ИССЛЕДОВАНИЕ СИСТЕМЫ «УЧИТЕЛЬ–УЧЕНИК» С ПОМОЩЬЮ КОМПЬЮТЕРНОЙ МНОГОКОМПОНЕНТНОЙ МОДЕЛИ ОБУЧЕНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Предложена многокомпонентная модель изучения некоторой дисциплины, состоящей из нескольких тем. Модель учитывает, что: 1) прочность усвоения различных элементов учебного материала (ЭУМ) неодинакова, поэтому усвоенные учеником знания следует разделить на прочные (навыки) и непрочные; 2) прочные знания забываются существенно медленнее непрочных; 3) непрочные знания при их использовании учащимся постепенно становятся прочными; 4) сложность темы для данного ученика зависит от коэффициента изученности предыдущих тем; 5) при выполнении учащимся учебных заданий увеличивается его коэффициент усвоения, характеризующий способность усваивать новую информацию. Рассмотрена конкретная ситуация, связанная с изучением дисциплины, состоящей из 4 тем, после чего ученик проходит тестирование. Математически строго заданы условия обучения, сложность тем и параметры ученика. Построена математическая модель, представлена компьютерная программа. Методами имитационного моделирования получены графики зависимости знаний учащихся от времени, по формуле Роша рассчитаны результаты тестирования по каждой теме.

Ключевые слова:
дидактика, дидактическая система, математическая теория обучения, имитационное моделирование, компьютерная модель.
Текст

Введение

Дальнейшее развитие дидактики связано с совершенствованием математической теории обучения (МТО) [1; 4; 5] и применением информационно-кибернетического подхода к анализу учебного процесса [2; 3]. Он предполагает рассмотрение системы «учитель–ученик» с точки зрения теории управления, создание математической, а затем и компьютерной моделей обучения, ее использование для анализа конкретных ситуаций. В общем случае основная задача МТО может быть сформулирована так: имеется группа из n учеников, каждый из которых характеризуется набором параметров αi, βi, γi, …, (i = 1, 2, ..., n) и m учителей, владеющих методами M1, M2, M3 и т.д. Учителя должны обеспечить усвоение совокупности элементов учебного материала (ЭУМ) e1, e2, e3, …, ek. Зная параметры учащихся, характеристики используемых методов и учебную программу (распределение учебной информации), необходимо определить уровень знаний (или сформированности навыка) у учащихся в процессе обучения и после его окончания. При этом важно указать все факторы, влияющие на анализируемую ситуацию и учитываемые имитационной моделью. Должны быть однозначно заданы: 1) используемая математическая модель (система уравнений); 2) параметры ученика (коэффициенты усвоения, забывания и т.д.); 3) порядок изучения элементов учебного материала (ЭУМ) или тем; 4) сложность изучаемых тем и ее зависимость от степени усвоения ранее изученного материала.

Список литературы

1. Леонтьев Л.П., Гохман О.Г. Проблемы управления учебным процессом: Математические модели. Рига, 1984.

2. Майер Р.В. Кибернетическая педагогика: Имитационное моделирование процесса обучения. Глазов: ГГПИ, 2013.

3. Майер Р.В. Многокомпонентная модель обучения и ее использование для исследования дидактических систем // Фундаментальные исследования: Педагогические науки. 2013. № 10. С. 2524-2528.

4. Робертс Ф.С. Дискретные математические модели с приложениями к социальным, биологическим и экологическим задачам. М.: Наука, 1986.

5. Фирстов В.Е. Математические модели управления дидактическими процессами при обучении математике в средней школе на основе кибернетического подхода: Автореф. дисс. … д-ра пед. наук. СПб., 2011.

Войти или Создать
* Забыли пароль?