Россия
Россия
ВАК 08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством
УДК 60 Прикладные науки. Общие вопросы
ГРНТИ 06.01 Общие вопросы экономических наук
ГРНТИ 06.52 Экономическое развитие и рост. Прогнозир-ние и планирование экономики. Экономич. циклы и кризисы
Исследования проводили с целью оценки и прогнозирования факторов продуктивности российского зернового производства в контексте происходящих территориально-отраслевых структурных изменений. Методология исследования включала ретроспективную оценку производства основных зерновых культур в ключевых зернопроизводящих зонах страны. Выявление тенденций и трендов осуществляли с использованием методов нелинейной динамики. Временной период исследования охватывает 1990–2020 гг. Расчеты показывают, что в целом по России при сохранении существующих тенденций к 2030 г. возможен стабильный рост урожайности зерновых и зернобобовых культур. Максимальные темпы ее увеличения ожидаются для ржи (в 1,9 раз больше средних показателей), гречихи (в 1,5 раза) и кукурузы (1,3). На уровне средних значений прогнозируется рост урожайности пшеницы и ячменя. Значительную часть структуры зернового производства с тенденциями роста, вероятнее всего, будут составлять пшеница (озимая и яровая), ячмень и кукуруза на зерно. Лидирующими по производству зерна должны быть Южный, Центральный, Поволжский, Сибирский и Северо-Кавказский федеральные округа. Наиболее вероятно сохранение тенденции роста основных показателей продуктивности зернового производства России. При сохранении текущих достаточно высоких темпов роста урожайности зерновых и зернобобовых культур в целом по России к 2030 г. можно ожидать валового сбора зерна до 170 млн т. Даже если проводить расчеты на основе среднемировых темпов роста урожайности (1,8…2,2 % за 1961–2018 гг.), при сохранении современной посевной площади (48 млн га) к 2030 г. он составит не менее 150 млн т (в целевых индикаторах Стратегии заложено 124,3 млн т). Увеличение спроса на зерно на мировом рынке должно привести к росту доли пшеницы в структуре зернового производства России и резкому расширению специализированных зон производства кукурузы на зерно
зерновое производство, агропромышленный комплекс, федеральный округ, экспорт, прогнозирование
Введение. Россия на сегодняшний день один из признанных лидеров глобального рынка зерна:
нашей стране принадлежит около 40 % мировой площади черноземных почв [1];
по данным ФАО (Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций), в 2019 г. посевная площадь пшеницы (озимой и яровой) в России, по отношению к мировой, составила 12,75 % (27,6 млн га в РФ к 216 млн га в мире) [2];
в 2016 г. наша страна вернула титул мирового экспортера пшеницы №1.
Согласно целевым показателям Стратегии развития зернового комплекса Российской Федерации до 2035 г. валовой сбор зерновых и зернобобовых культур за 2020–2035 гг. должен увеличиться на 26,9 %, достигнув отметки 140 млн т, в то время как объем внутреннего потребления за тот же период должен возрасти лишь на 7,8 % [1]. Такие высокие темпы роста свидетельствуют об интенсивном развитии зернового производства в регионах России, включающем как расширение посевных площадей, так и мероприятия, направленные на повышение урожайности.
Между тем, ряд современных специалистов утверждают, что активный рост зернового производства в последние шесть лет в нашей стране во многом имел восстановительный характер: действующие зернопроизводители при поддержке государства смогли обновить материально-техническую базу, воспользоваться достижениями селекции и агрохимии, получить доступ к современной логистической инфраструктуре и системам хранения зерна и благодаря этому увеличить урожайность [3, 4, 5]. В этой связи дальнейший рост показателей зернового производства страны возможен экстенсивным (введение в оборот новых земель) и/или интенсивным (использование новых агро-биотехнологий) путем. Введение в хозяйственный оборот неиспользуемых земель сельхозназначения чаще всего связано с большими государственными и частными инвестициями (в инженерную и транспортно-логистическую инфраструктуру, мелиорацию и др.), а потому имеет локальный характер применения. Использование новых технологий в зерновом производстве за последние годы также достигло насыщения. Так, в работе [6] указано, что в современных условиях Россия достигла пика урожайности зерновых культур, и ее дальнейший рост связан с изменением климата. При этом, например, расчетные данные по Алтайскому краю предполагают вероятным сценарий снижения урожайности на 5,3…7,6 ц/га в связи с уменьшением количества осадков [7]. Стоит отметить, что с аналогичными проблемами интенсификации зернового производства столкнулись и другие постсоветские страны, например, Казахстан [8].
