В данной статье представлен пример проектирования учебного процесса в новой информационной образовательной среде: использование возможностей, методов, форм и средств обучения, характерных для этой среды, видов учебной деятельности студентов, обеспечивающих получение ожидаемых результатов.
проектирование, информационная образовательная среда, информационно-коммуникационные технологий.
В стратегическом плане развития Республики Казахстан до 2020 г., утвержденном 1 февраля 2010 г. Указом Президента РК Н. А. Назарбаевым, определена ориентация на дальнейшую информатизацию всей системы образования и массовое внедрение электронного обучения. Электронное обучение названо приоритетным направлением кардинальной модернизации образования в целях повышения потенциала человеческих ресурсов в Государственной программе развития образования на 2011-2020 гг.
Стратегия развития образования XXI в. ориентирована на подготовку выпускников вузов, принципом которых должно стать «обучение через всю жизнь» на основе мобильного информационно-коммуникационного взаимодействия в открытом информационно-образовательном пространстве. Платформой их подготовки в стенах вуза является новая информационная образовательная среда, которая предполагает готовность преподавателей и студентов работать в условиях использования средств информационно-коммуникационных технологий и стремление на получение новых образовательных результатов, направленных на развитие личности обучаемых.
Как показывает практика, преподаватель в своей профессиональной деятельности использует средства информационно-коммуникационных технологий для повышения эффективности учебного процесса в рамках традиционных целей и содержания обучения, что не дает новых образовательных результатов, приводящих к модернизации образования. Как отмечено, «…такой подход, связанный с использованием электронных образовательных ресурсов в рамках традиционной модели обучения, не в состоянии в полной мере реализовать значительный дидактический потенциал этих средств, а главное — не позволяет рассчитывать на получение принципиально новых образовательных результатов. Электронные образовательные ресурсы и построенные на их основе новая образовательная среда окажут принципиальное воздействие на процесс и результаты обучения лишь в том случае, если они будут включены в новую модель образовательного процесса. Иначе, как небезосновательно утверждают некоторые исследователи, в традиционном образовании формирующая новая образовательная среда будет больше препятствовать, чем способствовать формированию новых образовательных результатов и развитию ключевых компетентностей обучаемых…» [1].
1. Основы общей теории и методики обучения информатике: учебное пособие/ под ред. А.А. Кузнецова. - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. - 207 с.
2. Чернобай Е.В. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде: пособие для учителей общеобразовательных учреждений/ Е.В.Чернобай. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2013. - 56 с.