студент
Россия
Экспертный центр ПОРА (проектный офис развития Арктики) (эксперт)
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
В статье описывается концепция ESG и значимость ее применения во всех сферах жизни общества. Рассмотрены ESG-рейтинги и способы их формирования, ESG-инвестиции и их влияние на компании. Актуальность данного вопроса обуславливается необходимостью популяризации экологичных подходов к нашей повседневной жизни из-за высокого уровня загрязнения окружающей среды, вызванной человеческой деятельностью. На данный момент экологическая ситуация во всем мире оставляет желать лучшего, и развитые страны направляют все больше и больше ресурсов на стабилизацию ситуации. Однако об экологии должны заботиться не только правительства различных стран, но и компании. С каждым годом ESG-повестка набирает все большие обороты, на данный момент уже распространено ESG-инвестирование, которое основывается на том, чтобы вкладывать деньги лишь в те компании, которые заботятся об окружающей среде. Практически каждая компания может внести свой вклад в уменьшение негативного влияния на экологию, что и будет показано в данной статье. На примере сферы российского и зарубежного ритейла показаны различные способы экологичной торговли и подходы к ней. И хотя, по мнению большинства рейтинговых агентств, данная сфера не оказывает значительного негативного влияния на окружающую среду, однако многие потребители уже отказываются покупать в тех магазинах, которые не думают о собственном воздействии на экологию.
ESG, экология, ESG в ритейле, ESG-рейтинги, стратегия устойчивого развития, ESG-стратегия, экологическая повестка
Концепция ESG
Аббревиатура ESG расшифровывается, как Environmental, Social and Corporate Governance – экология, социальная ответственность и корпоративное управление. Это набор стандартов деятельности компании, которые часто используются для проверки потенциальных инвестиций, а также это показывает сбалансированное развитие коммерческой деятельности, которое строится на трех критериях [1]:
Экологический критерий показывает то, как компания заботится об окружающей среде и как старается сократить ущерб, который наносится экологии – использование природных ресурсов, выбросы парниковых газов, загрязнение окружающей среды и т.д. Например, бренд Timberland работает совместно с производителем шин Omni United и делает подошвы своей обуви из переработанных шин.
Социальный критерий определяет отношение компании ко всем своим стейкхолдерам – работникам, поставщикам, клиентам и партнерам. Чтобы соответствовать стандартам, предприятие должно работать над качеством условий труда, безопасностью, профессиональным развитием персонала, равными возможностями или инвестировать в различные социальные проекты. Например, бренд одежды Patagonia отшивает свою продукцию на чужих фабриках, вследствие чего не может контролировать уровень зарплаты сотрудников. Чтобы повлиять на это, он направляет средства, вырученные с продажи собственной продукции на предприятия, чтобы зарплата сотрудников была достойной.
Управленческий критерий демонстрирует качество управления бизнесом – прозрачность отчетности, обоснованность заработной платы управленческих кадров, обстановку в офисе, отношения со стейкхолдерами, меры против коррупции и т.д. [2].
Использование ESG в деятельности компании
Придерживаясь принципов ESG, компания получает ряд конкурентных преимуществ, например:
- увеличение привлекательности для инвестиций и банков;
- рост экономических показателей;
- рост результативности труда.
Помимо этого, соблюдение ESG:
- создаст позитивный образ бренда;
- улучшит деловую репутацию компании;
- снизит затраты на налоги, связанные с экологией;
- повысит инновационность бизнеса;
- положительно скажется на лояльности клиентов;
- усилит рыночную позицию бизнеса [3].
Исследование, проведенное в 2018 г. the EY [4], показало, что около 97% всех инвесторов проводят либо скрытую (неформальную) оценку показателей ESG, либо делают полноценный анализ этих данных о компаниях, являющихся потенциальными объектами для инвестирования.
