ОСОБЕННОСТИ ПРАВОВОГО СТАТУСА ОРГАНИЗАЦИЙ, СОЗДАННЫХ НА ОСНОВАНИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЗАКОНОВ, И ОРГАНИЗАЦИЙ, СОЗДАННЫХ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАЧ, ПОСТАВЛЕННЫХ ПЕРЕД ФЕДЕРАЛЬНЫМИ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Рассматриваются особенности правового статуса организаций, в отношении должностных лиц которых законодательство о противодействии коррупции предусматривает дополнительные антикоррупционные меры, такие же, какие применяются в отношении государственных служащих. Правовой статус соответствующих организаций различен. Объединяющим началом для них является, по сути, лишь Федеральный закон «О противодействии коррупции», в соответствии с которым круг организаций, наиболее значимых для государства и общества с точки зрения коррупционных рисков, определяется путем утверждения государственными органами перечней конкретных юридических лиц. Дается критическая оценка практики утверждения подобных перечней, ибо такое определение организаций является произвольным и нарушает конституционный принцип равенства всех перед законом и судом. Предлагается определить в антикоррупционном законодательстве категории юридических лиц, наиболее значимых для государства и общества с точки зрения коррупционных рисков.

Ключевые слова:
Юридические лица, правовой статус, перечни юридических лиц, категории юридических лиц, антикоррупционное законодательство.
Текст

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» распространяет ряд антикоррупционных правовых механизмов не только на государственных служащих, но и на должностных лиц организаций, созданных на основании федеральных законов, и организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами. 

При этом законодатель исходит из того, что правовое положение должностных лиц соответствующих организаций сопряжено с повышенными коррупционными рисками, которые предопределены особенностями правового статуса таких организаций. Не являясь  органами государственной власти или иными государственными органами, такие организации  по своему правовому положению с точки зрения законодателя приближаются к ним и нуждаются в установлении антикоррупционных мер, аналогичных тем, которые вводятся в отношении государственных органов.

Закон о противодействии коррупции к таким организациям относит следующие юридические лица:

1) государственные корпорации, Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, иные организации, создаваемые Российской Федерацией на основании федеральных законов;

2) организации, создаваемые для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами.

По действующему законодательству указанные организации относятся к различным видам и организационно-правовым формам юридических лиц (государственные корпорации, фонды, учреждения, унитарные предприятия, акционерные общества и т. д.), а объединяющим началом для них является, по сути, лишь Федеральный закон о противодействии коррупции, который путем простого перечисления (непосредственно в Законе или в перечнях, принимаемых в соответствии с ним федеральными государственными органами) относит отдельные юридические лица к организациям, в отношении должностных лиц которых законодатель устанавливает дополнительные антикоррупционные меры.

Правовой статус соответствующих организаций совершенно различен. Так, правовое положение государственных корпораций регулируется Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и специальными федеральными законами, посвященными созданию конкретных государственных корпораций: Агентства по страхованию вкладов, Внешэкономбанка, Росатома, Ростехнологий, Олимпстроя, Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.  При этом государственные корпорации являются некоммерческими организациями, имущество которых формируется за счет Российской Федерации, но принадлежит им на праве собственности, а правовой статус каждой корпорации настолько индивидуален, что это потребовало принятия специальных федеральных законов о каждой из них.

 

Список литературы

1. Гутников О. В. Оптимизация видов юридических лиц в соответствии с потребностями гражданского оборота // Институты гражданского права и модернизация экономики. Матер. V Ежегодных научных чтений памяти профессора С. Н. Братуся. М., 2011.

2. Клеандров М. И. Право собственности государственных корпораций: некоторые вопросы // Вещные права: система, содержание, приобретение: сб. науч. тр. в честь проф. В. Б. Хаскельберга. М., 2008.

3. Концепция развития гражданского законодательства Российской Федерации / вступ. ст. А. Л. Маковского. М., 2009.

4. Сенчищев В. И. Государственные корпорации // Юридические лица в гражданском праве / отв. ред. В. Н. Литовкин, О. В. Гутников. М., 2011.

Войти или Создать
* Забыли пароль?