УЧЕТ СИЛЫ ЛИДЕРСТВА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ И РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ КОМПАНИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Представлены результаты анализа проблем учета силы лидерства при формировании стратегии развития компании в современных условиях преодоления экономического кризиса. Рассмотрен позитивный опыт учета силы лидерства в научной школе предпринимательства Й. Шумпетера, где в качестве ключевого фактора успеха в бизнесе рассматривается персонифицированное руководство. Представлен обобщенный притягательный портрет личностных качеств руководителя, сформированный в рамках научной школы предпринимательства Й. Шумпетера. Показано, что персонифицированное руководство лидером важно не только в период становления бизнеса, но и на том этапе его ведения, когда возникают серьезные трудности, как в современных кризисных условиях и приходится радикально перестраивать стратегию развития. Резюмируя роль фигуры лидера в бизнесе, рассматриваемую в школе предпринимательства Й. Шумпетера, продемонстрировано, что к ней также нужно относиться взвешенно, избегая приписывания всех стратегических заслуг бизнес-организации ее руководителю как лидеру, с одной стороны, и недооценки значения личности бизнес-организации, с другой стороны.

Ключевые слова:
сила лидерства, формирование стратегии, развитие компании
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Введение

            Процессы формирования и реализации стратегии развития компании определяются множеством факторов. Одним из таких значимых факторов является наличие лидерских качеств руководителя компании и учет силы этих лидерских качеств.

            Особенно значимым является проявление силы лидерских качеств руководителя при формированию стратегии развития компании на этапе ее создания, а также при реализации стратегии развития компании на переломных этапах развития компаний, одним из которых можно считать процесс преодоления любого кризиса, в том числе нынешнего макроэкономического кризиса [54].

            Учитывая продолжающиеся на протяжении длительного периода проблемы развития национальной экономики [46, 49], а также прогнозные оценки, согласно которым нынешнее состояние стагнации продлится еще многие годы [44, 55], представляет интерес более глубоко исследовать влияние лидерских качеств на эффективность формировании и реализации стратегии развития компании.

            Цель исследования

Таким образом целью представленных исследований является дальнейшее, более глубокое изучение влияния лидерских качеств на эффективность формировании и реализации стратегии развития компании в условиях преодоления экономического кризиса.

            Методическая база исследований

            Методическую базу исследований составили известные труды, посвященные исследованию лидерских качеств руководителя таких авторов, как Афонин Ю.А., Орлова Л.В. [35], Баязитов Т.М. [36], Бендас Т.В. [37], Ерастова А.В., Черкасова О.В. [41], Кови С. [47], Липман-Блюмен Ж. [21], Маркуэлл Д. [23], Стогдилл Р. [33], Чемерс М. [5], Янг Р. [69] и др.

Методическую основу также составили авторские наработки по теме исследований, получившие отражение в трудах [52, 56, 57, 61, 62, 64] и др.

Основное содержание исследований

            Лидерство как процесс социального влияния, благодаря которому лидер получает поддержку со стороны других членов сообщества при достижении поставленных целей [5], играет большое значение при формировании и реализации стратегии развития организации.

            Достаточно часто кризис лидерства связывают с начальным этапом развития организации (рис. 1).

            Рис. 1. Модель стадий жизненного цикла развития компании по Л. Грейнеру [5]

 

            На самом деле, сила лидерства играет огромное значение не только на начальном этапе развития организации, но и на других этапах жизненного цикла (рис. 1), для этого достаточно обратиться к содержанию любой из моделей жизненного цикла организации, результаты обобщения которых с учетом исследований [53, 63] представлены в табл. 1.

Таблица 1

Модели жизненного цикла организации, разработанные во второй половине ХХ  – начале ХХI в.

Модель

Основная идея

1

Дэвис Дж. (1951 г.)

Модель депривации (рост разрыва между ожиданиями и реальными условиями) [48, 68]

2

Чандлер А.Д. (1962 г.)

Модель «Стратегия определяет структуру» [4] 

3

Дж. Гарднер (1965 г.)

Модель жизненного цикла организации, учитывающая ее психологический и физический возраст [38, 63]

4

Г. Липпитт, У. Шмидт (1967г.)