На данный момент инвестирование на основе ESG-критериев не позволяет ожидать моментальной прибыли и нацелено на долгосрочную стратегию, однако сейчас в мире более 20 триллионов долл. США инвестируются согласно принципам ESG, что составляет 25% всех активов данного типа [4]. Также профильные ESG-фонды покупают «зеленые» бумаги, что позволяет выпускать зелёные облигации − ценные бумаги, которые финансируют природоохранные проекты и направления по улучшению экологической ситуации.
За 2020 г. мировой финансовый рынок пополнился новыми зелеными облигациями и облигациями устойчивого развития на сумму около 380 млрд долл., превысив общий объем в 1 трлн долл. [5].
При этом необходимо сказать, что в настоящее время не существует каких-либо обязательных требований ESG, и компании придерживаются ESG-критериев исключительно на добровольной основе.
ESG-рейтинг и его формирование
Соблюдение ESG-принципов оценивается непосредственно через раскрытие данной информации самой компанией или через стороннюю оценку эффективности ESG со стороны исследовательского агентства.
ESG-рейтинг формируют независимые исследовательские агентства − Bloomberg, S&P Dow Jones Indices, JUST Capital, MSCI, Refinitiv и др. Они оценивают, в какой степени процесс принятия стратегических решений в компании ориентирован на устойчивое развитие в сферах ESG и присваивают баллы по стобалльной шкале. При этом рейтинг ESG не является кредитным (определяющим уровень кредитоспособности), а направлен преимущественно на понимание того, как компания относится к ответственному ведению бизнеса [3].
Например, конгломерат Kering , включающий в себя модные дома Gucci, Balenciaga, Saint Laurent с 2019 г. является лидером рейтинга MSCI в сфере производства одежды и предметов роскоши благодаря его программе устойчивого развития, которая в том числе включает:
- отказ от использования пластмассы на 99,8%;
- использование переработанного кашемира, который создают из отходов производства;
- запуск бесплатного онлайн-курса по сознательной моде [7].
MSCI делит компании на три категории: лидеры с рейтингом AA и AAA; компании со средними показателями − A, BBB, BB и отстающие − B, CCC.
Каждое рейтинговое агентство использует свою систему для измерения уровня соответствия требованиям ESG, и в настоящее время не существует общеотраслевого набора стандартов, в связи с чем рейтинги разных агентств могут сильно различаться.
Например, MSCI присвоила [7] розничной сети Boohoo высокий рейтинг, несмотря на имеющуюся информацию о том, что компания занижает зарплату сотрудникам и игнорирует локдаун во время пандемии. В то же время другие рейтинговые агентства поставили Boohoo более низкую оценку.
Раскрытие информации и регулирование в западных странах
Введение ESG-регулирования в мире в различных регионах происходит с разной скоростью. Как обычно, ЕС лидирует в принятии регуляторных актов и поддержке инвестиций, направленных на выполнение целей в области устойчивого развития до 2030 г. (ЦУР ООН) [6].
В США правовая среда еще недостаточно сформирована, и приоритет при инвестировании финансовые регуляторы рекомендуют отдавать экономическим показателям, чтобы более качественно удовлетворять интересы клиентов, деньгами которых управляют инвесторы.
В 2020 г. Совет по финансовой отчетности Великобритании опубликовал новую версию своего Кодекса управления институциональными инвесторами (сюда относятся страховые и инвестиционные компании, пенсионные и благотворительные фонды), в котором говорится, что целью управления должно быть «создание долгосрочной ценности, ведущей к устойчивым выгодам для экономики, окружающей среды и общества».
На данный момент есть 2 ключевые проблемы, сдерживающие развитие ESG-инвестирования в экономике:
- Отсутствие четкой системы регламентации раскрытия нефинансовой информации компаниями – непонятно, каким именно образом компании должны публиковать информацию о своих экологических инициативах и особенно как доказывать их выполнение.
- Низкий уровень информированности рынка об экологических, социальных и управленческих факторах в системе принятия инвестиционных решений – многие участники рынка все еще не знают о ESG и его важности.
