TAKING INTO ACCOUNT THE STRENGTH OF LEADERSHIP IN THE FORMATION AND IMPLEMENTATION OF THE COMPANY'S DEVELOPMENT STRATEGY
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article presents the results of the analysis of the problems of taking into account the strength of leadership in the formation of a company's development strategy in the modern conditions of overcoming the economic crisis. The article considers the positive experience of taking into account the power of leadership in the scientific school of entrepreneurship by J. Schumpeter, where personalized leadership is considered as a key factor in business success. A generalized attractive portrait of a leader's personal qualities, formed within the framework of the scientific school of entrepreneurship by J. Schumpeter, is presented. It is shown that personalized leadership by a leader is important not only during the formation of a business, but at the stage of its conduct when serious difficulties arise, as in modern crisis conditions and it is necessary to radically restructure the development strategy. Summarizing the role of the figure of a leader in business, considered in the school of entrepreneurship by J. Schumpeter, it is demonstrated that it also needs to be treated carefully, avoiding attributing all the strategic merits of a business organization to its leader as a leader, on the one hand, and underestimating the importance of the personality of a business organization, on the other side.

Keywords:
strength of leadership, strategy formation, company development
Text
Publication text (PDF): Read Download

Введение

            Процессы формирования и реализации стратегии развития компании определяются множеством факторов. Одним из таких значимых факторов является наличие лидерских качеств руководителя компании и учет силы этих лидерских качеств.

            Особенно значимым является проявление силы лидерских качеств руководителя при формированию стратегии развития компании на этапе ее создания, а также при реализации стратегии развития компании на переломных этапах развития компаний, одним из которых можно считать процесс преодоления любого кризиса, в том числе нынешнего макроэкономического кризиса [54].

            Учитывая продолжающиеся на протяжении длительного периода проблемы развития национальной экономики [46, 49], а также прогнозные оценки, согласно которым нынешнее состояние стагнации продлится еще многие годы [44, 55], представляет интерес более глубоко исследовать влияние лидерских качеств на эффективность формировании и реализации стратегии развития компании.

            Цель исследования

Таким образом целью представленных исследований является дальнейшее, более глубокое изучение влияния лидерских качеств на эффективность формировании и реализации стратегии развития компании в условиях преодоления экономического кризиса.

            Методическая база исследований

            Методическую базу исследований составили известные труды, посвященные исследованию лидерских качеств руководителя таких авторов, как Афонин Ю.А., Орлова Л.В. [35], Баязитов Т.М. [36], Бендас Т.В. [37], Ерастова А.В., Черкасова О.В. [41], Кови С. [47], Липман-Блюмен Ж. [21], Маркуэлл Д. [23], Стогдилл Р. [33], Чемерс М. [5], Янг Р. [69] и др.

Методическую основу также составили авторские наработки по теме исследований, получившие отражение в трудах [52, 56, 57, 61, 62, 64] и др.

Основное содержание исследований

            Лидерство как процесс социального влияния, благодаря которому лидер получает поддержку со стороны других членов сообщества при достижении поставленных целей [5], играет большое значение при формировании и реализации стратегии развития организации.

            Достаточно часто кризис лидерства связывают с начальным этапом развития организации (рис. 1).

            Рис. 1. Модель стадий жизненного цикла развития компании по Л. Грейнеру [5]

 

            На самом деле, сила лидерства играет огромное значение не только на начальном этапе развития организации, но и на других этапах жизненного цикла (рис. 1), для этого достаточно обратиться к содержанию любой из моделей жизненного цикла организации, результаты обобщения которых с учетом исследований [53, 63] представлены в табл. 1.

Таблица 1

Модели жизненного цикла организации, разработанные во второй половине ХХ  – начале ХХI в.

Модель

Основная идея

1

Дэвис Дж. (1951 г.)

Модель депривации (рост разрыва между ожиданиями и реальными условиями) [48, 68]

2

Чандлер А.Д. (1962 г.)

Модель «Стратегия определяет структуру» [4] 

3

Дж. Гарднер (1965 г.)

Модель жизненного цикла организации, учитывающая ее психологический и физический возраст [38, 63]

4

Г. Липпитт, У. Шмидт (1967г.)

Модель «Управленческое участие» [15]

5

А. Даунс (1967г.)

