О ПРОФЕССИОНАЛИЗМЕ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье проведен обзор научной психолого-педагогической литературы по вопросу исследования профессионализма педагога в условиях реализации дистанционного обучения. Для современного педагога важное значение приобретает формирование и развитие собственной профессионально-педагогической компетентности, которая, в соответствии с существующими профессиональными стандартами педагогического труда, может быть представлена такими компонентами компетентности, как наличие определенных личностных характеристик, имеющие приоритетное значение для научно-педагогической деятельности; способность мотивировать обучающихся для достижения целей учебного взаимодействия; понимание целей и задач педагогической деятельности, учебного предмета и его содержания и усвоения; навыки и умения разработки программ педагогической деятельности и готовность к принятию педагогических решений; владение информационной культурой и информационно-коммуникационными технологиями при различных формах обучения; компетентность при организации своего педагогического труда. Среди ключевых цифровых компетенций педагогов в настоящее время выделяют такие, как использование информационных технологий в повседневной педагогической работе, владение цифровыми инструментами с целью оценки результатов педагогической деятельности, использование информационных инструментов для расширения учебных возможностей обучающихся, развитие навыков создания и совместного использования цифровых ресурсов и др. Одним из значимых результатов на сегодняшний день является расширение профессионализма педагогов (неожиданно для них самих), освоение новых технических знаний, умений, навыков при реализации дистанционного обучения, взаимовыручки и психолого-педагогической поддержки как обучающихся, так и обучающих на различных этапах дистанционного учебного процесса. Владение информационными технологиями передачи и презентации учебного материала, определенным уровнем информационной культуры, методиками цифрового и электронного обучения является обязательным требованием к педагогу, что позволяет ему целостно выстраивать учебный дистанционный процесс, развивать и обновлять свои профессиональные компетенции и, таким образом, реализовывать поставленные цели обучения.

Ключевые слова:
профессионализм, профессиональное развитие, дистанционное обучение, педагогическая деятельность, компетенции, цифровизация образования, информационные технологии
Текст

Тенденции социальных изменений, происходящих сегодня на фоне цифровизации, информатизации, глобализационных процессов в обществе, обуславливают и стимулируют развитие цифровой трансформации в системе образования, которая связана не просто с развитием и внедрением информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс, но и с переосмыслением учебного взаимодействия субъектов образования в принципе. В этой связи целью настоящей статьи является осмысление изменений в содержании понятия «профессионализм» педагогического работника. За последние годы стремительное проникновение информационных технологий и компонентов дистанционного обучения (ДО) в учебный процесс образовательных организаций высшего образования видоизменяет и дополняет традиционные модели преподавания, ориентированных на межличностное взаимодействие педагогов и обучающихся в ходе лекционных и практических (семинарских, лабораторных и др.) занятий.

В настоящее время вопрос организации учебного процесса в формате ДО продолжает оставаться актуальным и социально значимым: обучающиеся как очной, так и заочной форм обучения реализуют возможность получения знаний, умений, навыков, компетенций с помощью интернета, в буквальном смысле не выходя из дома (обучающая среда «E-learning»). Уместно подчеркнуть, что возможность внедрения и реализации ДО в высших учебных заведениях рассматривалось еще в 1995 году, когда была предложена концепция единой системы дистанционного образования в России. Но в то время ДО и предложения по его реализации были опережающими и на практике не удалось реализовать в силу определенных обстоятельств, среди которых можно выделить, например, отсутствие интернета в вузах, недостаточное количество компьютерных классов, недостаточная развитость информационной культуры и др. (Малькова Т.В. [10]).

