ABOUT THE PROFESSIONALISM OF THE TEACHER IN THE CONDITIONS OF DISTANCE LEARNING
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article provides a review of the scientific psychological and pedagogical literature on the issue of the study of the teacher's professionalism in the conditions of the implementation of distance learning. For a modern teacher, the formation and development of his own professional and pedagogical competence becomes important, which, in accordance with the existing professional standards of pedagogical work, can be represented by such components of competence as the presence of certain personal characteristics that are of priority importance for scientific and pedagogical activity; the ability to motivate students to achieve the goals of educational interaction; understanding of the goals and objectives of pedagogical activity, the subject and its content and assimilation; skills and abilities to develop programs of pedagogical activity and readiness to make pedagogical decisions; possession of information culture and information and communication technologies in various forms of education; competence in the organization of their pedagogical work. Among the key digital competencies of teachers currently distinguish such as the use of information technology in everyday teaching work, the possession of digital tools to evaluate the results of pedagogical activity, the use of information tools to expand the educational opportunities of students, the development of skills for creating and sharing digital resources, etc. One of the significant results today is the expansion of the professionalism of teachers (unexpectedly for them), the development of new technical knowledge, skills, skills in the implementation of distance learning, mutual assistance and psychological and pedagogical support for both students and teachers at various stages of the distance learning process. Possession of information technologies for the transmission and presentation of educational material, a certain level of information culture, methods of digital and e-learning is a mandatory requirement for a teacher, which allows him to holistically build a distance learning process, develop and update his professional competencies and, thus, realize the set learning goals.

Keywords:
professionalism, professional development, distance learning, pedagogical activity, competencies, digitalization of education, information technology
Text

Тенденции социальных изменений, происходящих сегодня на фоне цифровизации, информатизации, глобализационных процессов в обществе, обуславливают и стимулируют развитие цифровой трансформации в системе образования, которая связана не просто с развитием и внедрением информационно-коммуникационных технологий в учебный процесс, но и с переосмыслением учебного взаимодействия субъектов образования в принципе. В этой связи целью настоящей статьи является осмысление изменений в содержании понятия «профессионализм» педагогического работника. За последние годы стремительное проникновение информационных технологий и компонентов дистанционного обучения (ДО) в учебный процесс образовательных организаций высшего образования видоизменяет и дополняет традиционные модели преподавания, ориентированных на межличностное взаимодействие педагогов и обучающихся в ходе лекционных и практических (семинарских, лабораторных и др.) занятий.

В настоящее время вопрос организации учебного процесса в формате ДО продолжает оставаться актуальным и социально значимым: обучающиеся как очной, так и заочной форм обучения реализуют возможность получения знаний, умений, навыков, компетенций с помощью интернета, в буквальном смысле не выходя из дома (обучающая среда «E-learning»). Уместно подчеркнуть, что возможность внедрения и реализации ДО в высших учебных заведениях рассматривалось еще в 1995 году, когда была предложена концепция единой системы дистанционного образования в России. Но в то время ДО и предложения по его реализации были опережающими и на практике не удалось реализовать в силу определенных обстоятельств, среди которых можно выделить, например, отсутствие интернета в вузах, недостаточное количество компьютерных классов, недостаточная развитость информационной культуры и др. (Малькова Т.В. [10]).

В 2020 году ДО достаточно интенсивными темпами вошло в практику образовательных организаций высшего образования России и, по сути, произошла быстрая трансформация ДО из категории новшества в обязательный компонент образования в целом, что, в свою очередь, позволило поддержать систему образования для всех ее участников. Это стало возможно уже подготовленным ранее направлениям деятельности по цифровизации образования, реализующимся государственным программам по информатизации и развитию образования, внедрению цифровой образовательной среды и др. («Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы», «Информационное общество», национальный проект «Образование», «Целевая модель цифровой образовательной среды», «Цифровая школа» и др.). И, конечно, значимую роль сыграли используемые информационные технологии в образовании. Данные технологии обучения позволяют сегодня обеспечить образовательную практику оптимальным использованием существующих возможностей цифровой образовательной среды, нацеленных, в первую очередь, на цели обучения, воспитания и развития личности обучающихся.

