МОДУСЫ СОЗНАНИЯ СОВРЕМЕННОГО ЧЕЛОВЕКА: ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Излагаются результаты исследования основополагающих модусов сознания современных людей, а именно — степени их выявленности и осознанности респондентами. Согласно исходной гипотезе, сознание мыслится как тождество различных по своему качеству измерений или модусов. Каждый модус сознания является всеми остальными, реализуется посредством них, но не теряет при этом своей качественной уникальности. На основании данной теории модальной интерпретации сознания разработана бланковая методика, предлагающая респондентам свободное ассоциирование. В исследовании участвовало 117 жителей Красноярска трех возрастных групп. Полученные данные указывают на прямые и обратные соответствия таких модусов сознания, как Тело, Время, Пространство, Рациональность, Смысл, Я, Другой, Язык. Результаты позволяют говорить о доминанте осознанности ряда модусов и специфике их развертывания посредством других измерений сознания.

Ключевые слова:
сознание, модус, Время, Пространство, Смысл, Тело, Я, Другой, Рациональность, Язык.
Текст

Исследование выполнено при поддержке РГНФ и Красноярского краевого фонда поддержки научной и научно-технической деятельности в рамках проекта проведения научных исследований № 13-13-24003 «Теория модальности: модальный анализ сознания».

Многочисленные сложности решения проблемы сознания позволяют выдвинуть гипотезу о его модальной организации. Сознание представляет собой не иерархическую структуру самостоятельных элементов (актов, установок, способностей) и не систему локальных содержаний. Сознание есть тождество различных по своему качеству измерений или модусов. Оно организовано таким образом, что каждый модус, совпадая со всеми остальными, реализуется посредством них, не теряя при этом своей качественной уникальности. К модусам сознания мы относим основные режимы его работы, являющиеся проекциями на внешнюю и внутреннюю реальность: психику, телесность (сознание тела), рациональность (мышление), пространственность, темпоральность, самоидентичность, «другость» (позицию Другого), смыслопорождение, язык [6, с. 17]. Эти измерения сознания определяют его качество, проявляясь как формы друг друга.

С целью эмпирического подтверждения данной гипотезы нами было проделано исследование, частичные результаты которого будут изложены ниже. Мы исходили из предположения, что проявленность модусов сознания друг в друге, т.е. их взаимосоответствие, имеет у отдельных людей и групп специфическую структуру, допускающую экспериментальное выявление.

Данное исследование базируется на концепции, согласно которой сознание имеет модальную природу [1–4]. Содержание сознания в данном подходе трактуется как цельное, неделимое ментальное качество, не имеющее элементов, структурных разделов и в целом не подпадающее под отношения части и целого. Различие же и наблюдаемая множественность содержаний и способностей сознания объясняется его модальной организацией.

Список литературы

1. Мёдова А.А. Модальная природа сознания: на примере концепций дзен- и чань-буддизма // Вестник Оренбургского государственного университета. 2010. № 1. С. 16-22.

2. Мёдова А.А. Смысл как модус сознания. Современные парадигмы смыслопонимания // Вестник Бурятского государственного университета. 2009. Вып. 14. С. 35-40.

3. Мёдова А.А. Понимание сознания в модальном ключе // Вестник Томского государственного университета. 2010. № 335. С. 38-44.

4. Мёдова А.А. Тринитарный дискурс и ипостасные модели сознания // Вестник Томского государственного университета. 2012. № 359. С. 38-43.

5. Мёдова А.А. К проблеме бытования понятия «модальность» в современном гуманитарном и философском знании // Вестник Томского государственного университета. 2012. № 356. С. 53-57.

6. Мёдова А.А. Сознание в модусе времени. М.: Nota Bene, 2014.

7. Молчанов В.И. О пространстве и времени внутреннего опыта // Сущность и слово. Сб. научных статей к юбилею профессора Н.В. Мотрошиловой. М.: Феноменология и герменевтика, 2009. С. 437-456.

8. Молчанов В.И. Происхождение имманентного времени: ощущение и пространство // Ежегодник по феноменологической философии. 2009/2010, II. С. 119-157.

Войти или Создать
* Забыли пароль?