В 2020 году ДО достаточно интенсивными темпами вошло в практику образовательных организаций высшего образования России и, по сути, произошла быстрая трансформация ДО из категории новшества в обязательный компонент образования в целом, что, в свою очередь, позволило поддержать систему образования для всех ее участников. Это стало возможно уже подготовленным ранее направлениям деятельности по цифровизации образования, реализующимся государственным программам по информатизации и развитию образования, внедрению цифровой образовательной среды и др. («Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы», «Информационное общество», национальный проект «Образование», «Целевая модель цифровой образовательной среды», «Цифровая школа» и др.). И, конечно, значимую роль сыграли используемые информационные технологии в образовании. Данные технологии обучения позволяют сегодня обеспечить образовательную практику оптимальным использованием существующих возможностей цифровой образовательной среды, нацеленных, в первую очередь, на цели обучения, воспитания и развития личности обучающихся.

Вынужденный временный перевод образовательного процесса в дистанционную форму можно рассматривать как незапланированное мероприятие по оценке качества образования, которое позволяет оценить эффективность системы управления в образовании для всех участников образовательных отношений, а также определить направления модернизации и развития системы образования в целом (Исаева Т.Е.)  [6]. Вместе с тем, переход на ДО позволил данному формату образования «раскрыться», а участникам образовательных отношений оценить для себя возможности и ограничения такого обучения, а также степень своей профессиональной подготовленности для взаимодействия в рамках такого формата образовательной деятельности.

В настоящее время достаточно актуальным вопросом является необходимость системного анализа профессионализма педагога, преподавателя высшей школы для выявления степени его готовности к выполнению инновационных трудовых функций, профессиональному самосовершенствованию, повышению качества образовательной деятельности в условиях цифровой трансформации образования и при дистанционном обучении (Руднева Т.И.) [16].

Как известно, под профессионализмом подразумевается способность специалистов успешно систематически выполнять профессиональную деятельность в определенных условиях, при этом важное значение приобретает понимание психологической структуры трудовой деятельности, которая должна соответствовать принятым стандартам, объективным условиям и требованиям (Карпов А.В., Кузнецова И.В., Кузнецова М.Д., Шадриков В.Д.) [7].

Сегодня современный педагог вынужден находиться в ситуации постоянного информационного поиска и освоения ранее не используемых способов ведения профессиональной педагогической деятельности. Согласно квалификационным требованиям в кадровой политике, для педагогов значимым является знание основных трудовых функций профессионального стандарта, их выполнение в практической педагогической работе, обладание определенным уровнем профессиональной культуры, готовность к инновационной профессионально-педагогической деятельности и др. Также важна и сама внутренняя готовность к изменению стиля педагогической деятельности в современных условиях труда (Нелюбова Я.К.) [13].

Значимую методологическую роль, при анализе профессионализма педагога, имеет понимание взаимосвязи научной и педагогической деятельности. Как известно, научная и педагогическая деятельность взаимосвязаны: научная деятельность связана с получением, в широком смысле, нового знания, а педагогическая – с передачей научного знания, с умением излагать, анализировать и представлять научный материал обучающимся в дидактически организованном виде, путем совместного диалога в ходе учебного взаимодействия. В условиях цифровизации образования и при дистанционном обучении успешный педагог должен владеть методами научного познания, быть вовлеченным в интеллектуальную деятельность, которая, в свою очередь, может приводить к возникновению продуктивных решений, а также быть эрудированным и обладать междисциплинарными знаниями (Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э.) [5]. Как показывает образовательная практика, педагоги со стабильной ориентацией на сочетание на педагогическую работу и научно-исследовательскую деятельность являются самыми продуктивными, успешными, удовлетворенными результатами своей профессиональной педагогической работы и направлены на формирование взаимодействия с обучающимися с целью развития самостоятельности мышления и учебной активности (Руднева Т.И.) [17].