Вынужденный временный перевод образовательного процесса в дистанционную форму можно рассматривать как незапланированное мероприятие по оценке качества образования, которое позволяет оценить эффективность системы управления в образовании для всех участников образовательных отношений, а также определить направления модернизации и развития системы образования в целом (Исаева Т.Е.)  [6]. Вместе с тем, переход на ДО позволил данному формату образования «раскрыться», а участникам образовательных отношений оценить для себя возможности и ограничения такого обучения, а также степень своей профессиональной подготовленности для взаимодействия в рамках такого формата образовательной деятельности.

В настоящее время достаточно актуальным вопросом является необходимость системного анализа профессионализма педагога, преподавателя высшей школы для выявления степени его готовности к выполнению инновационных трудовых функций, профессиональному самосовершенствованию, повышению качества образовательной деятельности в условиях цифровой трансформации образования и при дистанционном обучении (Руднева Т.И.) [16].

Как известно, под профессионализмом подразумевается способность специалистов успешно систематически выполнять профессиональную деятельность в определенных условиях, при этом важное значение приобретает понимание психологической структуры трудовой деятельности, которая должна соответствовать принятым стандартам, объективным условиям и требованиям (Карпов А.В., Кузнецова И.В., Кузнецова М.Д., Шадриков В.Д.) [7].

Сегодня современный педагог вынужден находиться в ситуации постоянного информационного поиска и освоения ранее не используемых способов ведения профессиональной педагогической деятельности. Согласно квалификационным требованиям в кадровой политике, для педагогов значимым является знание основных трудовых функций профессионального стандарта, их выполнение в практической педагогической работе, обладание определенным уровнем профессиональной культуры, готовность к инновационной профессионально-педагогической деятельности и др. Также важна и сама внутренняя готовность к изменению стиля педагогической деятельности в современных условиях труда (Нелюбова Я.К.) [13].

Значимую методологическую роль, при анализе профессионализма педагога, имеет понимание взаимосвязи научной и педагогической деятельности. Как известно, научная и педагогическая деятельность взаимосвязаны: научная деятельность связана с получением, в широком смысле, нового знания, а педагогическая – с передачей научного знания, с умением излагать, анализировать и представлять научный материал обучающимся в дидактически организованном виде, путем совместного диалога в ходе учебного взаимодействия. В условиях цифровизации образования и при дистанционном обучении успешный педагог должен владеть методами научного познания, быть вовлеченным в интеллектуальную деятельность, которая, в свою очередь, может приводить к возникновению продуктивных решений, а также быть эрудированным и обладать междисциплинарными знаниями (Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э.) [5]. Как показывает образовательная практика, педагоги со стабильной ориентацией на сочетание на педагогическую работу и научно-исследовательскую деятельность являются самыми продуктивными, успешными, удовлетворенными результатами своей профессиональной педагогической работы и направлены на формирование взаимодействия с обучающимися с целью развития самостоятельности мышления и учебной активности (Руднева Т.И.) [17].

Для современного педагога, в условиях дистанционного обучения, важное значение приобретает формирование и развитие собственной профессионально-педагогической компетентности, которая, в соответствии с существующими профессиональными стандартами педагогического труда, может быть представлена такими компонентами компетентности, как наличие определенных личностных характеристик, имеющие приоритетное значение для научно-педагогической деятельности; способность мотивировать обучающихся для достижения целей учебного взаимодействия; понимание целей и задач педагогической деятельности, учебного предмета и его содержания и усвоения; навыки и умения разработки программ педагогической деятельности и готовность к принятию педагогических решений; владение информационной культурой и информационно-коммуникационными технологиями при различных формах обучения; компетентность при организации своего педагогического труда (Карпов А.В., Кузнецова И.В., Кузнецова М.Д., Шадриков В.Д.) [7].