Модель «Управленческое участие» [15]

5

А. Даунс (1967г.)

Модель «Движущие силы роста» [10]

6

Ливехуд Б. и Глазл Ф. (1969 г., 1993 г.)

Модель «Теории динамичного развития предприятия» [39]

7

Б. Скотт (1971 г.)

Модель «Стратегия и структура» [30]

8

Л. Грейнер (1972 г.)

Модель «Проблемы лидерства на стадиях Эволюции и Революции» [13] (переход от эволюции и революции по мере роста организаций)

9

Д. Чилд (1972 г.)

Четырехфазная модель развития организации «основание -   формализация и систематизация – дифференциация - концентрация и интеграция» [6]

10

Ченнон Д. (1973)

Модель «стратегия и структура в предпринимательстве» [70]

11

У. Торберт (1974 г.)

Модель «Ментальность членов организации» [34] (добюрократическая и постбюрократическая стадии развития организации)

12

Ф. Лиден (1975 г.)

Модель «Функциональные проблемы» [22] 

13

Д. Кац, Р.Кан (1978 г.)

Модель «Организационная структура» [17] (учет социальной структуры организации)

14

Р. Майлз, С. Сноу (1978 г.)

Модель взаимосвязи организационной стратегии, структуры и процессов [25]

15

И. Адизес (1979 г.)

Модель «Теория жизненных циклов организации» [1]

16

Дж. Кимберли (1979 г.)

Модель «Внешний социальный контроль, структура работы и отношения с окружающей средой» [19] (инициация, инновации и институционализация)

17

Дж. Гэлбрэйт (1982 г.)

Модель «Стадии развития и бизнес-идеи, определяющие основную за­дачу, подлежащую выполнению, и необходимую организационную структуру» [12, 50, 51, 58, 59, 60]

18

Р. Куинн, К. Камерон (1983 г.)

«Интегративная модель» [28]

 

19

Н. Черчилл, У. Льюис (1983 г.)

Модель «Пять стадий развития - пять факторов менедж­мента» [7]

20

Р. Дафт (1983 г.)

Модель «изменения во внешней среде – изменения организации – изменения в отношениях на межличностном уровне» [40]

21

Д. Миллер, П. Фризен (1984 г.)

Модель «Траектории развития организации (рождение, развитие, зрелость, расцвет, спад)» [26] (квантовый (импульсный) подход))

22

К. Смит, Т. Митчелл, К. Саммер (1985)

Модель «Правил развития организации, определяющих стадии ее жизненного цикла» [31]

23

Е. Шейн (1985 г.)

Модель клинических исследований («интеграционных клинических интервью») или «Модель развития корпоративной культуры» [67] (связь организационной культуры и лидерства)

24

Е. Фламхольц (1986 г.)

«Семистадийная модель развития, сопровождающегося критическими проблемами на каждой стадии» [11] (управление переходом от предпринимательства к профессионально управляемой фирме)

25

Б. Скотт, Р. Брюс

Модель «пяти этапов роста малого бизнеса» [29]

26

Р. Казанджян (1988 г.)

«Модель последовательного доминирования» [18] (описание связи доминирующих проблем со стадиями роста технологических новых предприятий в этапно-условной модели их проектирования и роста)

27

С. Хэнкс (1990 г.)

Модель структуры жизненного цикла организации с учетом таксономических исследований конфигураций стадий роста [15] (интеграция содержания и процесса в жизненном цикле организации)

28

К. Бляйхер (1991г.)

Шестифазная модель развития предприятия. (Фазы: пионерская, раскрытия рынка, диверсификации, активизации, кооперации, реструктуризации) [42]

29

К. Пумпин, Д. Пранге (1991 г.)

«Менеджмент развития предприятия, согласованный с правилами поведения при кризисах» [27]

30

Т.Ю. Базаров (1996 г.)

 Модель «Процессуальность и стадийность развития организации» [66]

31

Л. Данко (1998)

Модель циклов развития организации (циклов развития бизнеса) в системе «возраст организации – масштабы организации» [9]

32

Е.Н. Емельянов, С.Е. Поварницина (1998)

Социокультурная модель жизненного цикла организации [45]

33

Г. Минцберг (2001г.)