Прогнозирование развития зерновой подотрасли в России должно опираться не только на мировые тренды, но и учитывать изменения, происходящие внутри национального агропромышленного комплекса, оценивать резервы роста продуктивности.
Цель исследования – оценка и прогнозирование факторов продуктивности российского зернового производства в контексте происходящих территориально-отраслевых структурных изменений.
Условия, материалы и методы. Определение перспектив целесообразно начинать с анализа исторически сложившейся производственной базы. Методология исследования включает ретроспективную оценку производства основных зерновых и зернобобовых культур в ключевых зернопроизводящих зонах страны и проведение на их основе прогнозных расчетов показателей продуктивности. Объектами исследования выступали федеральные округа Российской Федерации, в которых производят зерновые и зернобобовые культуры.
Для прогнозной оценки использовали данные Росстата [9, 10], экспертно-аналитического центра агробизнеса «АБ-Центр» [11], статистические данные и экспертные прогнозы специалистов ФАО [12, 13]. Выявление тенденций и трендов осуществляли с применением методов нелинейной динамики. Использованы графические инструменты из пакета Microsoft Excel. Временной период исследования охватывает 1990–2020 гг. Для удобства визуализации в таблицах с данными представлены спарклайны (инфолинии).
Результаты и обсуждение. Зерновое производство – основная отрасль растениеводства агропромышленного комплекса Российской Федерации. На долю зерновых культур приходится около двух третей посевной площади в стране.
Согласно открытым данным [14], ключевые показатели продуктивности зернового производства России по итогам 2020 г. выглядят следующим образом:
объем валового сбора зерновых и зернобобовых культур – 130 млн т, в том числе пшеница (озимая и яровая) − 74,5 млн т, ячмень (озимый и яровой) – 20,5 млн т, рожь (озимая и яровая) – 1,4 млн т, овес − 4,1 млн т, кукуруза на зерно − 13,7 млн т, рис – 1,1 млн т, прочие зерновые (просо, сорго, тритикале, гречиха) – 1,6 млн т, зернобобовые (горох, чечевица, вика и др.) − 3,4 млн т;
площадь посевов зерновых и зернобобовых культур – 47,9 млн га, средняя урожайность – 28,9 ц/га.
Наибольшая доля в структуре посевных площадей [15] в стране среди зерновых и зернобобовых культур в 2020 г. приходилась на пшеницу (озимую и яровую) – 36,8 %, далее следовали ячмень и подсолнечник (10,7 % и 10,6 % соответственно), замыкали список кукуруза на зерно – 3,6 %, соя – 3,6 % и овес – 3,1 %.
Анализ динамики средней урожайности зерновых и зернобобовых культур в России с 1990 г. по 2020 г. свидетельствует, что максимальный ее прирост характерен для риса – 81,6 % (табл. 1), сбор зерна которого варьирует от 23,4 ц/га (1997 г.) до 58,3 ц/га (2020 г.). На втором месте – кукуруза (прирост 61,3 %), далее – гречиха (47,3 %) и пшеница (41,9 %). Самая низкая урожайность пшеницы зафиксирована в 1995 г. (13,5 ц/га), максимальная за период исследований – в 2017 г. (31,2 ц/га).
С 1990 г. по 1999 г. наблюдалось уменьшение урожайности зерновых и зернобобовых культур до 16,6 ц/га. Начиная с 2000 г. можно отметить тенденцию роста средней величины этого показателя. Максимум был достигнут в 2020 г. и составил 32,4 ц/га. В сравнении с 1990 г., урожайность всех видов зерновых и зернобобовых культур в 2020 г. возросла на 46,7 %, только сбор зерна проса с единицы площади уменьшился на 10,5 %.
По сравнению с 2000 г., урожайность кукурузы к 2020 г. возросла практически в 2,5 раза. Наименьший прирост был отмечен у овса – 20,41 %. Для ржи, гречихи и риса урожайность в 2020 г. была рекордной.