В связи со стремительными изменениями, происходящими в настоящее время в образовании на всех его уровнях, в том числе и с резким переходом на формат дистанционного обучения, профессиональная деятельность педагогов также претерпевает изменения и одним из проявлений таких изменений может являться потеря смыслов в педагогическом труде и деформация ценностно-смысловой сферы у педагогов. В рамках решения данной проблемы значимую роль приобретает социальная и профессиональная активность педагога, степень ее соответствия окружающим условиям действительности и в этом случае можно говорить как о принятии модели адаптивного поведения, когда педагог не способен выйти за пределы повседневной жизни, за пределы существующих непосредственных связей, так и реализации модели профессионального развития, которая позволяет педагогу расширить зрамки той или иной ситуации, «подняться» над ней, найти и реализовать в практической работе новые смыслы и ценности в каждодневном педагогическом труде ()Демиденко Н.Н. , Демиденко Н.Н., Жалагина Т.А. , Митина Л.М.  и др.) [3, 4. 11, 12].

Можно смело утверждать, что формат дистанционного обучения повлиял на способность педагогов к инновационной деятельности в условиях самоизоляции и это, несомненно, сегодня является одним из профессиональных требований к субъекту педагогической деятельности, к педагогу для достижения достаточного уровня эффективности и качества дистанционного взаимодействия. В основе такой инновационной компетентности должны быть включены профессиональные метакомпетенции и релевантные педагогической работе мотивационные характеристики и тогда можно говорить об ориентации педагога на модель профессионального развития: готовность к рефлексии, самосовершенствование в профессионально-педагогической деятельности, самопроектирование профессионального развития (Демиденко Н.Н.) [3].

Среди ключевых цифровых компетенций педагогов в настоящее время выделяют такие, как использование информационных технологий в повседневной педагогической работе, владение цифровыми инструментами с целью оценки результатов педагогической деятельности, использование информационных инструментов для расширения учебных возможностей обучающихся, развитие навыков создания и совместного использования цифровых ресурсов и др. (Сепик Т.Г., Компаниец А.А.) [18].

Одним из важных компонентов при анализе профессионализма современного педагога в условиях дистанционного обучения является готовность у педагога выстраивать свою профессионально-педагогическую деятельность с опорой на традиционные педагогические компоненты: цели обучения, содержание учебного предмета, средства обучения, информационно-коммуникационные технологии, контроль результатов. Сегодня интенсивная реализация ДО позволяет обеспечить необходимое образовательное дистанционное пространство для учебного взаимодействия обучающего и обучающихся, но для педагога-профессионала всегда остается значимым вопрос о достижении целей обучения, усвоения учебного предмета, контроля уровня сформированных компетенций при обезличенном формате образовательной деятельности (Кумохин А.Г., Качаев Р.И.) [8].

Педагогу, в условиях информационного взаимодействия с обучающимися, важно уметь перестроиться с роли единственного носителя учебной информации (как это предполагается при традиционном обучении) на роль организатора (куратора, сопровождающего) целостной учебно-воспитательной ситуацией во взаимосвязи осваиваемой учебной деятельности с различными формами дистанционных взаимодействий между обучающимися (Ляудис В.Я.) [9]. Такая организаторская роль позволяет педагогу высвободить время для других научно-педагогических и организационных задач (Будахина Н.Л., Николаев П.М.) [2]. Нужно учитывать, что современные учебные планы по направлениям и специальностям подготовки, рабочие программы учебных дисциплин составляются уже с учетом ориентации обучающихся на самостоятельную работу (тем более при дистанционном обучении) и это ориентирует современного преподавателя на оптимизацию учебного курса определенными дидактическими средствами обучения, т.е. распределение учебной информации таким образом, чтобы в единицу времени передать больший объем учебного материала.

