О ТЕМАТИЧЕСКОМ НОМЕРЕ «ПОЛИТИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ТЕМ В МЕДИА»
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Тематический номер журнала посвящен проблемам политизации социально значимых тем в медиапространстве и в конечном итоге затронул весьма широкий и разноплановый спектр вопросов, которые, тем не менее вращаются вокруг роли СМИ и социальных медиа в современной политике. В данном контексте политизация интерпретируется как процесс вовлечения неполитических проблем в политическую коммуникацию. Именно поэтому выбор обсуждаемых в СМИ политических проблем способен раскрыть суть политического режима в конкретной стране, выявить адекватность политических институтов запросам общества и оценить эффективность политического управления. Большинство статей носят характер эмпирических исследований, в которых исследуются важные проблемы современных политических коммуникаций в России и за рубежом. Спектр исследовательских методик также весьма обширен и включает в себя опросы, анкетирование, фокус-группы, контент-анализ, дискурс-анализ, кейс-стади и т.п. Вслед за проблемой «политизации» среди наиболее важных концепций следует выделить идеи «медиаграмотности», «сетевого лидерства», «политической мобилизации», «персонификации политики», «корпоративного гражданства» и др. Исследования показывают, что социальные медиа стали важным фактором политизации социально значимых тем. Данный тематический номер ориентирован на специалистов в области прикладной политологии и политической коммуникации.

Ключевые слова:
политизация, политический PR, связи с общественностью, политическая коммуникация, политическая реклама, СМИ, социальные медиа
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Текущий номер журнала «Журнал политических исследований» посвящен актуальным проблемам политизации социально значимых тем в современном медиапространстве. Собственно все статьи тематического выпуска стали развитием докладов, сделанных во время работы одноименной секции в рамках ежегодного форума «Медиа в современном мире. Петербургские чтения» (1 июля 2021 г.). Собранные в номере статьи сложно сгруппировать в отдельные блоки, но все они так или иначе связаны с ролью СМИ и социальных медиа в современной политике. Политизация в этом контексте интерпретируется как процесс вовлечения неполитических проблем в политическую коммуникацию.

Как справедливо отмечает М.В. Данилов, сущность феномена политизации заключается в привнесении «в процедурные аспекты политики некоего содержательного контента. Политизация наполняет рутинные политические процедуры, такие как партийные съезды, выборы, политическую конкуренцию, реальным содержанием» [6]. Тогда как объектами политизации могут выступать самые разные области общественной жизни: экономические проблемы, конфессиональные отношения, вопросы этнической принадлежности, военные конфликты и т.п. В отечественной специальной литературе очень большое внимание уделяется, в первую очередь, проблеме политизации этничности, особенно в связи с процессами на постсоветском пространстве [4]. Набор обсуждаемых в СМИ политических проблем способен многое (если не все) сказать о политическом режиме в конкретной стране, адекватности политических институтов запросам общества и эффективности политического управления.

В данном номере внимание исследователей было сфокусировано на политизации социально значимых тем в СМИ и социальных медиа. Разумеется, СМИ и социальные медиа в процессах политизации, чаще всего, выступают в качестве субъектов, выполняя, в зависимости от конфигурации политической системы, конструктивную или деструктивную роль [7]. При этом, сами СМИ и социальные медиа могут стать объектами политизации в условиях актуализации принципов регулирования их деятельности.

Исследования тематического номера фокусируются преимущественно на прикладных аспектах политизации за исключением первых двух статей, которые направлены на выявление и разработку фундаментальных теорий функционирования современной медиасферы. В первой статье поднимается проблема медиаграмотности, которая, согласно выводам авторов, значительно лучше «объясняет медиаэффекты и политическое поведение, чем социально-демографический профиль респондентов» [3]. В следующей статье номера В.А. Ачкасова и Ю.А. Добровольская исследуют феномен сетевого лидерства, который в широких кругах получил известность под именем «инфлюэнсеров» [2].

Очень актуальной проблемой в последние годы стала политизация молодежи в протестную деятельность через социальные медиа. В статье А.Ю. Гарбузняк приводятся свежие данные об онлайн-поведении участников протестов января и апреля 2021 г., включая уникальные факты об использовании социальной сети Tik-Tok [5]. Большой уникальностью исследованных данных отличается также и статья Л.В. Шарахиной, в которой исследуется реакция крупнейших корпораций России на кризис, связанный с развитием пандемии коронавируса COVID-19 [11]. В статье А.И. Рафикова политизация социально значимых тем анализируется на материалах рекламных коммуникаций из ряда предвыборной агитации [9]. Ю.Д. Ахмедова изучает проблему персонификации современной политической коммуникации на примере прошедших в сентябре 2021 г. выборов в Законодательное собрание Санкт-Петербурга [1]. Наконец, в единственной работе с международным акцентом Д.А. Сорокин исследует причины и механизмы политизации спора о существовании македонского языка, что указывает на развитие исследуемых явлений в международных отношениях [10]. Статья А.О. Зиновьева обращается к весьма важной проблеме революционной политизации, которая в рамках контекста кризиса государственного управления превращается в феномен «революционного невроза» [8].

Перечисленный круг исследований подтверждает идею о том, что содержанием политизированной коммуникации может стать широчайший круг вопросов: от пандемии до национального языка. Коммуникативные инструменты и приемы также весьма разнообразны, хотя в последние годы наметился очевидный тренд к тотальной цифровизации.

Список литературы

1. Ахмедова Ю.Д. Персонификация современной политической коммуникации // Журнал политических исследований. − 2021. − Т. 5. − № 4.

2. Ачкасова В.А., Добровольская Ю.А. Сетевое лидерство: к вопросу о механизме политической мобилизации // Журнал политических исследований. − 2021. − Т. 5. − № 4.

3. Быков И.А., Медведева М.А. Значение медиаграмотности для политической коммуникации в России // Журнал политических исследований. − 2021. − Т. 5. − № 4.

4. Волкогонова О.Д., Полунов А.Ю. Политизация этничности в современной Украине: русская диаспора и межнациональные отношения в Крыму // Россия и современный мир. − 2008. − № 2. − С. 144-163.

5. Гарбузняк А.Ю. Онлайн-поведение пользователей новых медиа в преддверии массовых уличных протестов в России в январе и апреле 2021 года // Журнал политических исследований. − 2021. − Т. 5. − № 4.

6. Данилов М.В. Явление «политизации» в современном обществе: постановка исследовательской проблемы // Известия Саратовского университета. Серия «Социология. Политология». − 2009. − № 1. − С. 92-96.

7. Евдокимов В.А. Роль средств массовой информации в политизации социального конфликта. Дисс… доктора политических наук. Екатеринбург. − 2007. − 270 с.

8. Зиновьев А.О. Феномен революционной политизации и коммуникационная рациональность государства // Журнал политических исследований. − 2021. − Т. 5. − № 4.

9. Рафиков А.И. Политизация социально значимых тем в рекламных коммуникациях // Журнал политических исследований. − 2021. − Т. 5. − № 4.

10. Сорокин Д.А. Македонский язык как объект межгосударственного спора // Журнал политических исследований. − 2021. − Т. 5. − № 4.

11. Шарахина Л.В. Корпорация-гражданин в политическом дискурсе в условиях пандемии // Журнал политических исследований. − 2021. − Т. 5. − № 4.

Войти или Создать
* Забыли пароль?