С позиции гуманитарной психологии представлено персонифицированное обучение как особый тип обучения, ориентированный на становление человеческой субъектности. Рассматривается интеллектуальное ее развитие в условиях перехода современного информационного общества. Определено содержание, состав и структура персонифицированного обучения как способа интеллектуального развития личности учащихся. Охарактеризованы психологические типы учащихся, экстраординатное педагогическое взаимодействие, технологии персонифицированного обучения.
персонифицированное обучение, субъектность, личность, социальный индивид, интеллектуальное развитие, психологические типы, педагогическое взаимодействие, технологии персонифицированного обучения.
Как известно, одним из приоритетов школьной системы образования являлось и является интеллектуальное развитие личности учащихся. В отечественной педагогике и психологии последнее нашло свое отражение в концепциях развивающего обучения. Однако следует заметить, что в этих концепциях акцент делается на обучаемости. Другим же интеллектуальным способностям (конвергентность, креативность) отдается второстепенное значение, хотя известно, что у многих учащихся обучаемость не является доминирующей способностью. Наряду с этим следует заметить, что развивающее обучение, по большей части, сводится к показателям когнитивного развития и не ориентировано на метакогнитивные структуры в индивидуальном интеллекте учащихся. Вместе с тем метакогниции в условиях информационной перенасыщенности, когда процесс взаимодействия субъекта с объектом построен не по принципу запоминания и сохранения, а по принципу управления информацией, приобретают особую значимость. Очевидно, что успешная адаптация в современной мире и творческая деятельность человека требуют умений управлять потоками информации, что, в конечном итоге, ставит вопрос об изменениях профессиональных функций педагога в системе школьного образования.
Все вышесказанное позволяет выделить ряд проблем, требующих не только научных и философских изысканий, но и практической разработки организационно-педагогического и психологического обеспечения. В этом ряду можно выделить в области интеллектуального развития переход от когнитивных к метакогнитивным стратегиям обучения и в этой связи — акцентуации на «компетентностный» и «мастерский» уровень интеллектуальных репрезентаций в деятельности. В первом случае речь идет о теоретической подготовленности к деятельности, связанной с отбором информации и использованием ее при решении теоретических задач и теоретическом решении практических задач; во втором – о создании новой информации в контексте творческой деятельности человека и практическое решение практических задач.
1. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М.: ИНТОР, 1996.
2. Кондратьев С.В. Психология персонифицированного обучения. Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2002.
3. Кондратьев С.В. Интегративная субъектность человека и обучение. М.: Восхождение, 2010.
4. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. М.: Наука, 1966.
5. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. Томск-Москва: Барс, 1997.