Таким образом, ограниченность данных и осознание того, что инвесторы не используют предоставленную информацию являются главными проблемами, связанными с раскрытием информации по ESG [2].
Влияние ESG-инвестиций на рынок
Популярность ESG-инвестиций растет с каждым годом, что эксперты в том числе связывают с интересами миллениалов (людей, рожденных в 1980–1990-х годах), которые стали платежеспособной и целевой аудиторией. Ценности этого поколения не такие же, как у предыдущего: для них бизнес и инвестиции − это не только про доход, но и про заботу об экологии и обществе [2].
На фоне пандемии также поднялся спрос на социальную ответственность компаний. Согласно исследованию Edelman, 71% потребителей не будет пользоваться продуктом или услугами бренда, если он ставит прибыль выше заботы о людях.
Повышенный спрос на ESG заставляет компании считаться с принципами устойчивого развития. Теперь из-за давления инвесторов и банков им просто невыгодно иметь низкий ESG-рейтинг.
В 2020 г. компания EY провела опрос среди институциональных инвесторов, из которых 98% заявили, что строго отслеживают ESG-рейтинг компании. Вот главные причины:
- ответственное инвестирование влияет на доходность ценных бумаг;
- ориентация на ESG-рейтинг помогает инвесторам избежать компаний, деятельность которых связана с экологическими рисками и крупными денежными потерями. Например, таких, как разлив нефти компании «Норникель» в 2020 г.;
- банки учитывают ESG-рейтинг при выдаче кредитов. Например, Сбербанк выдал кредит инвестиционной компании АФК «Система» в ноябре 2020 г.: в этом кредите процентная ставка привязана к выполнению требований об экологической политике и ответственном инвестировании.
ESG в России
Для российского бизнес-сообщества, по крайней мере для компаний, работающих на внутреннем рынке, ESG – новое направление, которое еще полноценно не установилось в стране.
ESG-рейтинг российских компаний составляет агентство RAEX. В 2019 г. в ТОП-5 попали «Лукойл», «Татнефть», Газпром», «Норильский никель», «Россети». Рейтинг RAEX не учитывает компании из финансового сектора, телекома и ритейла: по мнению агентства, они и так оказывают минимальное воздействие на природу [8].
Разумеется, большинству российских компаний невозможно конкурировать с международными корпорациями, которые внедряют зеленые технологии уже не одно десятилетие, в связи с чем в России есть альтернативные инструменты поддержки экоориентированных предприятий. Например, «Наилучшие доступные технологии», или НДТ. По таким технологиям уже почти 10 лет выполнение работ и оказание услуг осуществляется с соблюдением требований по охране окружающей среды.
В рамках нацпроекта «Экология» к 2024 г. на наилучшие доступные технологии должны перейти все промышленные объекты России, которые оказывают значительное влияние на окружающую среду. До этого времени требования к их работе пропишут в специальных справочниках НДТ [8].
Декларация в рамках НДТ будет добровольной. Однако те, кто сможет доказать, что работает именно по «наилучшим доступным технологиям», смогут рассчитывать на господдержку.
Еще один инструмент стимулирования перехода на экологичное производство в России был запущен в 2018 г. По инициативе Президента РФ Владимира Путина в стране начали выпускать так называемые «зеленые облигации».
Тогда же на Московской бирже компания из Югры первой в стране разместила «зеленые» бумаги на 1,1 млрд руб., планируя направить вырученные средства на строительство мусорного полигона в ХМАО.
В общем и целом, на данный момент уже многие российские компании придерживаются ESG-принципов [2]. Например, горнорудная компания «Полиметалл» активно развивает экологические и социальные проекты:
- проводит мониторинг состояния флоры и фауны вблизи предприятий и разрабатывает программу по их сохранению;
- для борьбы с гендерными стереотипами создала некоммерческую ассоциацию «Женщины в горнодобывающей отрасли»;
- инвестирует в инфраструктуру, здравоохранение, образование и культуру г. Амурска в Хабаровском крае;
- планирует использовать только сухое складирование отходов без традиционного возведения дамб, чтобы снизить риск утечек и аварий, которые могут крайне негативно сказаться на экологии.