Модель «Движущие силы роста» [10]

6

Ливехуд Б. и Глазл Ф. (1969 г., 1993 г.)

Модель «Теории динамичного развития предприятия» [39]

7

Б. Скотт (1971 г.)

Модель «Стратегия и структура» [30]

8

Л. Грейнер (1972 г.)

Модель «Проблемы лидерства на стадиях Эволюции и Революции» [13] (переход от эволюции и революции по мере роста организаций)

9

Д. Чилд (1972 г.)

Четырехфазная модель развития организации «основание -   формализация и систематизация – дифференциация - концентрация и интеграция» [6]

10

Ченнон Д. (1973)

Модель «стратегия и структура в предпринимательстве» [70]

11

У. Торберт (1974 г.)

Модель «Ментальность членов организации» [34] (добюрократическая и постбюрократическая стадии развития организации)

12

Ф. Лиден (1975 г.)

Модель «Функциональные проблемы» [22] 

13

Д. Кац, Р.Кан (1978 г.)

Модель «Организационная структура» [17] (учет социальной структуры организации)

14

Р. Майлз, С. Сноу (1978 г.)

Модель взаимосвязи организационной стратегии, структуры и процессов [25]

15

И. Адизес (1979 г.)

Модель «Теория жизненных циклов организации» [1]

16

Дж. Кимберли (1979 г.)

Модель «Внешний социальный контроль, структура работы и отношения с окружающей средой» [19] (инициация, инновации и институционализация)

17

Дж. Гэлбрэйт (1982 г.)

Модель «Стадии развития и бизнес-идеи, определяющие основную за­дачу, подлежащую выполнению, и необходимую организационную структуру» [12, 50, 51, 58, 59, 60]

18

Р. Куинн, К. Камерон (1983 г.)

«Интегративная модель» [28]

 

19

Н. Черчилл, У. Льюис (1983 г.)

Модель «Пять стадий развития - пять факторов менедж­мента» [7]

20

Р. Дафт (1983 г.)

Модель «изменения во внешней среде – изменения организации – изменения в отношениях на межличностном уровне» [40]

21

Д. Миллер, П. Фризен (1984 г.)

Модель «Траектории развития организации (рождение, развитие, зрелость, расцвет, спад)» [26] (квантовый (импульсный) подход))

22

К. Смит, Т. Митчелл, К. Саммер (1985)

Модель «Правил развития организации, определяющих стадии ее жизненного цикла» [31]

23

Е. Шейн (1985 г.)

Модель клинических исследований («интеграционных клинических интервью») или «Модель развития корпоративной культуры» [67] (связь организационной культуры и лидерства)

24

Е. Фламхольц (1986 г.)

«Семистадийная модель развития, сопровождающегося критическими проблемами на каждой стадии» [11] (управление переходом от предпринимательства к профессионально управляемой фирме)

25

Б. Скотт, Р. Брюс

Модель «пяти этапов роста малого бизнеса» [29]

26

Р. Казанджян (1988 г.)

«Модель последовательного доминирования» [18] (описание связи доминирующих проблем со стадиями роста технологических новых предприятий в этапно-условной модели их проектирования и роста)

27

С. Хэнкс (1990 г.)

Модель структуры жизненного цикла организации с учетом таксономических исследований конфигураций стадий роста [15] (интеграция содержания и процесса в жизненном цикле организации)

28

К. Бляйхер (1991г.)

Шестифазная модель развития предприятия. (Фазы: пионерская, раскрытия рынка, диверсификации, активизации, кооперации, реструктуризации) [42]

29

К. Пумпин, Д. Пранге (1991 г.)

«Менеджмент развития предприятия, согласованный с правилами поведения при кризисах» [27]

30

Т.Ю. Базаров (1996 г.)

 Модель «Процессуальность и стадийность развития организации» [66]

31

Л. Данко (1998)

Модель циклов развития организации (циклов развития бизнеса) в системе «возраст организации – масштабы организации» [9]

32

Е.Н. Емельянов, С.Е. Поварницина (1998)

Социокультурная модель жизненного цикла организации [45]

33

Г. Минцберг (2001г.)

Модель создания эффективной организации [43]

34

Лестер Д., Парнелл Дж., Каррагер А. (2003 г.)

