Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Объект. Законы и свойства системы в онтологическом и гносеологическом аспектах. Уровни методологии в анализе и синтезе предмета познания. Предмет исследования. Логическая решетка как исходное условие понимания и как финальная форма осмысления предмета познания в форме таблиц и системных моделей. Интеллектуальный цикл как структурно организованный процесс познания, представляющий последовательную цепь бинарных логико-топических звеньев всех способов мышления (дедукции, субдукции, едукции, продукции, индукции и традукции), развертывающихся по законам логической решетки. Сущность рассудочного, разумного и мировоззренческого (духовного) интеллекта. Логические акты мышления и их интеграция в топосы. Топосы и их интеграция в систему. Законы и свойства системы. Система и ее функциональные подсистемы вертикального и горизонтального типа. Цель. Определение сущности и принципов новой методологии, относящейся к традиционной, как «особенное» — к «общему». Построение методологического перехода: 1) от логики к топике, 2) от топики — к системному анализу. Установление законов и свойств системы в онтологическом и гносеологическом аспектах. Описание топосов как структурных элементов системы и ячеек системной симметрии. Теоретическое описание статьи. В статье рассматриваются сущность рассудочного интеллекта с доминантой логического и субдоминантой топического мышления; сущность разумного интеллекта, представляющего оборачивание ведущей роли топики, по отношению к подчиненному — логическому способу мышления; сущность мировоззренческого мышления, выражающегося в ведущей роли системного способа мышления и подчиненными логикотопическими способами мышления. Законы и свойства трехуровневой системы сознания (логика — топика — системный анализ; понятие — идея — системная картина предмета познания). Логическая решетка как начало, основа, регулятивный принцип и финальная ментальная схема в познавательной деятельности. Логико-топические циклы мышления и координируемые ими принципы системной интеграции результатов познавательной деятельности. Функциональные подсистемы в структуре системы. Вертикальные и горизонтальные функциональные подсистемы. Векторные и полилинейные следования в отображении смысловых связей познаваемого предмета.

Ключевые слова:
логика, топика, смысловая решетка, ячейка симметрии, рассудочный интеллект, разумный интеллект, духовный интеллект, мировоззренческая деятельность, мировоззренческие процессы, функциональные подсистемы, системный анализ, системное моделирование.
Текст

Обобщение статей, опубликованных в журнале «Уровень жизни населения регионов России»: «Логика, топика и системный анализ». №2/2014; «Законы и свойства системы: естественно-научная интерпретация новой методологии — реконструкция таблицы Менделеева». №2/2014; «Законы и свойства системы: естественно-научная интерпретация новой методологии (продолжение)». №3/2014

1. Введение: обзор интерпретаций категории «система»

Какими характеристиками, свойствами, законами описывается категория «система»? На этот вопрос конструктивных ответов нет. Указываются лишь самые общие принципы — целостность, единство, структурность

Термин система (гр. σύστημα) — это целое, составленное из частей; множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом и образующих определенную целостность, единство. Чтобы перейти к свойствам системы и законам системной организации элементов, мы должны раскрыть смысл и характеристики среднего термина.

Элементы — это низшие составляющие. Непосредственно связывать их сразу с высшим и универсальным началом — с системой — неправильно. Необходимо описать части подсистемы, ибо непосредственно в них и входят элементы. Но как входят? Элементы входят не в какие угодно части, а во вполне определенные именно для них части и на определенных условиях. Но эти элементы уже не могут входить в другие части.

Следовательно, чтобы ответить на вопрос о частях мы должны установить основания системной классификации (табл. 1). Чтобы соотнести этим установленным классификацией частям (подсистемам) элементы, мы должны построить полную, исчерпывающую классификацию так, чтобы элементы взаимнооднозначным соответствием связывались с определенными именно для них классами (группами, частями). Вопрос о частях системы как о группах, полностью исчерпывающих эту систему классах, является главным для продвижения к установлению системных свойств и законов.

Список литературы

1. Берталанфи Л. фон. Общая теория систем - критический обзор // Исследования по общей теории систем: Сборник переводов / Общ. ред. и ст. В.Н. Садовского и Э.Г. Юдина. М.: Прогресс, 1969. С. 23-82.

2. Берталанфи Л. фон. История и статус общей теории систем // Системные исследования. М.: Наука, 1973.

3. Сагатовский В.Н. Основы систематизации всеобщих категорий. Томск, 1973.

4. Агошкова Е.Б., Ахлибининский Б.В. Эволюция понятия системы // Вопросы философии. 1998. № 7. С. 170-179.

5. Батоврин В.К. Толковый словарь по системной и программной инженерии. М.: ДМК Пресс, 2012

6. Перегудов Ф.И., Тарасенко Ф.П. Введение в системный анализ. М.: Высшая школа, 1989.