По федеральным округам динамика основного показателя продуктивности зернового производства России – урожайности – была положительной (табл. 2). Максимальное ее увеличение за 2000–2020 гг. наблюдали в Северо-Западном (в 1,73 раза), Центральном (в 1,71 раз) и Дальневосточном (в 1,46 раза) федеральном округах. Самый низкий рост (без учета Северо-Кавказского округа, данные по которому в Росстате отсутствуют) отмечен в Сибирском и Уральском федеральных округах, где урожайность зерновых и зернобобовых культур повысилась на 14 и 19 % соответственно. Максимальную волатильность величины этого показателя наблюдали в Северо-Кавказском, Уральском и Сибирском округах, что свидетельствует о повышенных рисках ведения моноспециализированного растениеводства в этих макрорегионах. В целом по стране наблюдается стабильный рост урожайности зерновых и зернобовых культур, которая за последние пять лет не опускалась ниже 25 ц/га.
Более детально с использованием трех основных показателей (посевные площади, валовой сбор, урожайность) проанализируем производство пшеницы – ключевой зерновой культуры России. Ее посевные площади за два последних десятилетия расширились на 18 % (табл. 3), причем основной рост пришелся на последние пять лет (+11 %). Одновременно существенные изменения претерпело соотношение озимой и яровой пшеницы в структуре посевных площадей. Посевы озимой пшеницы стабильно расширяются (на 87 % за 2001–2019 гг.), в то время как площади, занятые яровой формой этой культуры, неуклонно сокращаются (- 19 % за тот же период).
При этом урожайность озимой пшеницы за 2001–2019 гг. выросла на 17 %, яровой – почти на 13 %, однако благодаря повышению доли озимой формы в структуре посевов общая величина этого показателя возросла на 25,7 %. В результате валовые сборы озимой пшеницы повысились на 119 %, а яровой сократились почти на 7 %. Общий валовой сбор пшеницы за исследуемый период вырос на 58 %.
Проведенные авторами прогнозные расчеты (инерционный сценарий) показывают, что при сохранении текущих достаточно высоких темпов роста урожайности зерновых и зернобобовых культур в целом по России к 2030 г. можно ожидать валового сбора зерна до 170 млн т. Даже если проводить расчеты на основе среднемировых темпов роста урожайности (1,8…2,2 % за 1961–2018 гг.) [1], при сохранении современной посевной площади (48 млн га) к 2030 г. он составит не менее 150 млн т (в целевых индикаторах Стратегии заложено 124,3 млн т). В этой связи намеченные разработчиками Стратегии развития зернового комплекса Российской Федерации показатели роста урожайности в 0,2 % в год выглядят вполне реалистично.
Кроме того, результаты расчетов авторов (инерционный сценарий) свидетельствуют, что в целом по России к 2030 г. ожидается стабильный рост урожайности зерновых и зернобобовых культур. Максимальные его темпы могут демонстрировать рожь (в 1,9 раз больше средних показателей среди всех зерновых и зернобобовых культур), гречиха (в 1,5 раза) и кукуруза (в 1,3 раза). На уровне средних значений ожидается рост урожайности пшеницы и ячменя, наименьшие темпы прогнозируются для овса (в 0,5 раза) и риса (в 0,2 раза).
Значительную часть структуры зернового производства с тенденциями роста в нашей стране будет по-прежнему занимать пшеница (озимая и яровая), ячмень и кукуруза на зерно. Наращиванию производства зерновых в России способствует усиление мирового спроса на их продукцию [8].
Лидирующие регионы России по производству зерна (по прогнозу до 2030 г.) – Южный, Центральный, Приволжский, Сибирский, Северо-Кавказский федеральные округа. При этом максимальные темпы роста урожайности возможны в Приволжском (в 2,5 раз выше средних по России) и Центральном (в 2 раза) округах. Выше среднего ожидается ее рост в Дальневосточном (в 1,5 раза) и Северо-Западном (1,3) округах. Темпы роста урожайности по Уральскому округу могут быть ниже средних по стране примерно на четверть, по Сибирскому федеральному округу – на треть. Наименьший ее прирост прогнозируется в Северо-Кавказском федеральном округе.
Выводы. Результаты проведенного анализа свидетельствуют, что рост продуктивности зерновой отрасли в России возможен только интенсивным путем. Потенциал вовлечения в оборот неиспользуемых земель сельхозназначения в 2020–2030 гг., согласно Стратегии развития зернового комплекса страны, оценивается лишь в 1,6 млн га.