Для современного педагога, в условиях дистанционного обучения, важное значение приобретает формирование и развитие собственной профессионально-педагогической компетентности, которая, в соответствии с существующими профессиональными стандартами педагогического труда, может быть представлена такими компонентами компетентности, как наличие определенных личностных характеристик, имеющие приоритетное значение для научно-педагогической деятельности; способность мотивировать обучающихся для достижения целей учебного взаимодействия; понимание целей и задач педагогической деятельности, учебного предмета и его содержания и усвоения; навыки и умения разработки программ педагогической деятельности и готовность к принятию педагогических решений; владение информационной культурой и информационно-коммуникационными технологиями при различных формах обучения; компетентность при организации своего педагогического труда (Карпов А.В., Кузнецова И.В., Кузнецова М.Д., Шадриков В.Д.) [7].

В связи со стремительными изменениями, происходящими в настоящее время в образовании на всех его уровнях, в том числе и с резким переходом на формат дистанционного обучения, профессиональная деятельность педагогов также претерпевает изменения и одним из проявлений таких изменений может являться потеря смыслов в педагогическом труде и деформация ценностно-смысловой сферы у педагогов. В рамках решения данной проблемы значимую роль приобретает социальная и профессиональная активность педагога, степень ее соответствия окружающим условиям действительности и в этом случае можно говорить как о принятии модели адаптивного поведения, когда педагог не способен выйти за пределы повседневной жизни, за пределы существующих непосредственных связей, так и реализации модели профессионального развития, которая позволяет педагогу расширить зрамки той или иной ситуации, «подняться» над ней, найти и реализовать в практической работе новые смыслы и ценности в каждодневном педагогическом труде ()Демиденко Н.Н. , Демиденко Н.Н., Жалагина Т.А. , Митина Л.М.  и др.) [3, 4. 11, 12].

Можно смело утверждать, что формат дистанционного обучения повлиял на способность педагогов к инновационной деятельности в условиях самоизоляции и это, несомненно, сегодня является одним из профессиональных требований к субъекту педагогической деятельности, к педагогу для достижения достаточного уровня эффективности и качества дистанционного взаимодействия. В основе такой инновационной компетентности должны быть включены профессиональные метакомпетенции и релевантные педагогической работе мотивационные характеристики и тогда можно говорить об ориентации педагога на модель профессионального развития: готовность к рефлексии, самосовершенствование в профессионально-педагогической деятельности, самопроектирование профессионального развития (Демиденко Н.Н.) [3].

Среди ключевых цифровых компетенций педагогов в настоящее время выделяют такие, как использование информационных технологий в повседневной педагогической работе, владение цифровыми инструментами с целью оценки результатов педагогической деятельности, использование информационных инструментов для расширения учебных возможностей обучающихся, развитие навыков создания и совместного использования цифровых ресурсов и др. (Сепик Т.Г., Компаниец А.А.) [18].

Одним из важных компонентов при анализе профессионализма современного педагога в условиях дистанционного обучения является готовность у педагога выстраивать свою профессионально-педагогическую деятельность с опорой на традиционные педагогические компоненты: цели обучения, содержание учебного предмета, средства обучения, информационно-коммуникационные технологии, контроль результатов. Сегодня интенсивная реализация ДО позволяет обеспечить необходимое образовательное дистанционное пространство для учебного взаимодействия обучающего и обучающихся, но для педагога-профессионала всегда остается значимым вопрос о достижении целей обучения, усвоения учебного предмета, контроля уровня сформированных компетенций при обезличенном формате образовательной деятельности (Кумохин А.Г., Качаев Р.И.) [8].

Педагогу, в условиях информационного взаимодействия с обучающимися, важно уметь перестроиться с роли единственного носителя учебной информации (как это предполагается при традиционном обучении) на роль организатора (куратора, сопровождающего) целостной учебно-воспитательной ситуацией во взаимосвязи осваиваемой учебной деятельности с различными формами дистанционных взаимодействий между обучающимися (Ляудис В.Я.) [9]. Такая организаторская роль позволяет педагогу высвободить время для других научно-педагогических и организационных задач (Будахина Н.Л., Николаев П.М.) [2]. Нужно учитывать, что современные учебные планы по направлениям и специальностям подготовки, рабочие программы учебных дисциплин составляются уже с учетом ориентации обучающихся на самостоятельную работу (тем более при дистанционном обучении) и это ориентирует современного преподавателя на оптимизацию учебного курса определенными дидактическими средствами обучения, т.е. распределение учебной информации таким образом, чтобы в единицу времени передать больший объем учебного материала.

