СТАНОВЛЕНИЕ КАЗАЧЕСТВА КАК НАРОДА И ИНКОПОРИРОВАННОГО СОЦИАЛЬНОГО ИНСТИТУТА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Объект. Социокультурная традиция, уклад, образ жизни казачества, сложившиеся в истории и формирующиеся в процессе возрождения. Предмет исследования. Историко-социологические проблемы этногенеза казачества. Процессы институциализации, групповой интеграции и субкультурного развития донского казачества как наиболее представительной части российского казачьего сообщества. Основная гипотеза. Казачество как иерархически организованное сообщество с устойчивой культурой коллективной деятельности в процессе возрождения должно оказаться частью общества, способной к самоорганизации и самоуправлению. Основные проблемы: суверенность казачьего самоуправления, разрыв поколений и традиции, утрата центральной структуры в укладе жизни, социальная эксклюзия, деформация социального положения, уклада и образа жизни, деформация традиции, инверсия социокультурных смыслов традиции в процессе возрождения (главного и вторичного, высшего и низшего, внутреннего и внешнего), культурная ассимиляция, свертывание системы ценностей. Вторичные проблемы. Проблема идентичности казачества. Субидентификационные элементы. Социокультурные основания самоидентификации. Разделение казачества на русскоцентричный и казакоцентричный этнос. Социокультурные типы современного казачества. Цель. Выявление систематизированной группы проблем, характеризующих отклонение процесса возрождения современного казачества от исторического социокультурного образца, с целью выработки корректирующей стратегии.

Ключевые слова:
этногенез, казачий народ, казачье сословие, институциализация, инкорпорация, коллегиальное учреждение, двусословность, социокультурные барьеры.
Текст

1. Актуальность

Историческое развитие казачества охватывает шесть веков. Наиболее развитые формы казачества сложились в XVII–XIX вв. Зенитом развития оказался конец XIX — начало ХХ в. Казачество территориально распространилось от юга России до пределов Урала, Западной и Восточной Сибири. В ходе исторической институциализации оно восприняло важные государственные функции, что выразилось в формировании казачьих округов и республик.

Казачество имеет яркие особенности исторического этногенеза, уникальную организацию образа и стиля жизни. Среди многих народов России за казачеством закрепились особые функции по отношению к государству, православной вере, Отечеству и гражданскому обществу. В силу этих особых функций казачий народ единственный из народов не только России, но и мира, стал сложным социальным институтом, инкорпорированным в основные институты государства и гражданского общества. В административно-территориальном аспекте казачество имеет две особенности: приграничное размещение и анклавнокомпактную обособленность (11 казачьих войск-обществ от Белоруссии и Украины до Сибири и Дальнего Востока). С момента зарождения казачество сохраняло свободу автономии, специфические формы собственной государственности и первоначально строило свои отношения с Россией как межгосударственные (Посольский приказ). В дальнейшем обрело сословный, а затем двухсословный (казачье дворянство) статус и особые социально-экономические привилегии. Во все периоды оно обнаруживало способность к эффективной самоорганизации и самоуправлению.

Список литературы

1. Казачество // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах. Т. 82. СПб., 1890-1907.

2. Савельев Е.П. Древняя история казачества. М.: Вече, 2007.

3. Российское казачество: государственная служба и кадровая политика / Под ред. Е.Л. Рябовой. М.: Международный издательский центр ЭТНОСОЦИУМ, 2008.

4. Карасёв А. Казаки: народ или социальная структура? // Русский журнал. 20.10.2011.

5. Чичерин Б.Н. Курс государственной науки. Ч. I. M., 1894. С. 3, 161.

6. Макаров В.В. Казачество и власть: путь к очевидному // Казачество как фактор исторического развития России. СПб., 1999. С. 15-17.

7. Водолацкий В.П., Волков Ю.Г., Барков Ф.А., Сериков А.В., Черноус В.В., Черных Е.Ю., Садко Д.О. Аналитический доклад по проекту современной России (на примере Донского казачества). Ростов-на-Дону: Южнороссийский филиал Института социологии Российской академии наук, 2011. http://cossacks.klimovo.org/cossack-creativity/science-fiction/94.html

8. Гордеев A.A. История казаков в 3-х частях. М.: Страстной бульвар, 1991. С. 126.

9. Кокорев А.С. Проблемы общества и государства в социологии Б.Н. Чичерина и М. Вебера // Социологические исследования. 2009. №02. С. 128-135.

10. Weber M. Staatsoziologie. Berlin, 1966. Р. 76.

11. Абросимов Д.В., Рыбаков К.А., Черепанов Е.В., Хамидулин Э.Г. Особенности региональной специфики и самоидентификации современного казачества юга России в процессе модернизации гражданского общества. М.: Информационно- аналитическое агентство «Маркетинг и Консалтинг-МиК».

12. Озеров A.A., Киблицкий A.A. Социальная идентификация донских казаков: первый Круг. Ростов н/Д, 2005.

13. Дробницкий О.Г. Структура морального сознания // Философия. Наука. Культура. М., 2008. С. 248-256.

14. Таболина Т.В. Государство и казаки: опыт взаимодействия // Материалы научно-практической конференции «Казачество в России в XXI веке: место и роль в обществе и государстве», апрель 2001 г. / Ред. В.П. Павлов. Ростов н/Д, 2001.

15. Добреньков В.И. Ценностные ориентиры современной социологии // Социологические исследования. 2009. № 8. С. 108-115.

16. Черепанов Е.В., Черепанова Л.В. Причины раскола казачества Северного Кавказа и факторы, способствующие его объединению // Современные научные исследования и инновации. Август, 2012. http://web.snauka.ru/en/issues/2012/08/16342.

17. Белогорцев В.Н. Способно ли православие выполнять идеологическую функцию? // Социологические исследования. 2009. №11. С. 98-102.

18. Лункин Р.Н. Русские» регионы России: степень православности и политические ориентации // Социологические исследования. 2008. № 4. С. 1-20.

19. Ефанова О.А., Шишова Ж.А. и др. Информационный бюллетень о ходе реализации аналитической программы Министерства регионального развития РФ «Становление и развитие государственной службы российского казачества в 2008-2010 годах // Выпуск № 2. http://www.yaik.ru/forum/showthread.php?t=738.

20. Смирнов Д., протоиерей. Российское казачество. http://www.ruplace.ru/kazachestvo/ rossiyskoekazachestvo.-kratkaya-harakteristika-sovremennogorossiyskogo-kazachestva.html.

21. Дейнекин П.С. Современное казачество: состояние и перспективы // Казачество как фактор исторического развития России. СПб., 1999. С. 21-26.

22. Alexander J.C. The Civil Sphere. New York: Oxford Un-ty Press, 2006. Р. 53-192.

23. Habermas J. The Structural Transformation of the Public Sphere: An Inquiry into a Category of Bourgeois Society. Cambridge: MIT Press. 1991, p. 27.

24. Shklar J. American Citizenship: The Quest for Inclusion. Cambridge. 1991, p. 14.

25. Возьмитель А.А., Осадчая Г.И. Образ жизни: теоретико-методологические основы анализа // Социологические исследования. 2009. № 8. С. 59-65.

26. Мчедлова М.М. Роль религии в современном обществе // Социологические исследования. 2009. № 12. С. 77-84.

27. Быковский В.Н. К вопросу о целях и задачах воспитания в народной педагогике казачества // I общерос. научно-практ. конф. «Казачество как фактор исторического развития». СПб.: Познание, 1999. С. 65.

Войти или Создать
* Забыли пароль?