Рассматриваются вопросы взаимодействия государства и бизнеса, обосновывается необходимость формирования единой правовой политики в сфере предпринимательства и государственного воздействия на бизнес. Анализируются межотраслевой характер правового регулирования отношений между государством и бизнесом, правовые средства и формы государственного регулирования экономики, законодательная основа правового регулирования предпринимательской деятельности, соотношение государственного регулирования и саморегулирования, конкретные средства государственного воздействия на экономику.
Взаимосвязь государства и бизнеса, средства правового регулирования экономических отношений, роль государства в регулировании экономических отношений.
Многими исследователями государство ошибочно рассматривается как нечто внешнее по отношению к бизнесу и обществу, в связи с чем происходит постоянное противопоставление государства бизнесу и обществу, и наоборот. В действительности и государство, и бизнес находятся в единой системе координат и их противопоставление, разрыв могут привести лишь к краху экономической системы, с одной стороны, и дестабилизации государства — с другой.
По мнению председателя правления ОАО «Сбербанк» Г. О. Грефа, высказанному на инвестиционном форуме «Россия зовет» (октябрь 2014 г.), главное, что надо сделать для продвижения реформ в сфере экономики, — это радикально повысить качество управления, в том числе государственного, изменить его механизм, и это есть главный рычаг экономических реформ в России.
Бесспорно, в современных условиях существует объективная потребность государственного регулирования экономики, что обусловлено:
а) необходимостью установления макроэкономических пропорций в экономике;
б) необходимостью развития инновационной экономики, предполагающей наличие инвестиционной составляющей;
в) кризисными явлениями в мировой и российской экономике, а также введением санкционного режима в отношении России;
г) наличием социальных обязательств у государства, в том числе в сфере образования;
д) требованиями территориального выравнивания развития России;
е) необходимостью реакции на политические и военные угрозы в отношении России.
Обязанность государства выполнять свои функции прямо закреплена в документах ООН — резолюциях Генеральной ассамблеи ООН и вытекает из Конституции РФ.
Государственная экономическая и правовая политика как основа проведения реформ. Если экономическая политика находит свое закрепление в ежегодных посланиях Президента РФ Федеральному Собранию РФ и других документах, то правовая политика в обобщенном виде не представлена и не закреплена. Есть лишь отдельные документы отраслевого характера, направленные на формирование образа правовой системы, которую мы должны и хотим построить. Правовая политика должна включать цели, задачи, способы, сроки, исполнителей, институты, призванные реализовывать соответствующие цели в сфере рыночной экономики.
В настоящее время формирование правовой политики осуществляется по отраслевому принципу: Общественной палатой РФ подготовлена Концепция уголовно-правовой политики Российской Федерации; распоряжением Правительства РФ от 20 сентября 2012 г. № 1735-р утверждена Концепция федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013—2020 годы» и т. д.
Задача состоит в том, чтобы сформировать целостную, единую правовую политику, в том числе в сфере взаимодействия государства и бизнеса, что не исключает разработки отдельных концепций, правовых политик применительно к тем или иным отраслям права и секторам (сферам) экономики.
1. Губин Е. П. Государственное регулирование рыночной экономики и предпринимательства: правовые проблемы. М., 2006.
2. Егорова М. А. Обязательное саморегулирование как институт частного права // Предпринимательское право. 2014. № 4.
3. Ершова И. В. Саморегулирование предпринимательской и профессиональной деятельности // Право и бизнес. Приложение к журналу «Предпринимательское право». 2014. № 3.
4. Кодачигов В. Минкомсвязи предлагает минимизировать участие государства в регулировании качества сотовой связи // Ведомости. 2014. 9 июня.
5. Кузьмин В. Активы для бюджета // Российская газета. 2014. 18 февр.
6. Курбатов А. Я. Обеспечение сочетания частноправового и публично-правового регулирования - основная задача предпринимательского права на современном этапе // Государство и право на рубеже веков. М., 2001.
7. Петров Д. А. К вопросу о публично-правовой природе деятельности членов саморегулируемых организаций // Гражданское право. 2013. № 1.
8. Правовые основы государственной поддержки бизнеса / отв. ред. Г. Л. Знаменский. Донецк, 2011.