Педагог, используя в своей деятельности цифровые ресурсы, должен быть в профессиональном плане готов к переживаниям по вопросам педагогической уязвимости в связи с тем, что дистанционное обучение является открытым и публичным процессом: ведь не только обучающиеся становятся находятся в публичном онлайн-пространстве, но и родители и другие знакомые имеют возможность наблюдать за ходом образовательного процесса, оценивать качество взаимодействия педагога с аудиторией, логику изложения материала, методы активизации самостоятельной работы обучающихся и др. (Антоновский А.В., Бысюк А.С.) [1]. Сейчас педагогу, при всем желании, не получиться быть «закрытым», необходимо по различным профессиональным вопросам находиться в сети Интернет и одним из новых социально-профессиональных требований является т.н. «онлайн-репутация», которая может складываться, например, из следующих составляющих: отзывы обучающихся в сети Интернет по вопросам профессионально-педагогической компетентности педагогов; социально приемлемые страницы в социальных сетях; истории поиска педагогов в интернете; наличие (есть есть) личных сайтов у педагогов в соответствии с их занятостью; умение грамотно комментировать записи в социальных сетях; наличие профессионально ориентированных материалов в публичном доступе и др. Учитывая повсеместное развитие социальных сетей, интернета, дистанционного формата взаимодействия участников образовательного процесса, сейчас целесообразно рассматривать понятие онлайн-репутации и при профессиональной подготовке будущих педагогов (Сепик Т.Г., Компаниец А.А.) [18].

Педагогическая деятельность является достаточно многоплановой и для понимания активности педагога-профессионала во взаимодействии с социумом ее можно представить через т.н. интегральный тип операционального состава профессиональной деятельности, цели трудовой деятельности которого включают и материальное преобразование, и познание, и информационное воздействие (Рубцова Н.Е., Леньков С.Л., Машанская С.И.) [14, 15]. Сегодня, в ситуации перманетного дистанционного взаимодействия, интегральный тип, де факто, представлен в работе любого педагога при использовании различных цифровых технических устройств и программных продуктов, психолого-педагогических технологий сопровождения обучающихся, умений работать с информационными системами для поиска нужной современной профессиональной информации и т.п. И в профессиональном плане педагогу в настоящее время недостаточно знать только цели, задачи и содержание своей учебной дисциплины, нужно быть готовым функционально и в технологическом плане обеспечивать ее реализацию и сопровождение с помощью необходимых информационных технологий, в том числе дистанционно.

Учебное взаимодействие в условиях дистанционного обучения в настоящее время предъявляет дополнительные требования к профессионализму педагога, его педагогической квалификации, профессионально-педагогической компетентности. Образовательные изменения, происходящие в условиях цифровизации образования, меняют представления о профессиональном труде современного педагога: приходится постоянно учитывать изменяющиеся требования в своей педагогической деятельности и, с учетом повсеместного использования различных цифровых устройств, говорят о необходимости формирования и развития профессиональной цифровой компетентности в условиях информационного общества.

Одним из значимых результатов на сегодняшний день, можно полагать, является расширение профессионализма педагогов (неожиданно для них самих), освоение новых технических знаний, умений, навыков при реализации дистанционного обучения, взаимовыручки и психолого-педагогической поддержки как обучающихся, так и обучающих на различных этапах дистанционного учебного процесса. Владение информационными технологиями передачи и презентации учебного материала, определенным уровнем информационной культуры, методиками цифрового и электронного обучения является обязательным требованием к педагогу, что позволяет ему целостно выстраивать учебный дистанционный процесс, развивать и обновлять свои профессиональные компетенции и, таким образом, реализовывать поставленные цели обучения.