Модель создания эффективной организации [43]

34

Лестер Д., Парнелл Дж., Каррагер А. (2003 г.)

Эмпирическая шкала измерения стадий жизненного цикла организации и модель прогнозирования ее развития [20] (пятиступенчатая эмпирическая шкала)

35

Хо Ф. (2006 г.)

Модель исследования факторов, осложняющих развитие организации на различных этапах ее жизненного цикла [16].

 

Рассматривая вопрос учета силы лидерства, следует обратить внимание на тот факт, что школа предпринимательства Й. Шумпетера в качестве ключевого фактора успеха в бизнесе рассматривает персонифицированное руководство, означающее сочетание в руководителе не только обязанностей формального лидера, но и качеств неформального лидера, что, впрочем, полностью укладывается в требования принципа первого руководителя в менеджменте [52].

При этом важным применительно к современным условиям является положение рассматриваемой школы о том, что персонифицированное руководство лидером важно не только в период становления бизнеса, но и на том этапе его ведения, когда возникают серьезные трудности, как в современных кризисных условиях и приходится радикально перестраивать стратегию развития.

Резюмируя роль фигуры лидера в бизнесе, рассматриваемую в школе предпринимательства Й. Шумпетера, можно говорить о том, что к ней также нужно относиться взвешенно, избегая приписывания всех стратегических заслуг бизнес-организации ее руководителю как лидеру (когда короля делает свита), с одной стороны, и недооценки значения личности бизнес-организации, с другой стороны.

Фактически это вечная философская дилемма о роли личности в истории, например, как оценка роли Кутузова и Наполеона в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» [65]. 

В любом случае нельзя недооценивать роль личностных качеств руководителя в бизнесе.

Результаты анализа черт обобщенного притягательного портрета личностных качеств руководителя в бизнесе, описанного на основе работ У. Бомола [2], Л. Бузеница и Дж. Барни [3],  Д. Макклеланда [24], О. Коллинза и Д. Мура [8], Г. Стивенсона и Д. Гамперта [32] (рис. 2), проведенного с учетом достоинств и недостатков этих черт, представлены в табл. 2.

 

 

Рис. 2. Обобщенный притягательный портрет личностных качеств руководителя в бизнесе

Таблица 2

Результата анализа черт обобщенного притягательного портрета личностных качеств руководителя в бизнесе, проведенного с учетом достоинств и недостатков этих черт

Черта обобщенного притягательного портрета личностных качеств руководителя в бизнесе

Достоинства

Недостатки

1

Жесткость и прагматичность

Жесткость и прагматичность обеспечивают выдерживание курса на достижение цели на всех этапах развития

Жесткость может явиться негативным фактором при реализации стиля сотрудничества с коллективом, а прагматичность в сочетании с жесткостью может перерасти в цинизм  

2

Стремление к независимости и самореализации

Стремление к самореализации обеспечивает нацеленность на успех

Стремление к независимости может стать проблемой при слиянии и поглощении бизнесов в интересах его сохранения и развития

3

Прохождение жизненного этапа крушения надежд, завершившегося возрождением с верой в себя 

Возрождение после крушения надежд обеспечивает умение лидера преодолевать стрессовые ситуации

В определенных случаях может перерасти в самоуверенность в способностях преодолеть любую проблему «за счет везения»

4

Проецирование в момент смены ролей, мучающих лидера проблем на бизнес

Проецирование мучающих лидера проблем на бизнес свидетельствует об умении сфокусировать усилия

В определенных случаях негатив мучающих лидера проблемы может быть перенесен на участников бизнес-процессов

5

В моменты кризиса лидеры не прячутся от проблем, а принимают вызов

Нацеленность на преодоление кризиса воодушевляет коллектив, следующий за лидером 

В определенных случаях подобный подход может негативно сказаться на бизнесе, в случае игнорирования стратегической мудрости: в определенных случаях лучше отступить и проиграть битву, чтобы потом выиграть войну

6

Лидер не игрок, а человек, умеющий делать расчеты, но не делец

Умение делать правильные расчеты – залог принятия рациональных управленческих решений