Эмпирическая шкала измерения стадий жизненного цикла организации и модель прогнозирования ее развития [20] (пятиступенчатая эмпирическая шкала)

35

Хо Ф. (2006 г.)

Модель исследования факторов, осложняющих развитие организации на различных этапах ее жизненного цикла [16].

 

Рассматривая вопрос учета силы лидерства, следует обратить внимание на тот факт, что школа предпринимательства Й. Шумпетера в качестве ключевого фактора успеха в бизнесе рассматривает персонифицированное руководство, означающее сочетание в руководителе не только обязанностей формального лидера, но и качеств неформального лидера, что, впрочем, полностью укладывается в требования принципа первого руководителя в менеджменте [52].

При этом важным применительно к современным условиям является положение рассматриваемой школы о том, что персонифицированное руководство лидером важно не только в период становления бизнеса, но и на том этапе его ведения, когда возникают серьезные трудности, как в современных кризисных условиях и приходится радикально перестраивать стратегию развития.

Резюмируя роль фигуры лидера в бизнесе, рассматриваемую в школе предпринимательства Й. Шумпетера, можно говорить о том, что к ней также нужно относиться взвешенно, избегая приписывания всех стратегических заслуг бизнес-организации ее руководителю как лидеру (когда короля делает свита), с одной стороны, и недооценки значения личности бизнес-организации, с другой стороны.

Фактически это вечная философская дилемма о роли личности в истории, например, как оценка роли Кутузова и Наполеона в романе Л.Н. Толстого «Война и мир» [65]. 

В любом случае нельзя недооценивать роль личностных качеств руководителя в бизнесе.

Результаты анализа черт обобщенного притягательного портрета личностных качеств руководителя в бизнесе, описанного на основе работ У. Бомола [2], Л. Бузеница и Дж. Барни [3],  Д. Макклеланда [24], О. Коллинза и Д. Мура [8], Г. Стивенсона и Д. Гамперта [32] (рис. 2), проведенного с учетом достоинств и недостатков этих черт, представлены в табл. 2.

 

 

Рис. 2. Обобщенный притягательный портрет личностных качеств руководителя в бизнесе

Таблица 2

Результата анализа черт обобщенного притягательного портрета личностных качеств руководителя в бизнесе, проведенного с учетом достоинств и недостатков этих черт

Черта обобщенного притягательного портрета личностных качеств руководителя в бизнесе

Достоинства

Недостатки

1

Жесткость и прагматичность

Жесткость и прагматичность обеспечивают выдерживание курса на достижение цели на всех этапах развития

Жесткость может явиться негативным фактором при реализации стиля сотрудничества с коллективом, а прагматичность в сочетании с жесткостью может перерасти в цинизм  

2

Стремление к независимости и самореализации

Стремление к самореализации обеспечивает нацеленность на успех

Стремление к независимости может стать проблемой при слиянии и поглощении бизнесов в интересах его сохранения и развития

3

Прохождение жизненного этапа крушения надежд, завершившегося возрождением с верой в себя 

Возрождение после крушения надежд обеспечивает умение лидера преодолевать стрессовые ситуации

В определенных случаях может перерасти в самоуверенность в способностях преодолеть любую проблему «за счет везения»

4

Проецирование в момент смены ролей, мучающих лидера проблем на бизнес

Проецирование мучающих лидера проблем на бизнес свидетельствует об умении сфокусировать усилия

В определенных случаях негатив мучающих лидера проблемы может быть перенесен на участников бизнес-процессов

5

В моменты кризиса лидеры не прячутся от проблем, а принимают вызов

Нацеленность на преодоление кризиса воодушевляет коллектив, следующий за лидером 

В определенных случаях подобный подход может негативно сказаться на бизнесе, в случае игнорирования стратегической мудрости: в определенных случаях лучше отступить и проиграть битву, чтобы потом выиграть войну

6

Лидер не игрок, а человек, умеющий делать расчеты, но не делец

Умение делать правильные расчеты – залог принятия рациональных управленческих решений

В условиях цейтнота времени на принятие решения догматичное стремление к расчетам может негативно сказаться на бизнесе в силу запаздывания принятия и реализации управленческого решения, которого можно избежать в подобных случаях при опоре на опыт и интуицию в сочетании с умением оперативно принимать решения