В результате «Полиметалл» четыре года подряд становился лидером рэнкинга RAEX-Europe.
ESG в ритейле
Изменение в поведении потребителей и повышение осведомленности о необходимости сокращения объемов упаковки и пластиковых отходов открыло новый взгляд на то, как потребители оценивают бренды, особенно в розничной торговле. Для предприятий это имеет огромное влияние на лояльность к бренду, выбор продуктов и чистую прибыль [10]. Уникальность сферы ритейла в контексте повестки устойчивого развития заключается в том, что он постоянно находится на стыке запросов со стороны потребителей и своих собственных требований к поставщикам. При этом важно не только реагировать на вызовы вроде блокирования Суэцкого канала − такими процессами надо управлять, а они все лежат в контексте управления ESG рисками, оказывающими влияние на бизнес.
Отрасль розничной торговли сталкивается с несколькими рисками ESG в своей бизнес-модели. К наиболее существенным проблемам ESG, которые должны быть решены ритейлерами, относятся [11]:
- изменение потребительского поведения;
- уменьшение количества упаковки;
- влияние изменения климата;
- интеграция ESG в долгосрочную и краткосрочную стратегию компании;
- циркулярная экономика;
- отчетность по ESG;
- корпоративная ответственность за цепочку поставок (например, нарушение прав человека и ущерб окружающей среде).
Рассмотрим подробнее 2 пункта: потребительское поведение и уменьшение количества упаковки.
На выбор и поведение потребителей все больше и больше влияют учащение темпов стихийных бедствий, связанных с изменением климата, загрязнением и засорением планеты, а также широкое освещение этих событий в средствах массовой информации. Потребители хотят участвовать в решении данных проблем посредством своего покупательского поведения и выбора продукта. Чрезвычайно важными критериями для них становятся:
- более чистые продукты, не наносящие вреда окружающей среде;
- более здоровые продукты (например, меньше соли, жира, сахара, мяса);
- меньше неперерабатываемой упаковки;
- меньше пластика;
- отсутствие тестирования на животных и нанесения им вреда;
- отсутствие нарушения прав человека в цепочке поставок;
- товары, которые они могут отремонтировать вместо замены.
Что же касается уменьшения количества упаковки, то потребители часто сталкиваются с сообщениями о загрязнении морской среды и окружающей среды. Согласно исследованию, проведенному GfK в 2019 г., производители продукции возглавляют список лиц, ответственных за принятие мер против упаковочных отходов, а сектор розничной торговли занимает четвертое место. Крупные розничные компании работают над уменьшением этой проблемы, определяя четкие требования к упаковке для своих поставщиков, а также публично объявляют о следующих целях:
- постановка целей по сокращению пластиковой упаковки;
- увеличение доли упаковки, полностью пригодной для вторичной переработки, до 100%;
- сосредоточение внимания на закрытии цикла обработки упаковочных материалов.
Пример АО «Тандер» (сеть магазинов «Магнит») показывает, как можно войти в топ-3 ESG-рэнкинга публичных нефинансовых компаний и при этом стать первым среди ритейлеров.
В рэнкинге, составленном Национальным рейтинговым агентством (НРА), участвовали 105 крупнейших индустриальных и потребительских компаний, чьи ценные бумаги торгуются в первом и втором котировальных списках Московской биржи. Максимальная оценка, которая складывалась из трех составляющих, составляла 38 баллов. «Магнит» же получил 31,71 балл [12].