В условиях цейтнота времени на принятие решения догматичное стремление к расчетам может негативно сказаться на бизнесе в силу запаздывания принятия и реализации управленческого решения, которого можно избежать в подобных случаях при опоре на опыт и интуицию в сочетании с умением оперативно принимать решения

7

Мышление лидера как предпринимателя в цепочке «возможности − ресурсы», инверсное по отношению к мышлению менеджера-администратора в цепочке «ресурсы –возможности»

Мышление лидера как предпринимателя в цепочке «возможности − ресурсы» благоприятно сказывается на его ориентации на постоянный поиск открывающихся рыночных возможностей 

В стремлении реализовать потенциальные возможности вероятен отрыв от реальности в части доступных ресурсов

8

Постоянное отслеживание внешних изменений, каждое из
которых может обернуться счастливым шансом

Постоянное отслеживание внешних изменений позволяет лидеру постоянно быть в рыночном тренде

Рассматриваемое качество может быть малопродуктивно при высоком уровне волатильности рынка

9

Умеют очень быстро распознавать благоприятные возможности и
использовать их за счет революционных действий

Лидеры умеют очень быстро распознавать благоприятные возможности и
использовать их за счет революционных действий, что обеспечивает компании достижение конкурентных преимуществ

Требует от персонала «боевой готовности» к неожиданным революционным изменениям

10

Субъективизм в принятии решений

Субъективизм лидера в случае правильного принятия решения за счет его неординарности (креативности) может сулить уверенную победу над конкурентами.

Субъективизм лидера в принятии решений нередко граничит с самонадеянностью.

 

            Обсуждение результатов и выводы

            Таким образом, приведенные исследования показали следующее.

Во-первых, лидерство как процесс социального влияния, благодаря которому лидер получает поддержку со стороны других членов сообщества при достижении поставленных целей, играет большое значение при формировании и реализации стратегии развития организации. При этом сила лидерства играет огромное значение не только на начальном этапе развития организации, но и на других этапах ее жизненного цикла, о чем наглядно свидетельствует анализ моделей жизненного цикла организации, разработанных во второй половине ХХ  – начале ХХI в.

Во-вторых, учет силы лидерства на примере школы предпринимательства Й. Шумпетера показывает, что в ней в качестве ключевого фактора успеха в бизнесе рассматривает персонифицированное руководство, означающее сочетание в руководителе не только обязанностей формального лидера, но и качеств неформального лидера, что полностью укладывается в требования принципа первого руководителя в менеджменте.

В-третьих, резюмируя роль фигуры лидера в бизнесе, рассматриваемую в школе предпринимательства Й. Шумпетера, как персонифицированное руководство лидером, можно сделать вывод о том, что к ней также нужно относиться взвешенно: избегая приписывания всех стратегических заслуг бизнес-организации ее руководителю как лидеру (когда короля делает свита), с одной стороны, и недооценки значения личности бизнес-организации, с другой стороны.

В-четвертых, результаты анализа черт обобщенного притягательного портрета личностных качеств руководителя в бизнесе, описанного на основе работ У. Бомола, Л. Бузеница и Дж. Барни,  Д. Макклеланда, О. Коллинза и Д. Мура, Г. Стивенсона и Д. Гамперта позволили выявить достоинства и недостатки этих черт.

В-пятых, в качестве позитивных черт обобщенного притягательного портрета личностных качеств руководителя в бизнесе следует выделить:

− жесткость и прагматичность, обеспечивающие выдерживание лидером курса на достижение цели на всех этапах развития;

− стремление к самореализации, обеспечивающее нацеленность лидера на успех;

− возрождение после крушения надежд обеспечивает умение лидера преодолевать стрессовые ситуации;

− проецирование мучающих лидера проблем на бизнес свидетельствует о его умении сфокусировать усилия;

− нацеленность лидера на преодоление кризиса воодушевляет коллектив, следующий за лидером;

− умение лидера делать правильные расчеты – залог принятия рациональных управленческих решений;

− мышление лидера как предпринимателя в цепочке «возможности – ресурсы» благоприятно сказывается на его ориентации на постоянный поиск открывающихся рыночных возможностей;

− постоянное отслеживание внешних изменений позволяет лидеру постоянно быть в рыночном тренде;

− лидеры умеют очень быстро распознавать благоприятные возможности и использовать их за счет революционных действий, что обеспечивает компании достижение конкурентных преимуществ;

− субъективизм лидера в случае правильного принятия решения за счет его неординарности (креативности) может сулить уверенную победу над конкурентами.

