В статье рассматривается история профильного обучения в России и современные тенденции его развития. Дается развернутый анализ того, как исходно строилась дифференциация профилей, как одновременно с расширением перечня профилей формировалось понятие «индивидуальный профиль». Профильное обучение рассматривается в контексте трех типов образовательных результатов: предметного, метапредметного и личностного. Специальное внимание уделено организационным формам (многофункциональной образовательной организации, предуниверситарию) и организации в них профильного обучения. Приводится технология интеграции профильного обучения и проектных методов в образовании.
профильность, проектирование, профориентация, индивидуализация, деятельность, предуниверситарий, смыслообразование, предметные, метапредметные и личностные результаты.
Каждый человек, хоть однажды в жизни столкнувшись с проблемой профессионального выбора (касалось ли это его лично или своего ребенка), понимает, насколько порой непрост этот выбор. Профессиональное самоопределение личности — длительный, сложный и порой неоднозначный процесс. Его эффективность детерминирована множественностью факторов. Один из них — степень согласованности психологических установок человека и требований последующей профессиональной деятельности. Другой фактор напрямую связан со способностью человека адаптироваться к быстро изменяющимся современным условиям профессиональной жизнедеятельности. Это сложная личностная компетенция. Важную роль играет глубина и уровень подготовки человека к данной профессии. Содержание и качество профильного обучения, позволяющего определить индивидуальный вектор дальнейшей жизнедеятельности школьника — сложная система, выстроенная с учетом потребностей общества, склонностей и интересов ребенка, возможностей и заинтересованностей различных институтов оказывать профориентационные услуги, знанием перспектив развития различных профессиональных сфер.
1. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования / Приказ Министра образования РФ № 2783 от 18.07.2002. - М.: 2002.
2. Алексеев Н.Г. Проектирование условий развития рефлексивного мышления / Докторская диссертация в виде научного доклада. - М.: МПГУ, 2002.
3. Алексеева Л.Н. Проблема самостоятельности и смыслообразование. - Психологическая наука и образование. // 2013. № 1. С. 50-56.
4. Андреев А.А. Педагогика высшей школы. Новый курс - М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2002. - 264 с.ил.
5. Громыко Ю.В. Проектное сознание. - М.: Институт учебника «Paideia», 1997.
6. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения - М., Педагогика, 1986. М., Academia, 2004.
7. Мартынова В.В. Образовательные реформы, их научное обеспечение // Учительская газета, 2013.
8. Новикова Т.Г. Модернизация образования за счет привлечения общественности к управлению школой в зарубежных странах // Журнал руководителя управления образованием. № 3, 2008.
9. Слободчиков В.И. Очерки психологии образования. - Биробиджан, 2005.
10. Щедровицкий Г.П. Проблемы методологии системного исследования. - М., 1964. - 48 с.