Магнит, став лидером рейтинга среди российских ритейлеров, был отнесен к первой группе «Продвинутый уровень». Компании этого уровня, согласно исследованию НРА, имеют долгосрочную стратегию устойчивого развития, соответствующие KPI и публичную отчетность об их выполнении. Кроме того, в таких компаниях интеграция ESG-повестки отражается на корпоративном управлении, организационной структуре и бизнес-процессах, одновременно с этим в процессы формирования и реализации стратегии вовлечены работники.
В 2020 г. впервые в российском ритейле Магнит принял стратегию устойчивого развития до 2025 г. Магнит выделил пять приоритетных направлений:
- Снижение воздействия на окружающую среду.
- Развитие ответственной цепочки поставок.
- Забота о персонале.
- Поддержка местных сообществ.
- Популяризация здорового образа жизни.
В 2021 г. Магнит представил второй отчет в области ESG и раскрыл больше нефинансовых показателей, стремясь удовлетворить запросы всех заинтересованных сторон. В итоге, несмотря на трудности и ограничения, связанные с пандемией коронавируса, ритейлеру удалось продемонстрировать прогресс по всем направлениям стратегии, что демонстрирует и попадание в топ-3 рэнкинга НРА [12].
Цели, подобные тем, что мы увидели в стратегии «Магнита», можно увидеть у многих крупных ритейлеров – Х5 Retail Group, ИКЕА, Филип Моррис Интернешнл, Coca Cola HBC Россия и т.д. [13]. Если же говорить об их непосредственных действиях, направленных на реализацию данных стратегий, то:
- В январе 2021 г. «Пятёрочка» открыла эколендинг «Разделяйте с нами любовь к природе!», который полностью посвящён ответственному отношению к экологии и раздельному сбору мусора. Проект носит просветительский характер. В нём представлены видеоролики под названием «Уроки экологии», различные факты на тематику экологии, инструкции о том, как готовить вторсырье к сдаче, и интерактивная карта, на которой можно найти пункты приёма различных видов отходов, а также простой «тест» на формирование «экопривычек».
- В апреле 2021 г. «Лента» ответила масштабным онлайн-проектом «С заботой о себе и о планете: всё о здоровом питании и осознанном потреблении». Ритейлер объединил на сайте информацию о собственных экоинициативах, в которых могут принять участие покупатели, а также рекомендации о правильном питании и здоровом образе жизни от экспертов. При этом онлайн-площадка носит не только просветительскую функцию, но и является каналом продаж. Здесь можно выбрать, проверить наличие в магазинах и оформить заказ на средства для дома, безопасные для окружающей среды, натуральные продукты и косметику, которую не тестируют на животных. Кроме того, покупатели могут получить информацию о продуктах, не содержащих глютен, сахар, мясо или лактозу, ознакомиться с рецептами блюд, составить меню в зависимости от предпочтений в выборе питания. Для пользователей предусмотрены специальные скидки и акции.
- В мае 2021 г. специализированный раздел на тему экологии появился и у компании «ВкусВилл». Ритейлер собрал в проекте информацию об экоинициативах и экодостижениях, а также предложил покупателям ознакомиться с экосервисами, которые могут забрать вторсырьё непосредственно из квартиры, или найти пункты для самостоятельной сдачи вторсырья.
- В середине 2021 г. «Пятёрочка» и «Перекрёсток» (Х5 Retail Group) реализовали стимулирующие маркетинговые акции на тему экологии. «Пятёрочка» запустила коллекционную акцию «Экология проще, чем кажется», в рамках которой покупатели могут приобрести экоаксессуары со скидкой до 90%. «Перекрёсток» провёл акцию «Перерождение. Вторая жизнь пластика», онлайн-проект которой совместил в себе стимулирующую и просветительскую механику. Промоакции ритейлеров и поставщиков, где в центре внимания оказываются проблемы экологии, в своём большинстве дополняют друг друга. Покупатели могут приобрести товары с существенной скидкой, получить дополнительные бонусы на карту лояльности или самой покупкой принять участие в экологической инициативе [13].