Следовательно, рассматривая роль фигуры лидера в бизнесе с позиций школы предпринимательства Й. Шумпетера, можно сделать вывод о целесообразности использования положений этой школы в части учета силы лидерства при формировании и реализации стратегии развития компании в современных условиях.

 

Список литературы

1. Adizes I. 1979. Organizational passages - diagnosing and treating lifecycle problems institutionalization. Academy of Management Journal 22 (3): p. 437-457.

2. Baumol, W. J. ≪Entrepreneurship in Economic Theory.≫ American Economic Review (58, May 1968: 64-71).

3. Busenitz, L. W., and Barney, J. B. ≪Differences Between Entrepreneurs and Managers in Large Organizations: Biases and Heuristics in Strategic Decision-Making.≫ Journal of Business Venturing (12, 1997: 9-30).

4. Chandler, Alfred D., Strategy and Structure: Chapters in the History of the American Industrial Enterprise. Cambridge, MA: MIT Press. 1962/1998.

5. Chemers M. An integrative theory of leadership. - Lawrence Erlbaum Associates, Publishers, 1997.

6. Child John «Organisational structure, environment and performance: the role of strategic choice» (1972)

7. Churchill N., Lewis V. The Five Stages of Small Business Growth // Harvard Business Review. 1983. Vol. 61. N 3. P. 30-50.

8. Collins, O., and Moore, D. G. The Organization Makers (New York: Appleton-Century-Crofts, 1970).

9. Danco L. (2013) A tribute to a family business legend / Forbes, 13.02.2013. https://www.forbes.com/sites/aileron/2013/02/13/a-tribute-to-a-family-business-legend-dr-leon-danco/?sh=74d406256f05.

10. Downs A. The life cycle of bureaus. In: Downs Л. inside Bureaucracy. Little, Brown and Company: San Francisco, CA; p.296-309, 1967.

11. Flamholtz E. G. 1986. Managing The Transition From An Entrepreneurship To A Professionally Managed Firm. Jossey-Bass: San Francisco, CA.

12. Galbraith J. 1982. The stages of growth. Journal of Business Strategy 3 (1): 70-79.

13. Greiner L.E. 1972. Evolution and revolution as organizations grow. Harvard Business Review 50 (4): p. 37-46.

14. Greiner, L. Evolution and Revolution as Organizations Grow / L. Greiner // Harward Business Review. - 1998. - P. 1-11.

15. Hanks S.H. The Organization Life Cycle: Integrating Content and Process // Journal of Small Business Strategy. - 1990. - № 1. - P. 1-13.

16. Hoy F. 2006. The complicating factor of life cycles in corporate venturing. Entrepre-neurship: Theory and Practice 30 (6): 831-836.

17. Katz D., Kahn R.L. 1978. The Social Psychology of Organizations. Wiley: N. Y.

18. Kazanjian R.К. 1988. Relation of dominant problems to stages of growth in technology-based new ventures. Academy of Management Journal 31 (2): 257-279.

19. Kimberly J.R., Miles R.H. 1980. The Organizational Life Cycle. Jossey-Bass: San Francisco: CA.

20. Lester D. L. Organizational Life Cycle : A Five-Stage Empirical Scale / D. L. Lester, J. A. Parnell, A. Carraher // The International of Organizational Analysis. - 2003. -Vol. 11. - N 4. - P. 339-354.

21. Lipman-Blumen, Jean. The Allure of Toxic Leaders: Why We Follow Destructive Bosses and Corrupt Politicians--and How We Can Survive Them. - Oxford University Press, 2004.

22. Lyden F. 1975. Using Parsons’ functional analysis in the study of public organizations. Administrative Science Quarterly 20(1): p. 59-70.

