Россия
В статье сформулирована необходимость проведения оценки уровня сформированности компетенций студентов как ключевого фактора для выпускников и абитуриентов вузов. Предложен алгоритм, позволяющий оценить выпускника как будущего специалиста в определенной профессиональной области. Данный алгоритм позволит получить наиболее объективное представление о возможностях студента и знаниях, полученных им в процессе обучения.
вуз (высшее учебное заведение), алгоритм оценивания, кадровые службы, методы оценки, компетенция, абитуриент, студент.
Оценка компетенций у студентов и абитуриентов, поступающих на различные направления и профили обучения, необходима, поскольку, они не всегда могут определиться в какой профессиональной должности они хотят работать и развиваться. Такой подход позволит не только оценить знания по тому или иному предмету, но и уровень сформированности компетенций, необходимых для работы в выбранной профессиональной должности. Абитуриенты вуза на основе представленных учебных планов, в которых отмечено какие компетенции формируются по определенному профилю обучения, смогут выделить не просто приоритетные направления обучения, но и выделить наиболее важные профессиональные характеристики, в формировании которых они заинтересованы.
По итогу обучения у студента формируется набор компетенций. В данном случае компетенция представляет собой некую профессиональную характеристику, которой должен обладать выпускник для работы в определенной должности. Каждая профессиональная должность представляет собой необходимый начальный набор компетенций, которые уже сформированы у студента по итогу обучения. В процессе обучения по различным направлениям студент приобретает практические, аналитические и научно-педагогические навыки, которые формируются разными дисциплинами и в результате формируют профессиональную направленность. Компетенции сформулированы таким образом, чтобы определить направленность будущего выпускника. Оценивая уровень их сформированности на протяжении обучения, в итоге студент сможет получить не только диплом с оценками по дисциплинам, но и определить свою будущею профессиональную принадлежность, что является ключевым фактором при выборе должности.
1. Байденко В.И. Компетентносный подход к проектированию государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования (методологические и методические вопросы): Методическое пособие. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2005.
2. Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании // Интернет-журнал «Эйдос». 2005. http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-12.html
3. Ефремова Н.Ф. Подходы к оцениванию компетенций студентов первого курса приступающих к освоению основных образовательных программ // Вестник ДГТУ. - 2010. - Т. 10. - № 5(48).
4. Мартынюк О.И., Медведев И.Н, Панькова С.В., Соловьева О.И. Опыт формирования компетентностной модели выпускника педагогического вуза как нормы качества и базы оценки результатов образования (на примере физико-математического факультета): Методическое пособие / Под общей ред. Селезневой Н.А. - М., 2006.
5. http://dcecompetence.zunder.ru/fgos?page=3&course=230400&qualification=1 (дата обращения: 22.02.14)