СОСТАВЛЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ МОНИТОРИНГА САМОРАЗВИТИЯ УЧАЩИХСЯ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье поднимается вопрос проектирования и реализации технологии мониторинга саморазвития личности младших школьников в освоении ФГОС начального общего образования во внеурочной деятельности, представлены методология технологии и инструментарий по ее реализации. Предложенная технология мониторинга саморазвития учащихся во внеурочной деятельности в условиях ФГОС начального общего образования составлена с учетом требований постановления Правительства Российской Федерации «Об осуществлении мониторинга системы образования» и требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, отраженных в стандартах. При построении технологии мониторинга саморазвития личности учащихся во внеурочной деятельности отражены не только элементы внешней, но и компоненты внутренней оценки качества образования: не только стандартизированные процедуры (тесты, зачетные работы и т.д.), но и новые методики оценивания, которые отражают личные достижения и личностный рост ребенка. В статье демонстрируется технологическая последовательность разработки технологии мониторинга, прописана процедурная часть исследования. Автором предложен диагностический инструментарий саморазвития личности учащихся по различным образовательным программам. Представлены также авторские разработки: маршрутная книжка воспитанника, в которую вносятся данные мониторингов и фиксируются рекомендации педагога и психолога; книжка учащегося «Я познаю себя» (ее анализ позволит психологу и педагогу составить маршрут индивидуального саморазвития ребенка). Их использование в практике образовательного процесса позволит производить отслеживание динамики саморазвития личности учащегося и определять эффективные средства ее обеспечения, что подчеркивает значимость полученных результатов применительно к каждому ребенку. Реализация технологии мониторинга саморазвития учащихся во внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС начального общего образования будет способствовать повышению качества внеурочной деятельности учащихся, а также обеспечит возможность регулирования процесса саморазвития с учетом анализа данных, полученных в результате мониторинга.

Ключевые слова:
технология, мониторинг, саморазвитие личности, внеурочная деятельность, индивидуальный маршрут саморазвития.
Текст

Исследование проведено при финансовой поддержке РГНФ и Правительства Калужской области, проект № 14-16-40007 а(р).

Разработка технологии мониторинга саморазвития учащихся во внеурочной деятельности — задача, актуальная в свете современного образования. От ее решения во многом зависит успех всех предложений по модернизации и профессионально грамотному переводу образовательных организаций на уровень управления качеством образования. Сегодня для школ, организаций дополнительного образования детей мониторинг является отражением новых требований к качеству деятельности и, главное, качеству результатов деятельности всех его участников.

Известно, что мониторинг представляет собой достаточно сложный и неоднозначный, но целостный и самостоятельный феномен. Важно акцентировать внимание на том, что назначение мониторинга как системы сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах ориентировано на информационное обеспечение управления, позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и давать прогноз его развития. Поэтому мы применили мониторинг для диагностики и измерения степени саморазвития учащихся во внеурочной деятельности в освоении ФГОС начального общего образования.

Список литературы

1. Иванова И.В., Логинова Л.Г. Технология мониторинга развития личности учащихся в дополнительном образовании // Нижегородское образование. 2013. № 3. С. 113-118.

2. Иванова И.В. Психолого-педагогическое сопровождение саморазвития учащихся. Калуга: КГУ им. К.Э. Циолковского, 2013. 355 с.

3. Иванова И.В. Саморазвитие личности: психолого-педагогический аспект: монография. Калуга: КГУ им. К.Э. Циолковского, 2013. 265 с.

4. Орлов А.Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики: монография. М.: Академия, 2002. 272 с.

5. Постановление Правительства Российской Федерации «Об осуществлении мониторинга системы образования» (утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. № 662).

6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом М инобразования и науки РФ от 06.10.2009 г. № 373). М., 2009.

Войти или Создать
* Забыли пароль?