- Сеть гипермаркетов «Глобус» заявляет, что их розничная есть использует уже 40% тары под овощную и фруктовую продукцию как оборотную, что является очень важным направлением для снижения не перерабатываемых материалов, которые попадают на полигоны. Также у них на полках есть продукты с их собственным значком, показывающим покупателям, что данную упаковку можно перерабатывать: суть столкнулась с тем, что покупателям тяжело считывать те значки, которые предусмотрены законодательством.
- В магазинах IKEA функционируют рестораны и бистро, и с прошлого года их посетители могут попробовать экодельки. Это – полный аналог традиционных, мясных фрикаделек по вкусу и текстуре, но сделанный из растительного сырья. Благодаря этому климатический след продукта составляет всего 4% от аналогичного показателя мясных фрикаделек. Помимо этого, по плану компании, к 2025 г. 50% всего предложения в ресторанах и бистро ИКЕА будет растительным. Также сегодня в ассортименте компании 10 тыс. наименований, из них 4,2 тыс. относятся к категориям, которые позволяют жить более экологично. Сейчас 60% всего ассортимента состоит из возобновляемых материалов, а к 2030-му все сырье, используемое ИКЕА, будет возобновляемым или переработанным. Первичного пластика из нефти и газа не будет вообще. Товары будут либо из уже переработанного пластика, либо из растительного сырья, типа кукурузного крахмала или сахарного тростника. От изделий из одноразового пластика компания отказалась в прошлом году.
- Помимо поставщиков реализация практик устойчивого развития распространяется также на стимулирование потребителей к ответственному потреблению. К примеру, Магнит, X5 Retail Group, ИКЕА и другие компании устанавливают фандоматы – автоматы для сбора пластиковой тары и алюминиевых банок для их дальнейшей отправки на переработку. За пользование фандоматами потребителям предоставляется скидка на покупку новой продукции.
- По мнению менеджера по продвижению устойчивого этикетирования компании UPM Raflatac, даже этикетка тоже может быть устойчивой. В стратегию развития их компании входит снижение потребления природных ресурсов, в том числе, переход на более облегченные материалы. В отношении этикеток это подразумевает использование для их изготовления не 80-граммовую бумагу, а 70-граммовую, что позволяет на 11% снизить использование электроэнергии, на 9% − воды и на 13% сократить выбросы СО2. Также они предлагают использовать пленку не 60-ти микрон, а 50-ти, и применять новые материалы из возобновляемых источников, что сокращает объемы отходов. Например, пленку из нафты, отходов производства целлюлозы, или из растительного и сырого талового масла. Помимо этого, у компании действует программа переработки отходов этикетирования. Их вывозят в Германию на завод UPM, где выпаривается силиконовый слой, а оставшееся сырье идет на производство газетно-журнальной бумаги или той же подложки для этикеток. В прошлом году вывезли из России 200 тонн материала – это отходы, которые не легли на полигоны. В компании видят в этом важный шаг к созданию экономики замкнутого цикла.
- Компания Coca-Cola HBC Россия планирует к 2030 г. половину бутылок со своей продукцией делать из вторичного сырья, что является большой работой с точки зрения лабораторных исследований. Нужно убедиться в безопасности такой тары для потребителя, и что она не влияет на качество продуктов.
- Также есть идеи, от которых и производители, и ритейлеры получат пользу гораздо быстрее. Такой пример уже показала компания CHEP, развивающая проект многооборотной тары. Их сервис позволяет создавать более стабильные цепочки поставок − для тех, кто ими пользуется, дефицита поддонов не существует. Если внедрить эту практику повсеместно, то можно получить серьезное снижение объемов твердых отходов, до 486 тыс. тонн. Эффект очевиден: только за март компания, развивая проект многооборотной тары, смогла сохранить от вырубки 100 деревьев [14].