23. Markwell, Donald. Instincts to Lead: On Leadership, Peace, and Education. - Connor Court: Australia, 2013.

24. McClelland, D. C. The Achieving Society (Princeton, NJ: D. Van Nostrand, 1961).

25. Miles R. E., Snow C. C. Organizational Strategy, Structure and Process. N. Y.: McGraw-Hill, 1978.

26. MillerD., FriesenP. H. 1984. A longitudinal study of the corporate life cycle. Management Science 30 (10): 1161-1183.

27. Pumpin С. Prange J. Management der Unternehmensentwicklung. - Frankfurt / New York, 1991 P. 125.

28. Quinn R. E., Cameron K. 1983. Organizational life cycles and shifting criteria of effectiveness: Some preliminary evidence. Management Science 29 (1): 33-51.

29. Scott B.R., Bruce R. Five Stages of Growth in Small Business // Long Range Planning. 1987. Vol. 20. N 3. P. 45-52.

30. Scott В.R. 1971. Stages of Corporate Development - Part 1. Case No. 9-371-294. Intercollegiate Case Clearing House: Boston, MA.

31. Smith K.G., Mitchell T.R., Summer C.E. Top level management priorities in different stages of organizational life cycle // Academy of Management Journal. 1985. Vol. 28. # 4. P. 799-820.

32. Stevenson, H. H., and Gumpert, D. E. ≪The Heart of Entrepreneurship.≫ Harvard Business Review (March-April 1985: 85-94).

33. Stogdill, R. M. Personal factors associated with leadership: A survey of the literature // Journal of Psychology: journal. - 1948. - Vol. 25. - P. 35-71.

34. Torbert W.R. 1974. Pre-bureaucratic and Post-bureaucratic stages of organization development. Interpersonal Development 5 (1): p. 1-25.

35. Афонин Ю.А., Орлова Л.В. Профессиональные качества современного лидера-управленца: социологический анализ. // Азимут научных исследований: педагогика и психология. − 2015. − №3. − С. 59-62.

36. Баязитов Т.М. Лидерство, стратегия и цели. https://www.quality.eup.ru/MATERIALY2/ldrstv.htm

37. Бендас Т.В. Психология лидерства: [теория и практика] / Т. В. Бендас. - Санкт-Петербург [и др.]: Питер, 2009. − 447 с.

38. Биггарт Н. Социальная организация и экономическое развитие // Экономическая социология. Москва: Т.2. − 2001, No 5.

39. Глазл Ф., Ливехуд Б. Динамичное развитие предприятия. Как предприятия-пионеры и бюрократия могут: стать эффективными: пер. с нем. − Калуга: Духовное познание. 2000. − 264 с.

40. Дафт, Ричард Л. Менеджмент / Ричард Л. Дафт; [Пер. с англ. В. Вольского и др. под общ. ред. Ю.Н. Каптуревского]. - 2. изд. - Санкт-Петербург: Питер, 2001. − 829 с.

41. Ерастова А.В., Черкасова О.В. Лидерство: учебное пособие / А. В. Ерастова, О. В. Черкасова; Мордов. гос. ун-т. - Саранск, 2015.

42. Кондратьев Э.В. Системно-институциональное развитие управленческого персонала предприятия: теория и эффективность: моногр. / Э.В. Кондратьев. - Пенза: ПГУАС, 2012. − 316 с.

43. Минцберг Г. Структура в кулаке: создание эффективной организации / Пер. с англ. под ред. Ю. Н. Каптуревского. - Санкт-Петербург: Питер. 2004. 512 с.

44. Минэкономразвития предсказало 20 лет стагнации в экономике. https://www.rbc.ru/economics/20/10/2016/580881679a79476604f15ff6

45. Поварницына С., Емельянов Е. Психология бизнеса. - Москва: Дмитрий+Пресс, 1998.

46. Почему за 20 лет Россия так и не перешла от стагнации к развитию. https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2019/10/08/813068-20-let-stagnatsii

47. Стивен Р. Кови. Лидерство, основанное на принципах. − Москва: Альпина, 2009. − С. 302.