Обозначенные в стратегических документах целевые ориентиры основных показателей продуктивности предполагают прирост урожайности зерновых и зернобобовых культур на 0,2 % в год, засеваемой площади – на 0,3 % в год, что в разы ниже имеющихся возможностей. Проведенные авторами расчеты показывают, что валовые сборы зерновых и зернобобовых культур за счет одних только факторов интенсификации производства имеют резерв, превышающий запланированные показатели к 2030 г., на 10,4…25,7 млн т. Процессы зерновой специализации на мировом рынке ведут к увеличению доли пшеницы в структуре зернового производства России и резкому расширению специализированных зон выращивания кукурузы на зерно.
При этом необходимо отметить, что достижение планового производства зерна и роста показателей продуктивности в отрасли в последующие годы будет обусловлено применением нового оборудования, семенного материала и методов обработки почвы с учетом изменения агрометеорологических условий в основных зонах выращивания зерновых культур.
Благодарность: Статья подготовлена по плану НИР ИЭОПП СО РАН, проект № 121040100279-5.
1. Долгосрочная стратегия развития зернового комплекса Российской Федерации до 2035 года, утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 10 августа 2019 г. № 1796-р. URL: http://government.ru/docs/37668/ (дата обращения: 13.07.2021).
2. Данные в области продовольствия и сельского хозяйства Наций. URL: https://www.fao.org/faostat/ru/#data/RL (дата обращения: 22.06.2021).
3. Are Russian wheat exporters able to price discriminate? Empirical evidence from the last decade / Z. Pall, O. Perkhozhuk, R. Teuber, et al. // Journal of Agricultural Economics. 2013. 64 (1). P. 177-196.
4. Study of the problems of sustainable development of rural territories / O.V. Kosenchuk, V.V. Aleshchenko, V.F. Stukach, et al. // International Journal of Economic Research. 2016. Vol. 13. № 6. P. 2391-2407.
5. Алещенко В.В., Алещенко О.А. Научно-инновационная сфера в реализации региональной кластерной политики // Вестник Казанского государственного аграрного университета. 2018. № 3 (50). С. 103-107.
6. Quantifying yield gaps in wheat production in Russia / F. Schierhorn, M. Faramarzi, A. Prishchepov, et al. // Environmental Research Letters. 2014. 9. 084017. URL: https://iopscience.iop.org/article/10.1088/1748-9326/9/8/084017/pdf (дата обращения: 22.06.2021).
7. Revealing the determinants of wheat yields in the Siberian breadbasket of Russia with Bayesian networks / A.V. Prishchepov, E.V. Ponkina, Z. Sun, et al // Land Use Policy. 2019. 80. P. 21-31.
8. Spatially varying impacts of climate change on wheat and barley yields in Kazakhstan / F. Schierhorn, M. Hofmann, I. Adrian, et al. // Journal of Arid Environment. 2020. 178. 104164.
9. Россия в цифрах. 2021: крат. стат. сб. M.: Росстат, 2021. 275 с.
10. Сельское хозяйство в России. 2019: стат.сб. M.: Росстат, 2019. 91 c.
11. Российский рынок сельхозсырья и продовольствия. Экспертно-аналитический центр агробизнеса «АБ-Центр». URL: https:// www.ab-centre.ru/ (дата обращения: 22.06.2021).
12. OECD-FAO Agricultural Outlook 2021-2030. Paris: OECD Publishing, 2021. URL: https://doi.org/10.1787/19428846-en (дата обращения: 22.07.2021).
13. The State of Agricultural Commodity Markets 2020. Agricultural markets and sustainable development: Global value chains, smallholder farmers and digital innovations. Rome: FAO Publ., 2020. URL: https://doi.org/10.4060/cb0665en (дата обращения: 22.07.2021).
14. Аналитическое исследование. Рынок зерна в России: крупнейшие производители зерновых культур (2021). URL: https://delprof.ru/press-center/open-analytics/rynok-zerna-v-rossii-krupneyshie-proizvoditeli-zernovykh-kultur/ (дата обращения: 22.06.2021).
15. Посевные площади сельскохозяйственных культур. ЕМИСС. URL: https://www.fedstat.ru/indicator/31328 (дата обращения 20.08.2021)