FEATURES OF LEGAL STATUS OF ORGANIZATIONS, ESTABLISHED PURSUANT TO FEDERAL LAWS, AND ORGANIZATIONS, ESTABLISHED FOR FULFILLMENT OF TASKS, ASSIGNED TO FEDERAL STATE BODIES
Abstract and keywords
Abstract (English):
The article discusses the features of the legal status of organizations against officials whose legislation against corruption provides additional anti-corruption measures are the same as apply to public servants. Concludes that the legal status of the organizations concerned are completely different. Rallying point for them is essentially only the Federal Law "On Combating Corruption", according to which range of organizations, the most significant for the state and society in terms of corruption risks, determined by government approval lists of specific legal entities. The article provides a critical assessment practices of approving lists of organizations that have special importance for the state and society in terms of corruption risks. This practice is discriminatory and violates the constitutional principle of equality before the law and the courts. In the anti-corruption legislation is proposed to define the categories of legal entities which are most significant for the state and society in terms of corruption risks. In determining relevant categories of legal entities must treat them not only organizations which have the legal relationship with the Russian Federation, but also other organizations, which in terms of corruption risks are of particular importance for society and the state. These organizations are invited to refer seven categories of legal entities.

Keywords:
Legal entities, legal status, lists of entities, categories of legal persons, anti-corruption legislation.
Text

Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» распространяет ряд антикоррупционных правовых механизмов не только на государственных служащих, но и на должностных лиц организаций, созданных на основании федеральных законов, и организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами. 

При этом законодатель исходит из того, что правовое положение должностных лиц соответствующих организаций сопряжено с повышенными коррупционными рисками, которые предопределены особенностями правового статуса таких организаций. Не являясь  органами государственной власти или иными государственными органами, такие организации  по своему правовому положению с точки зрения законодателя приближаются к ним и нуждаются в установлении антикоррупционных мер, аналогичных тем, которые вводятся в отношении государственных органов.

Закон о противодействии коррупции к таким организациям относит следующие юридические лица:

1) государственные корпорации, Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, иные организации, создаваемые Российской Федерацией на основании федеральных законов;

2) организации, создаваемые для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами.

По действующему законодательству указанные организации относятся к различным видам и организационно-правовым формам юридических лиц (государственные корпорации, фонды, учреждения, унитарные предприятия, акционерные общества и т. д.), а объединяющим началом для них является, по сути, лишь Федеральный закон о противодействии коррупции, который путем простого перечисления (непосредственно в Законе или в перечнях, принимаемых в соответствии с ним федеральными государственными органами) относит отдельные юридические лица к организациям, в отношении должностных лиц которых законодатель устанавливает дополнительные антикоррупционные меры.

Правовой статус соответствующих организаций совершенно различен. Так, правовое положение государственных корпораций регулируется Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» и специальными федеральными законами, посвященными созданию конкретных государственных корпораций: Агентства по страхованию вкладов, Внешэкономбанка, Росатома, Ростехнологий, Олимпстроя, Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства.  При этом государственные корпорации являются некоммерческими организациями, имущество которых формируется за счет Российской Федерации, но принадлежит им на праве собственности, а правовой статус каждой корпорации настолько индивидуален, что это потребовало принятия специальных федеральных законов о каждой из них.

 

References

1. Gutnikov O. V. Optimizatsiya vidov yuridicheskikh lits v sootvetstvii s potrebnostyami grazhdanskogo oborota. Instituty grazhdanskogo prava i modernizatsiya ekonomiki. Mater. V Ezhegodnykh nauchnykh chteniy pamyati professora S. N. Bratusya. M., 2011.

2. Kleandrov M. I. Pravo sobstvennosti gosudarstvennykh korporatsiy: nekotorye voprosy. Veshchnye prava: sistema, soderzhanie, priobretenie: sb. nauch. tr. v chest´ prof. V. B. Khaskel´berga. M., 2008.

3. Kontseptsiya razvitiya grazhdanskogo zakonodatel´stva Rossiyskoy Federatsii / vstup. st. A. L. Makovskogo. M., 2009.

4. Senchishchev V. I. Gosudarstvennye korporatsii. Yuridicheskie litsa v grazhdanskom prave / otv. red. V. N. Litovkin, O. V. Gutnikov. M., 2011.

Login or Create
* Forgot password?