Таким образом, мы видим, что у ритейла есть огромное множество возможностей для реализации ESG-стратегии, которая при этом не обязательно будет связана исключительно со строгими требованиями к поставщикам. По мнению авторов, учитывая то, что на данный момент сфера ESG почти никак не регулируется, это огромное поле для творчества компаний – посредством этого они могут заработать себе конкурентное преимущество, которого не будет ни у кого.
Заключение
ESG-критерии появились в качестве ответа на ухудшение экологической ситуации, глобального потепления и все более и более возрастающего экономического неравенства между богатыми и бедными странами. Чтобы компания на данный момент считалась успешной, она должна не только демонстрировать рост своих финансовых показателей, но и инвестировать в устойчивое развитие, так как с каждым годом общество предъявляет все больше требований к бизнесу.
По этой причине вопросы ответственного отношения к окружающей среде, социальной ответственности и качества менеджмента стали важными факторами в принятии инвестиционных решений. По сути, ESG стало своеобразной философией бизнеса, которую необходимо разделять всем заинтересованным в развитии бизнеса сторонам. Без должной экологической повестки современным предприятиям почти невозможно претендовать на крупные инвестиции и конкурировать на мировом рынке. А, значит, тренд на экологичность будет востребован и дальше. Следующая задача – научиться извлекать из этого финансовую выгоду, как, например, уже делают мировые лидеры рейтинга ESG. И именно рост социальной ответственности компании по отношению к своим сотрудникам и окружающему компанию обществу, по нашему мнению, и приведет к росту ее финансовых показателей.
1. Экологическое, социальное и корпоративное управление // Википедия [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Экологическое,_социальное_и_корпоративное_управление
2. ESG-принципы: что это такое и зачем компаниям их соблюдать // РБК Тренды [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://trends.rbc.ru/trends/green/614b224f9a7947699655a435
3. Подход ESG: что это такое и зачем компаниям его соблюдать // RusBase [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://rb.ru/story/esg-criteria/
4. Environmental, social and governance (ESG) or nonfinancial factors have become integral to the investment decision-making process // EY [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.ey.com/en_gl/assurance/does-nonfinancial-reporting-tell-value-creation-story
5. Будущее рынка устойчивого финансирования в России // RaExpert [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://raexpert.ru/events/agency_events/esg2021/
6. Цели в области устойчивого развития // ООН [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.un.org/sustainabledevelopment/ru/sustainable-development-goals/
7. ESG Ratings // MSCI [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.msci.com/our-solutions/esg-investing/esg-ratings
8. ESG: что это такое и зачем это российским компаниям? // Экология России [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ecologyofrussia.ru/egs/
9. How and why retail businesses should be buying into ESG // Global Banking & Finance Review [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.globalbankingandfinance.com/how-and-why-retail-businesses-should-be-buying-into-esg/
10. ESG Topics in the Age of Responsible Retail // 3BLMedia [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.3blmedia.com/news/esg-topics-age-responsible-retail
11. Shifting sands: are consumers still embracing sustainability? // Deloitte [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www2.deloitte.com/uk/en/pages/consumer-business/articles/sustainable-consumer.html
12. Магнит вошел в топ-3 ESG-рэнкинга публичных нефинансовых компаний и стал первым среди ритейлеров // Retail&Loyalty [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://retail-loyalty.org/news/magnit-voshel-v-top-3-esg-renkinga-publichnykh-nefinansovykh-kompaniy-i-stal-pervym-sredi-riteylerov/
13. Устойчивые цепочки поставок в ритейле - важные шаги к «зеленой» экономике // SDG-Media [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://sdg-media.ru/ustojchivye-cepochki-postavok-v-ritejle-vazhnye-shagi-k-zelenoj-ekonomike/
14. «Зеленый» путь: инструмент формирования ESG-стратегий российского ритейла // BBCG [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.b2bcg.ru/news/news/zelyenyy-put-instrument-formirovaniya-esc-strategiy-rossiyskogo-riteyla-/