Педагог, используя в своей деятельности цифровые ресурсы, должен быть в профессиональном плане готов к переживаниям по вопросам педагогической уязвимости в связи с тем, что дистанционное обучение является открытым и публичным процессом: ведь не только обучающиеся становятся находятся в публичном онлайн-пространстве, но и родители и другие знакомые имеют возможность наблюдать за ходом образовательного процесса, оценивать качество взаимодействия педагога с аудиторией, логику изложения материала, методы активизации самостоятельной работы обучающихся и др. (Антоновский А.В., Бысюк А.С.) [1]. Сейчас педагогу, при всем желании, не получиться быть «закрытым», необходимо по различным профессиональным вопросам находиться в сети Интернет и одним из новых социально-профессиональных требований является т.н. «онлайн-репутация», которая может складываться, например, из следующих составляющих: отзывы обучающихся в сети Интернет по вопросам профессионально-педагогической компетентности педагогов; социально приемлемые страницы в социальных сетях; истории поиска педагогов в интернете; наличие (есть есть) личных сайтов у педагогов в соответствии с их занятостью; умение грамотно комментировать записи в социальных сетях; наличие профессионально ориентированных материалов в публичном доступе и др. Учитывая повсеместное развитие социальных сетей, интернета, дистанционного формата взаимодействия участников образовательного процесса, сейчас целесообразно рассматривать понятие онлайн-репутации и при профессиональной подготовке будущих педагогов (Сепик Т.Г., Компаниец А.А.) [18].

Педагогическая деятельность является достаточно многоплановой и для понимания активности педагога-профессионала во взаимодействии с социумом ее можно представить через т.н. интегральный тип операционального состава профессиональной деятельности, цели трудовой деятельности которого включают и материальное преобразование, и познание, и информационное воздействие (Рубцова Н.Е., Леньков С.Л., Машанская С.И.) [14, 15]. Сегодня, в ситуации перманетного дистанционного взаимодействия, интегральный тип, де факто, представлен в работе любого педагога при использовании различных цифровых технических устройств и программных продуктов, психолого-педагогических технологий сопровождения обучающихся, умений работать с информационными системами для поиска нужной современной профессиональной информации и т.п. И в профессиональном плане педагогу в настоящее время недостаточно знать только цели, задачи и содержание своей учебной дисциплины, нужно быть готовым функционально и в технологическом плане обеспечивать ее реализацию и сопровождение с помощью необходимых информационных технологий, в том числе дистанционно.

Учебное взаимодействие в условиях дистанционного обучения в настоящее время предъявляет дополнительные требования к профессионализму педагога, его педагогической квалификации, профессионально-педагогической компетентности. Образовательные изменения, происходящие в условиях цифровизации образования, меняют представления о профессиональном труде современного педагога: приходится постоянно учитывать изменяющиеся требования в своей педагогической деятельности и, с учетом повсеместного использования различных цифровых устройств, говорят о необходимости формирования и развития профессиональной цифровой компетентности в условиях информационного общества.

Одним из значимых результатов на сегодняшний день, можно полагать, является расширение профессионализма педагогов (неожиданно для них самих), освоение новых технических знаний, умений, навыков при реализации дистанционного обучения, взаимовыручки и психолого-педагогической поддержки как обучающихся, так и обучающих на различных этапах дистанционного учебного процесса. Владение информационными технологиями передачи и презентации учебного материала, определенным уровнем информационной культуры, методиками цифрового и электронного обучения является обязательным требованием к педагогу, что позволяет ему целостно выстраивать учебный дистанционный процесс, развивать и обновлять свои профессиональные компетенции и, таким образом, реализовывать поставленные цели обучения.