7

Мышление лидера как предпринимателя в цепочке «возможности − ресурсы», инверсное по отношению к мышлению менеджера-администратора в цепочке «ресурсы –возможности»

Мышление лидера как предпринимателя в цепочке «возможности − ресурсы» благоприятно сказывается на его ориентации на постоянный поиск открывающихся рыночных возможностей 

В стремлении реализовать потенциальные возможности вероятен отрыв от реальности в части доступных ресурсов

8

Постоянное отслеживание внешних изменений, каждое из
которых может обернуться счастливым шансом

Постоянное отслеживание внешних изменений позволяет лидеру постоянно быть в рыночном тренде

Рассматриваемое качество может быть малопродуктивно при высоком уровне волатильности рынка

9

Умеют очень быстро распознавать благоприятные возможности и
использовать их за счет революционных действий

Лидеры умеют очень быстро распознавать благоприятные возможности и
использовать их за счет революционных действий, что обеспечивает компании достижение конкурентных преимуществ

Требует от персонала «боевой готовности» к неожиданным революционным изменениям

10

Субъективизм в принятии решений

Субъективизм лидера в случае правильного принятия решения за счет его неординарности (креативности) может сулить уверенную победу над конкурентами.

Субъективизм лидера в принятии решений нередко граничит с самонадеянностью.

 

            Обсуждение результатов и выводы

            Таким образом, приведенные исследования показали следующее.

Во-первых, лидерство как процесс социального влияния, благодаря которому лидер получает поддержку со стороны других членов сообщества при достижении поставленных целей, играет большое значение при формировании и реализации стратегии развития организации. При этом сила лидерства играет огромное значение не только на начальном этапе развития организации, но и на других этапах ее жизненного цикла, о чем наглядно свидетельствует анализ моделей жизненного цикла организации, разработанных во второй половине ХХ  – начале ХХI в.

Во-вторых, учет силы лидерства на примере школы предпринимательства Й. Шумпетера показывает, что в ней в качестве ключевого фактора успеха в бизнесе рассматривает персонифицированное руководство, означающее сочетание в руководителе не только обязанностей формального лидера, но и качеств неформального лидера, что полностью укладывается в требования принципа первого руководителя в менеджменте.

В-третьих, резюмируя роль фигуры лидера в бизнесе, рассматриваемую в школе предпринимательства Й. Шумпетера, как персонифицированное руководство лидером, можно сделать вывод о том, что к ней также нужно относиться взвешенно: избегая приписывания всех стратегических заслуг бизнес-организации ее руководителю как лидеру (когда короля делает свита), с одной стороны, и недооценки значения личности бизнес-организации, с другой стороны.

В-четвертых, результаты анализа черт обобщенного притягательного портрета личностных качеств руководителя в бизнесе, описанного на основе работ У. Бомола, Л. Бузеница и Дж. Барни,  Д. Макклеланда, О. Коллинза и Д. Мура, Г. Стивенсона и Д. Гамперта позволили выявить достоинства и недостатки этих черт.

В-пятых, в качестве позитивных черт обобщенного притягательного портрета личностных качеств руководителя в бизнесе следует выделить:

− жесткость и прагматичность, обеспечивающие выдерживание лидером курса на достижение цели на всех этапах развития;

− стремление к самореализации, обеспечивающее нацеленность лидера на успех;

− возрождение после крушения надежд обеспечивает умение лидера преодолевать стрессовые ситуации;

− проецирование мучающих лидера проблем на бизнес свидетельствует о его умении сфокусировать усилия;

− нацеленность лидера на преодоление кризиса воодушевляет коллектив, следующий за лидером;

− умение лидера делать правильные расчеты – залог принятия рациональных управленческих решений;

− мышление лидера как предпринимателя в цепочке «возможности – ресурсы» благоприятно сказывается на его ориентации на постоянный поиск открывающихся рыночных возможностей;

− постоянное отслеживание внешних изменений позволяет лидеру постоянно быть в рыночном тренде;

− лидеры умеют очень быстро распознавать благоприятные возможности и использовать их за счет революционных действий, что обеспечивает компании достижение конкурентных преимуществ;

− субъективизм лидера в случае правильного принятия решения за счет его неординарности (креативности) может сулить уверенную победу над конкурентами.

