Краснодар, Россия
В статье раскрывается авторский подход к разработке паспорта общих компетенций как результату освоения основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования в аспекте реализации новых образовательных стандартов. В ней раскрыты роль и функции паспорта компетенций, анализируются имеющиеся подходы к его проектированию, а также представлен собственный опыт разработки данного паспорта. Паспорт компетенций понимается как обоснованная совокупность требований к уровню сформированности компетенций, которыми должны обладать выпускники вуза после освоения основной образовательной программы; он включает классификацию общих компетенций по целевой направленности, перечень представленных в Федеральных государственных образовательных стандартах среднего профессионального образования третьего поколения общих компетенций, соответствующие им показатели и дисциплины, ориентированные на их формирование.
Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования, компетенции, общие компетенции обучающихся, паспорт общих компетенций.
В настоящее время в отечественном образовании происходят серьезные перемены, затрагивающие его содержание, структуру и цели. Эти перемены направлены на свободное развитие человека, раскрытие и применение его творческого потенциала, развитие самостоятельности обучающихся, адаптивной мобильности будущих специалистов, конкурентоспособности. Сегодня глобальной задачей обеспечения продуктивной адаптации человека в быстро меняющемся мировом пространстве является формирование компетентности как некий социально-интегрированный результат.
В рамках компетентностного подхода (В.И. Байденко, В.А. Болотов, И.А. Зимняя, Г.К. Селевко, Ю.Г. Татур, А.П. Тряпицына, А.В. Хуторской и др.), как правило, определяются следующие виды компетенций: ключевые, базовые и функциональные. В наиболее общем виде содержание ключевых компетенций во многом тождественно содержанию базовых компетенций, которые отражают специфику определенной профессиональной деятельности. Функциональные же компетенции определяют функции, характерных для данной профессии.
Сегодня целевым ориентиром профессионального образования выступает формирование набора общих (общекультурных) и профессиональных компетенций, что обусловлено внедрением в образовательный процесс федеральных государственных образовательных стандартов третьего поколения. Введение ФГОС поставило пред учебными заведениями задачу выявления и детального описания содержания компетенций, формируемых в процессе освоения обучаемыми учебных дисциплин в соответствии с направлением (профилем) подготовки.
В новых образовательных стандартах среднего профессионального образования результаты образования называются «компетенциями». Состав и содержание компетенций определены в соответствии с квалификационными требованиями к выпускнику и делятся бинарной классификацией на общие (для средних профессиональных учебных заведений) или общекультурные (для высших профессиональных учебных заведений) и профессиональные. Общие компетенции носят универсальный характер, применимы в разных производственных и жизненных ситуациях.
1. Азарова Р.Н. Разработка паспорта компетенции: метод. рекомендации для организаторов проектных работ и профессорско-преподавательских коллективов вузов / Р.Н. Азарова, Н.М. Золотарева. - М., 2010. - 52 с.
2. Бегидова С.Н. Классификация общекультурных компетенций бакалавра по направлению подготовки 040400.62 «Социальная работа» как основа реализации компетентностного подхода в образовании / С.Н. Бегидова и др.// Вестник Адыгейского государственного университета. Серия «Педагогика и психология». - 2011. - Вып. 2. - С. 33-40.
3. Зеер Э.Ф. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход: учеб. пособие / Э.Ф. Зеер, A.M. Павлова, Э.Э. Сыманюк. - М., 2005.
4. Подласый И. Педагогика / И. Подласый. - М.: Высшее образование, 2007. - 540 с.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 210723 «Сети связи и системы коммутации» (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 7 апреля 2010 г. № 295). http://www.garant.ru
6. Философский энциклопедический словарь. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 570 с.
7. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования /А.В. Хуторской // Народное образование. - 2003. - № 2. - С. 58-64.