References

1. Antonovskij A.V., Bysyuk A.S. Sovremennye podhody k izucheniyu psihologicheskoj bezopasnosti sub"ektov obrazovatel'nogo processa [Modern approaches to the study of psychological safety of subjects of the educational process]. Regional'nye tendencii i problemy razvitiya psihologii obrazovaniya. Materialy Vserossijskoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Tver' 27-28 oktyabrya 2011 goda [Regional trends and problems of the development of psychology of education. Materials of the All-Russian Scientific and Practical Conference, Tver, October 27-28, 2011.]. Tver': SFK-ofis Publ., 2011, pp. 15-23. (in Russian)

2. Budahina N.L., Nikolaev P.M. Professionalizm pedagoga na sovremennom etape razvitiya tekhnicheskih sredstv kak klyuchevoe uslovie dostizhenie planiruemyh rezul'tatov obucheniya [The professionalism of the teacher at the present stage of the development of technical means as a key condition for achieving the planned learning outcomes]. Podgotovka kadrov v sisteme vedomstvennogo professional'nogo obrazovaniya FSIN Rossii: ot istorii k sovremennosti (k 50-letiyu vysshego uchebnogo zavedeniya). Sbornik materialov nauchno-metodicheskoj konferencii, Ryazan', 19-20 marta 2020 goda [Personnel training in the system of departmental professional education of the Federal Penitentiary Service of Russia: from history to the present (to the 50th anniversary of the higher educational institution). Collection of materials of the scientific and methodological conference, Ryazan, March 19-20, 2020.]. Ryazan': Akademiya prava i upravleniya Federal'noj sluzhby ispolneniya nakazanij Publ., 2020, pp. 23-30. (in Russian)

3. Demidenko N.N. Sovremennoe obrazovanie i motivacionno-kompetentnostnye harakteristiki sub"ekta nauchno-pedagogicheskogo truda [Modern education and motivational and competence characteristics of the subject of scientific and pedagogical work]. Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika i psihologiya [Bulletin of Tver State University. Series: Pedagogy and Psychology], 2020, no. 2 (51), pp. 17-23. (in Russian)

4. Demidenko N.N., Zhalagina T.A. Aktual'nye problemy psihologicheskogo razvitiya professionalizma prepodavatelya vysshej shkoly [Actual problems of psychological development of professionalism of a higher school teacher]. Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika i psihologiya [Bulletin of Tver State University. Series: Pedagogy and Psychology], 2020, no. 4 (53), pp. 28-34. (in Russian)

5. Zeer E.F., Symanyuk E.E. Metodologicheskie orientiry razvitiya transprofessionalizma pedagogov professional'nogo obrazovaniya [Methodological guidelines for the development of transprofessionalism of teachers of vocational education]. Obrazovanie i nauka [Education and science], 2017, Tom 19, no. 8, pp. 9-28. (in Russian)

6. Isaeva T.E. Distancionnoe obuchenie v ekstremal'nyh usloviyah: problemy gotovnosti i pedagogicheskogo vzaimodejstviya sub"ektov obrazovatel'nogo processa [Distance learning in extreme conditions: problems of readiness and pedagogical interaction of subjects of the educational process]. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 20: Pedagogicheskoe obrazovanie [Bulletin of the Moscow University. Series 20: Pedagogical education], 2020, no. 4, pp. 38-49. (in Russian)

7. Karpov A.V., Kuznecova I.V., Kuznecova M.D., Shadrikov V.D. Professionalizm sovremennogo pedagoga. Metodika ocenki urovnya kvalifikacii pedagogicheskih rabotnikov [Professionalism of a modern teacher. Methodology for assessing the level of qualification of teaching staff]: monograph. M.: Logos Publ., 2011, 168 p. (in Russian)

8. Kumohin A.G., Kachaev R.I. Distancionnoe obuchenie v sovremennyh usloviyah: obzor vozmozhnostej i ogranichenij [Distance learning in modern conditions: an overview of opportunities and limitations]. Prikladnaya psihologiya i pedagogika [Applied Psychology and Pedagogy], 2021, Tom 6, no. 1, pp. 42-56. (in Russian)

9. Lyaudis V.YA. Metodika prepodavaniya psihologii [Methods of teaching psychology]: training manual. SPb.: Piter Publ., 2007, 192 p. (in Russian)