Следовательно, рассматривая роль фигуры лидера в бизнесе с позиций школы предпринимательства Й. Шумпетера, можно сделать вывод о целесообразности использования положений этой школы в части учета силы лидерства при формировании и реализации стратегии развития компании в современных условиях.

 

References

1. Adizes I. 1979. Organizational passages - diagnosing and treating lifecycle problems institutionalization. Academy of Management Journal 22 (3): p. 437-457.

2. Baumol, W. J. ≪Entrepreneurship in Economic Theory.≫ American Economic Review (58, May 1968: 64-71).

3. Busenitz, L. W., and Barney, J. B. ≪Differences Between Entrepreneurs and Managers in Large Organizations: Biases and Heuristics in Strategic Decision-Making.≫ Journal of Business Venturing (12, 1997: 9-30).

4. Chandler, Alfred D., Strategy and Structure: Chapters in the History of the American Industrial Enterprise. Cambridge, MA: MIT Press. 1962/1998.

5. Chemers M. An integrative theory of leadership. - Lawrence Erlbaum Associates, Publishers, 1997.

6. Child John «Organisational structure, environment and performance: the role of strategic choice» (1972)

7. Churchill N., Lewis V. The Five Stages of Small Business Growth // Harvard Business Review. 1983. Vol. 61. N 3. P. 30-50.

8. Collins, O., and Moore, D. G. The Organization Makers (New York: Appleton-Century-Crofts, 1970).

9. Danco L. (2013) A tribute to a family business legend / Forbes, 13.02.2013. https://www.forbes.com/sites/aileron/2013/02/13/a-tribute-to-a-family-business-legend-dr-leon-danco/?sh=74d406256f05.

10. Downs A. The life cycle of bureaus. In: Downs L. inside Bureaucracy. Little, Brown and Company: San Francisco, CA; p.296-309, 1967.

11. Flamholtz E. G. 1986. Managing The Transition From An Entrepreneurship To A Professionally Managed Firm. Jossey-Bass: San Francisco, CA.

12. Galbraith J. 1982. The stages of growth. Journal of Business Strategy 3 (1): 70-79.

13. Greiner L.E. 1972. Evolution and revolution as organizations grow. Harvard Business Review 50 (4): p. 37-46.

14. Greiner, L. Evolution and Revolution as Organizations Grow / L. Greiner // Harward Business Review. - 1998. - P. 1-11.

15. Hanks S.H. The Organization Life Cycle: Integrating Content and Process // Journal of Small Business Strategy. - 1990. - № 1. - P. 1-13.

16. Hoy F. 2006. The complicating factor of life cycles in corporate venturing. Entrepre-neurship: Theory and Practice 30 (6): 831-836.

17. Katz D., Kahn R.L. 1978. The Social Psychology of Organizations. Wiley: N. Y.

18. Kazanjian R.K. 1988. Relation of dominant problems to stages of growth in technology-based new ventures. Academy of Management Journal 31 (2): 257-279.

19. Kimberly J.R., Miles R.H. 1980. The Organizational Life Cycle. Jossey-Bass: San Francisco: CA.

20. Lester D. L. Organizational Life Cycle : A Five-Stage Empirical Scale / D. L. Lester, J. A. Parnell, A. Carraher // The International of Organizational Analysis. - 2003. -Vol. 11. - N 4. - P. 339-354.

21. Lipman-Blumen, Jean. The Allure of Toxic Leaders: Why We Follow Destructive Bosses and Corrupt Politicians--and How We Can Survive Them. - Oxford University Press, 2004.

22. Lyden F. 1975. Using Parsons’ functional analysis in the study of public organizations. Administrative Science Quarterly 20(1): p. 59-70.

23. Markwell, Donald. Instincts to Lead: On Leadership, Peace, and Education. - Connor Court: Australia, 2013.

24. McClelland, D. C. The Achieving Society (Princeton, NJ: D. Van Nostrand, 1961).

25. Miles R. E., Snow C. C. Organizational Strategy, Structure and Process. N. Y.: McGraw-Hill, 1978.

26. MillerD., FriesenP. H. 1984. A longitudinal study of the corporate life cycle. Management Science 30 (10): 1161-1183.

27. Pumpin S. Prange J. Management der Unternehmensentwicklung. - Frankfurt / New York, 1991 P. 125.

28. Quinn R. E., Cameron K. 1983. Organizational life cycles and shifting criteria of effectiveness: Some preliminary evidence. Management Science 29 (1): 33-51.