48. Тебекин А.В. Анализ современных социально-экономических аспектов на основе модели жизненного цикла депривации Дж.Дэвиса // Журнал социологических исследований. − 2018. − Т. 3. − №1. − С. 1-10.

49. Тебекин А.В. Взгляд "назад" как фундамент стратегического развития управляемых социально-экономических систем. // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. − 2021. − № 2 (54). − С. 123-137.

50. Тебекин А.В. Взгляды Дж.К. Гэлбрейта на власть техноструктуры и современные реалии. // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. − 2017. − № 4. − С. 254-261.

51. Тебекин А.В. Взгляды Дж.К. Гэлбрейта на соотношение заинтересованности техноструктуры в максимизации прибыли на капитал и в обеспечении прочных позиций корпорации на рынке и сегодняшние реалии. // Маркетинг и логистика. − 2017. − № 6 (14). − С. 58-67.

52. Тебекин А.В. Менеджмент. Учебник / Москва, 2015. Сер. Бакалавриат.

53. Тебекин А.В. Методы управления организацией с использованием моделей социологических исследований // Журнал социологических исследований. − 2017. − Т. 2. − № 3. − С. 1-12.

54. Тебекин А.В. О глубине кризиса 2020-го года для мировой и национальной экономик и путях выхода из него. // Журнал экономических исследований. − 2020. − Т. 6. − № 2. − С. 52-71.

55. Тебекин А.В. Прогноз развития российской экономики на период до 2030-го года // Транспортное дело России. − 2020. − № 6. − С. 45-50.

56. Тебекин А.В. Стратегический менеджмент. Учебник / Москва, 2020. Сер. 68 Профессиональное образование (2-е изд., пер. и доп.).

57. Тебекин А.В. Стратегическое управление персоналом. − Москва, 2020.

58. Тебекин А.В. Тектонические сдвиги в современных взглядах на власть техноструктуры в бизнесе относительно взглядов Дж.К. Гэлбрейта с позиций экономической теории. // Мир современной науки. − 2017. − № 2 (42). − С. 38-43.

59. Тебекин А.В. Тектонические сдвиги в современных взглядах на планирование работы корпорации техноструктурой относительно взглядов Дж. К. Гэлбрейта. // Стратегии бизнеса. − 2017. − № 11 (43). − С. 20-24.

60. Тебекин А.В. Тектонические сдвиги во взглядах на источники власти в бизнесе относительно взглядов Дж. К. Гэлбрейта с позиций экономической теории Стратегии бизнеса. − 2017. − № 6 (38). − С. 3-7.

61. Тебекин А.В. Теория менеджмента. А.В. Тебекин. − Москва, 2016. Сер. Бакалавриат.

62. Тебекин А.В. УПравление персоналом. Учебное пособие / Москва, 2020. Сер. 68 Профессиональное образование (1-е изд.)

63. Тебекин А.В. Управление стратегией бизнеса организации на основе модели жизненного цикла Дж. Гарднера. // Стратегии бизнеса. − 2018. − № 5 (49). − С. 3-10.

64. Тебекин А.В., Касаев Б.С. Менеджмент организации. Учебник / А.В. Тебекин, Б.С. Касаев. Москва, 2014. (4-е издание)

65. Толстой Л.Н. Война и мир. - Москва: Эксмо, 2020. В 4-х томах.

66. Управление персоналом. Под ред. Т.Ю. Базарова, Б.Л. Еремина. - 2-е изд., перераб. и доп. − Москва: ЮНИТИ, 2002. − 560 с.

67. Шейн Э.X. Организационная культура и лидерство. - Санкт-Петербург: Питер. 2002. − 336 с.

68. Штомпка П. Социология социальных изменений. − Москва: Аспект Пресс, 1996. - 416 с.

69. Янг, Роб. Лидерство в командах: создание команды, разрешение конфликтов, получение желаемых результатов в ходе команд. работы / Роб Янг; [пер. с англ. Н. А. Новикова]. − Москва: HIPPO, 2004 (ОАО Тип. Новости). - 122 с.

70. Channon D. Strategy and Structure in British Enterprise. Boston: Harvard University Press, 1973.

Войти или Создать
* Забыли пароль?