Список литературы

1. Антоновский А.В., Бысюк А.С. Современные подходы к изучению психологической безопасности субъектов образовательного процесса / Региональные тенденции и проблемы развития психологии образования. Материалы Всероссийской научно-практической конференции, Тверь 27-28 октября 2011 года. Тверь: ООО «СФК-офис», 2011. С. 15-23.

2. Будахина Н.Л., Николаев П.М. Профессионализм педагога на современном этапе развития технических средств как ключевое условие достижение планируемых результатов обучения / Подготовка кадров в системе ведомственного профессионального образования ФСИН России: от истории к современности (к 50-летию высшего учебного заведения). Сборник материалов научно-методической конференции, Рязань, 19-20 марта 2020 года. Рязань: Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний, 2020. С. 23-30.

3. Демиденко Н.Н. Современное образование и мотивационно-компетентностные характеристики субъекта научно-педагогического труда // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2020. № 2 (51). С. 17-23.

4. Демиденко Н.Н., Жалагина Т.А. Актуальные проблемы психологического развития профессионализма преподавателя высшей школы // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2020. № 4 (53). С. 28-34.

5. Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э. Методологические ориентиры развития транспрофессионализма педагогов профессионального образования // Образование и наука. 2017. Том 19. № 8. С. 9-28.

6. Исаева Т.Е. Дистанционное обучение в экстремальных условиях: проблемы готовности и педагогического взаимодействия субъектов образовательного процесса // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. 2020. № 4. С. 38-49.

7. Карпов А.В., Кузнецова И.В., Кузнецова М.Д., Шадриков В.Д. Профессионализм современного педагога. Методика оценки уровня квалификации педагогических работников: монография. М.: Логос, 2011. 168 с.

8. Кумохин А.Г., Качаев Р.И. Дистанционное обучение в современных условиях: обзор возможностей и ограничений // Прикладная психология и педагогика. 2021. Том 6. № 1. С. 42-56.

9. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии: учебное пособие. М.: Питер, 2007. 192 с.

10. Малькова Т.В. Становление системы дистанционного обучения в Российской Федерации: к истории проблемы // Наука и школа. 2009. № 1. С. 63-65.

11. Митина Л.М. Психология личностно-профессионального развития субъектов образования: монография. М.; СПб.: Нестор-История, 2014. 376 с.

12. Митина Л.М. Смысложизненные ориентации субъектов образования в условиях радикальных социокультурных и технологических перемен / Психологические проблемы смысла жизни и акме. Сборник материалов XXVI Международного симпозиума, Москва, 13-14 апреля 2021 года. М.: Изд-во: Психологический институт Российской академии образования, 2021. С. 108-112.

13. Нелюбова Я.К. Расширение профессионального опыта педагогов в условиях перехода школ на дистанционное обучение // Вестник Саратовского областного института развития образования. 2021. № 1 (25). С. 159-164.

14. Рубцова Н.Е. Систематизация подходов к изучению активности профессионала во взаимодействии с миром / Наука без границ: синергия теорий, методов и практик. Материалы Международной научной конференции, Москва, 28-30 октября 2020 года. М.: Московский государственный лингвистический университет, 2020. С. 294-298.

15. Рубцова Н.Е., Леньков С.Л., Машанская С.И. Интегративно-типологический подход к психологической классификации сферы труда: теория и практика: монография. М.: РГСУ, 2012. 414 с.

16. Руднева Т.И. Педагогическая деятельность в условиях цифровой трансформации образования // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2021. № 3 (56). С. 168-175.

17. Руднева Т.И. Тип преподавателя современного университета: традиции и инновации // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2020. № 2 (51). С. 134-139.

18. Сепик Т.Г., Компаниец А.А. Система профессиональных навыков, умений, компетенций будущих учителей в условиях цифровизации образования // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Педагогика и психология. 2020. № 4 (53). С. 213-224.


Войти или Создать
* Забыли пароль?