29. Scott B.R., Bruce R. Five Stages of Growth in Small Business // Long Range Planning. 1987. Vol. 20. N 3. P. 45-52.

30. Scott V.R. 1971. Stages of Corporate Development - Part 1. Case No. 9-371-294. Intercollegiate Case Clearing House: Boston, MA.

31. Smith K.G., Mitchell T.R., Summer C.E. Top level management priorities in different stages of organizational life cycle // Academy of Management Journal. 1985. Vol. 28. # 4. P. 799-820.

32. Stevenson, H. H., and Gumpert, D. E. ≪The Heart of Entrepreneurship.≫ Harvard Business Review (March-April 1985: 85-94).

33. Stogdill, R. M. Personal factors associated with leadership: A survey of the literature // Journal of Psychology: journal. - 1948. - Vol. 25. - P. 35-71.

34. Torbert W.R. 1974. Pre-bureaucratic and Post-bureaucratic stages of organization development. Interpersonal Development 5 (1): p. 1-25.

35. Afonin Yu.A., Orlova L.V. Professional'nye kachestva sovremennogo lidera-upravlenca: sociologicheskiy analiz. // Azimut nauchnyh issledovaniy: pedagogika i psihologiya. − 2015. − №3. − S. 59-62.

36. Bayazitov T.M. Liderstvo, strategiya i celi. https://www.quality.eup.ru/MATERIALY2/ldrstv.htm

37. Bendas T.V. Psihologiya liderstva: [teoriya i praktika] / T. V. Bendas. - Sankt-Peterburg [i dr.]: Piter, 2009. − 447 s.

38. Biggart N. Social'naya organizaciya i ekonomicheskoe razvitie // Ekonomicheskaya sociologiya. Moskva: T.2. − 2001, No 5.

39. Glazl F., Livehud B. Dinamichnoe razvitie predpriyatiya. Kak predpriyatiya-pionery i byurokratiya mogut: stat' effektivnymi: per. s nem. − Kaluga: Duhovnoe poznanie. 2000. − 264 s.

40. Daft, Richard L. Menedzhment / Richard L. Daft; [Per. s angl. V. Vol'skogo i dr. pod obsch. red. Yu.N. Kapturevskogo]. - 2. izd. - Sankt-Peterburg: Piter, 2001. − 829 s.

41. Erastova A.V., Cherkasova O.V. Liderstvo: uchebnoe posobie / A. V. Erastova, O. V. Cherkasova; Mordov. gos. un-t. - Saransk, 2015.

42. Kondrat'ev E.V. Sistemno-institucional'noe razvitie upravlencheskogo personala predpriyatiya: teoriya i effektivnost': monogr. / E.V. Kondrat'ev. - Penza: PGUAS, 2012. − 316 s.

43. Mincberg G. Struktura v kulake: sozdanie effektivnoy organizacii / Per. s angl. pod red. Yu. N. Kapturevskogo. - Sankt-Peterburg: Piter. 2004. 512 s.

44. Minekonomrazvitiya predskazalo 20 let stagnacii v ekonomike. https://www.rbc.ru/economics/20/10/2016/580881679a79476604f15ff6

45. Povarnicyna S., Emel'yanov E. Psihologiya biznesa. - Moskva: Dmitriy+Press, 1998.

46. Pochemu za 20 let Rossiya tak i ne pereshla ot stagnacii k razvitiyu. https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2019/10/08/813068-20-let-stagnatsii

47. Stiven R. Kovi. Liderstvo, osnovannoe na principah. − Moskva: Al'pina, 2009. − S. 302.

48. Tebekin A.V. Analiz sovremennyh social'no-ekonomicheskih aspektov na osnove modeli zhiznennogo cikla deprivacii Dzh.Devisa // Zhurnal sociologicheskih issledovaniy. − 2018. − T. 3. − №1. − S. 1-10.

49. Tebekin A.V. Vzglyad "nazad" kak fundament strategicheskogo razvitiya upravlyaemyh social'no-ekonomicheskih sistem. // Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Ekonomika i upravlenie. − 2021. − № 2 (54). − S. 123-137.