7. Черняк Ю.И. Системный анализ в управлении экономикой. М.: Экономика, 1975.

8. Месарович М., Такахара И. Общая теория систем: математические основы. М.: Мир, 1978.

9. Гринь А.В. Системные принципы организации объективной реальности. М.: Московский государственный университет печати, 2000.

10. Кориков А.М., Павлов С.Н. Теория систем и системный анализ. Томск: Томс. гос. ун-т систем управления и радиоэлектроники, 2008.

11. Бир С. Кибернетика и управление производством. М.: Наука, 1965.

12. Уемов А.И. Системы и системные параметры // Проблемы формального анализа систем. М., 1968.

13. Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем. М., 1978.

14. Уемов А.И. Основы формального аппарата параметрической ОТС // Системные исследования. М., 1984.

15. Уемов А.И. Системный подход к классификации наук и научных исследований. М., 2000.

16. Садовский В.Н. Основания общей теории С., М., 1974.

17. Богданов А.А. Всеобщая организационная наука (тектология). Берлин - Санкт-Петербург, 1922. (Переиздание: В 2-х кн. М.: «Экономика», 1989).

18. Артамонов Г.Н. Теория умственной сферы. М.: ГУУ, 2009.

19. Артамонов Г.Н. Теория интеллекта. М.: ГУУ, 2009.

20. Артамонов Г.Н. Функциональные системы и образования умственной сферы. М.: ГУУ, 2009.

21. Артамонов Г.Н. Логика, топика и системный анализ // Уровень жизни населения регионов России. 2014. № 2. С. 149-166.

22. Артамонов Г.Н. Законы и свойства системы: естественно-научная интерпретация новой методологии - реконструкция таблицы Менделеева // Уровень жизни населения регионов России. 2014. № 2. С. 167-190.

23. Артамонов Г.Н. Законы и свойства системы: естественно-научная интерпретация новой методологии (продолжение) // Уровень жизни населения регионов России. №2. 2014. С. 165-190.

24. Артамонов Г.Н. Психические образования и функциональные системы // Вестник Университета «Социология и управление персоналом». 2007. № 5 (5).

25. Артамонов Г.Н. Интеллект и сознание // Вестник Университета «Социология и управление персоналом». 2007. № 6 (6).

26. Артамонов Г.Н. Низшие и высшие уровни познания // Вестник Университета «Социология и управление персоналом». 2007. № 7 (33).

27. Артамонов Г.Н. Западные теории интеллекта // Вестник Университета «Социология и управление персоналом». 2007. № 9 (35).

28. Артамонов Г.Н. Характер ума // Вестник Университета «Социология и управление персоналом». 2007. №11(37).

29. Артамонов Г.Н. Рассудочный интеллект // Вестник Университета «Социология и управление персоналом». 2008. № 1 (39).

30. Артамонов Г.Н. Умственный нрав // Вестник Университета «Социология и управление персоналом». 2008. № 1 (1).

31. Артамонов Г.Н. Темпераментная атрибуция интеллекта // Вестник Университета «Социология и управление персоналом». 2008. № 2 (2).

32. Артамонов Г.Н. Историко-психологические проблемы исследования проблем рассудочного интеллекта // Вестник Университета «Социология и управление персоналом». 2008. № 3(41).

33. Артамонов Г.Н. Историко-психологические исследования проблем разумного интеллекта // Вестник Университета «Социология и управление персоналом». 2008. № 4 (42).

34. Аристотель. Топика: соч. Т. 2. М.: Мысль, 1978.

35. Теплов Б.М. Избранные труды. В 2-х т. М.: Педагогика, 1997.

36. Мамардашвили М.К., Пятигорский А.М. Символ и сознание. М., 1997.

37. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Софисты, Сократ, Платон. М.: Искусство, 1969. С. 391.

38. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Последние века. Кн. 2. М.: Фолио, 2000.

39. Лосев А.Ф. История Античной Эстетики. Ранний эллинизм. М.: Фолио, 2000. С. 164.

40. Пуанкаре Ж.А. Математическое творчество. М., 1980. С. 303.

41. Гайденко П.П. Научная рациональность и философский разум. М.: Прогресс-Традиция, 2003. С. 21.

42. Трубецкой С.Н. Учение о Логосе в его истории. М.: Фолио, 2000.

43. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1986.

44. Сетров М.И. Степень и высота организации систем // Системные исследования. Ежегодник. М.: Наука, 1969. С.159.

45. Анохин П.К. Узловые вопросы теории функциональных систем. М.: Наука, 1980.

46. Колмогоров А.Н. Теория информации и теория алгоритмов. М.: Наука, 1987.

Войти или Создать
* Забыли пароль?