10. Mal'kova T.V. Stanovlenie sistemy distancionnogo obucheniya v Rossijskoj Federacii: k istorii problemy [Formation of the distance learning system in the Russian Federation: towards the history of the problem]. Nauka i shkola [Science and School], 2009, no. 1, pp. 63-65. (in Russian)

11. Mitina L.M. Psihologiya lichnostno-professional'nogo razvitiya sub"ektov obrazovaniya [Psychology of personal and professional development of subjects of education]: monograph. M.; SPb.: Nestor-Istoriya Publ., 2014, 376 p. (in Russian)

12. Mitina L.M. Smyslozhiznennye orientacii sub"ektov obrazovaniya v usloviyah radikal'nyh sociokul'turnyh i tekhnologicheskih peremen [Life-meaning orientations of subjects of education in the conditions of radical socio-cultural and technological changes]. Psihologicheskie problemy smysla zhizni i akme. Sbornik materialov XXVI Mezhdunarodnogo simpoziuma, Moskva, 13-14 aprelya 2021 goda [Psychological problems of the meaning of life and acme. Collection of materials of the XXVI International Symposium, Moscow, April 13-14, 2021.]. M.: Izd-vo: Psihologicheskij institut Rossijskoj akademii obrazovaniya Publ., 2021, pp. 108-112. (in Russian)

13. Nelyubova YA.K. Rasshirenie professional'nogo opyta pedagogov v usloviyah perekhoda shkol na distancionnoe obuchenie [Expanding the professional experience of teachers in the context of the transition of schools to distance learning]. Vestnik Saratovskogo oblastnogo instituta razvitiya obrazovaniya [Bulletin of the Saratov Regional Institute of Education Development], 2021, no. 1 (25), pp. 159-164. (in Russian)

14. Rubcova N.E. Sistematizaciya podhodov k izucheniyu aktivnosti professionala vo vzaimodejstvii s mirom [Systematization of approaches to the study of professional activity in interaction with the world]. Nauka bez granic: sinergiya teorij, metodov i praktik. Materialy Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii, Moskva, 28-30 oktyabrya 2020 goda [Science without Borders: synergy of theories, methods and practices. Proceedings of the International Scientific Conference, Moscow, October 28-30, 2020.]. M.: Moskovskij gosudarstvennyj lingvisticheskij universitet Publ., 2020, pp. 294-298. (in Russian)

15. Rubcova N.E., Len'kov S.L., Mashanskaya S.I. Integrativno-tipologicheskij podhod k psihologicheskoj klassifikacii sfery truda: teoriya i praktika [Integrative-typological approach to the psychological classification of the sphere of work: theory and practice]: monograph. M.: RGSU Publ., 2012, 414 p. (in Russian)

16. Rudneva T.I. Pedagogicheskaya deyatel'nost' v usloviyah cifrovoj transformacii obrazovaniya [Pedagogical activity in the context of digital transformation of education]. Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika i psihologiya [Bulletin of Tver State University. Series: Pedagogy and Psychology], 2021, no. 3 (56), pp. 168-175. (in Russian)

17. Rudneva T.I. Tip prepodavatelya sovremennogo universiteta: tradicii i innovacii [The type of teacher of a modern university: traditions and innovations]. Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika i psihologiya [Bulletin of Tver State University. Series: Pedagogy and Psychology], 2020, no. 2 (51), pp. 134-139. (in Russian)

18. Sepik T.G., Kompaniec A.A. Sistema professional'nyh navykov, umenij, kompetencij budushchih uchitelej v usloviyah cifrovizacii obrazovaniya [The system of professional skills, abilities, competencies of future teachers in the conditions of digitalization of education]. Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Pedagogika i psihologiya [Bulletin of Tver State University. Series: Pedagogy and Psychology], 2020, no. 4 (53), pp. 213-224. (in Russian)


Login or Create
* Forgot password?