50. Tebekin A.V. Vzglyady Dzh.K. Gelbreyta na vlast' tehnostruktury i sovremennye realii. // Vestnik Tverskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Ekonomika i upravlenie. − 2017. − № 4. − S. 254-261.

51. Tebekin A.V. Vzglyady Dzh.K. Gelbreyta na sootnoshenie zainteresovannosti tehnostruktury v maksimizacii pribyli na kapital i v obespechenii prochnyh poziciy korporacii na rynke i segodnyashnie realii. // Marketing i logistika. − 2017. − № 6 (14). − S. 58-67.

52. Tebekin A.V. Menedzhment. Uchebnik / Moskva, 2015. Ser. Bakalavriat.

53. Tebekin A.V. Metody upravleniya organizaciey s ispol'zovaniem modeley sociologicheskih issledovaniy // Zhurnal sociologicheskih issledovaniy. − 2017. − T. 2. − № 3. − S. 1-12.

54. Tebekin A.V. O glubine krizisa 2020-go goda dlya mirovoy i nacional'noy ekonomik i putyah vyhoda iz nego. // Zhurnal ekonomicheskih issledovaniy. − 2020. − T. 6. − № 2. − S. 52-71.

55. Tebekin A.V. Prognoz razvitiya rossiyskoy ekonomiki na period do 2030-go goda // Transportnoe delo Rossii. − 2020. − № 6. − S. 45-50.

56. Tebekin A.V. Strategicheskiy menedzhment. Uchebnik / Moskva, 2020. Ser. 68 Professional'noe obrazovanie (2-e izd., per. i dop.).

57. Tebekin A.V. Strategicheskoe upravlenie personalom. − Moskva, 2020.

58. Tebekin A.V. Tektonicheskie sdvigi v sovremennyh vzglyadah na vlast' tehnostruktury v biznese otnositel'no vzglyadov Dzh.K. Gelbreyta s poziciy ekonomicheskoy teorii. // Mir sovremennoy nauki. − 2017. − № 2 (42). − S. 38-43.

59. Tebekin A.V. Tektonicheskie sdvigi v sovremennyh vzglyadah na planirovanie raboty korporacii tehnostrukturoy otnositel'no vzglyadov Dzh. K. Gelbreyta. // Strategii biznesa. − 2017. − № 11 (43). − S. 20-24.

60. Tebekin A.V. Tektonicheskie sdvigi vo vzglyadah na istochniki vlasti v biznese otnositel'no vzglyadov Dzh. K. Gelbreyta s poziciy ekonomicheskoy teorii Strategii biznesa. − 2017. − № 6 (38). − S. 3-7.

61. Tebekin A.V. Teoriya menedzhmenta. A.V. Tebekin. − Moskva, 2016. Ser. Bakalavriat.

62. Tebekin A.V. UPravlenie personalom. Uchebnoe posobie / Moskva, 2020. Ser. 68 Professional'noe obrazovanie (1-e izd.)

63. Tebekin A.V. Upravlenie strategiey biznesa organizacii na osnove modeli zhiznennogo cikla Dzh. Gardnera. // Strategii biznesa. − 2018. − № 5 (49). − S. 3-10.

64. Tebekin A.V., Kasaev B.S. Menedzhment organizacii. Uchebnik / A.V. Tebekin, B.S. Kasaev. Moskva, 2014. (4-e izdanie)

65. Tolstoy L.N. Voyna i mir. - Moskva: Eksmo, 2020. V 4-h tomah.

66. Upravlenie personalom. Pod red. T.Yu. Bazarova, B.L. Eremina. - 2-e izd., pererab. i dop. − Moskva: YuNITI, 2002. − 560 s.

67. Sheyn E.X. Organizacionnaya kul'tura i liderstvo. - Sankt-Peterburg: Piter. 2002. − 336 s.

68. Shtompka P. Sociologiya social'nyh izmeneniy. − Moskva: Aspekt Press, 1996. - 416 s.

69. Yang, Rob. Liderstvo v komandah: sozdanie komandy, razreshenie konfliktov, poluchenie zhelaemyh rezul'tatov v hode komand. raboty / Rob Yang; [per. s angl. N. A. Novikova]. − Moskva: HIPPO, 2004 (OAO Tip. Novosti). - 122 s.

70. Channon D. Strategy and Structure in British Enterprise. Boston: Harvard University Press, 1973.

Login or Create
* Forgot password?