "Firm" Publishing ACT», 2004.- 234 p
19. Haken G. The principles of brain: The synergetic approach to the brain activity, behavior and cognitive performance.- M. - PER SE, 2001.- 351 p.
20. Shakurov R.H. Barrier as a category and its role in the practice // Questions of psy-chology.- 2001.- №1.- P. 66-77.
21. Manual for physicians and medical psychologists // Methodology of psychological diagnosis of coping with stressful and proble-matic for the individual situations: St. Peters-burg, 2009.
22. Elvin I.A. Synergetics of brain. M., 2005.- 108 p.
23. Conger J. Behavioral medicine and health psychology in a changing word // Child Abuse Negl.- 1987.- Vol 11, №3.- P 443-453.
24. Folkman S., Lazarus R.S. Coping and Emotion // Stress and Coping: an antholo-gy. N.Y.: Columbia University Press, 1991.- P. 207-227.
25. Walter G.G. On complex eigenva-lues of compartamental models // Mathematical Biosciences.- 1985.- Vol.75.- P. 143-157.