Abstract and keywords
Abstract (English):
The article deals with the issues of cooperation between state and business, necessity to form a unified policy in the sphere of entrepreneurship and state influence on the business, inter-branch nature of legal regulation of relations between state and business, legal means and forms of state regulation of economy, legislative basis of legal regulation of business activities, correlation of state regulation and self-regulation, concrete means of state influence upon economy. The government’s role in the process of regulation of economic relationships cannot be reduced to the function of an external regulator and controller. Developing a comprehensive and long-term concept of legal support to the current economic reforms can be considered as the strategic target and tool of legal regulation of economic relationships.

Keywords:
Interrelation of the government and the business, tools of legal regulation of economic relationships, the government’s role in regulation of economic relationships.
Text

Многими исследователями государство ошибочно рассматривается как нечто внешнее по отношению к бизнесу и обществу, в связи с чем происходит постоянное противопоставление государства бизнесу и обществу, и наоборот. В действительности и государство, и бизнес находятся в единой системе координат и их противопоставление, разрыв могут привести лишь к краху экономической системы, с одной стороны, и дестабилизации государства — с другой. 

По мнению председателя правления ОАО «Сбербанк» Г. О. Грефа, высказанному на инвестиционном форуме «Россия зовет» (октябрь 2014 г.), главное, что надо сделать для продвижения реформ в сфере экономики, — это радикально повысить качество управления, в том числе государственного, изменить его механизм, и это есть главный рычаг экономических реформ в России.

Бесспорно, в современных условиях существует объективная потребность государственного регулирования экономики, что обусловлено:

а) необходимостью установления макроэкономических пропорций в экономике;

б) необходимостью развития инновационной экономики, предполагающей наличие инвестиционной составляющей;

в) кризисными явлениями в мировой и российской экономике, а также введением санкционного режима в отношении России;

г) наличием социальных обязательств у государства, в том числе в сфере образования;

д) требованиями территориального выравнивания развития России;

е) необходимостью реакции на политические и военные угрозы в отношении России.

Обязанность государства выполнять свои функции прямо закреплена в документах ООН — резолюциях Генеральной ассамблеи ООН и вытекает из Конституции РФ.

Государственная экономическая и правовая политика как основа проведения реформ. Если экономическая политика находит свое закрепление в ежегодных посланиях Президента РФ Федеральному Собранию РФ и других документах, то правовая политика в обобщенном виде не представлена и не закреплена. Есть лишь отдельные документы отраслевого характера, направленные на формирование образа правовой системы, которую мы должны и хотим построить. Правовая политика должна включать цели, задачи, способы, сроки, исполнителей, институты, призванные реализовывать соответствующие цели в сфере рыночной экономики.

В настоящее время формирование правовой политики осуществляется по отраслевому принципу: Общественной палатой РФ подготовлена Концепция уголовно-правовой политики Российской Федерации; распоряжением Правительства РФ от 20 сентября 2012 г. № 1735-р утверждена Концепция федеральной целевой программы «Развитие судебной системы России на 2013—2020 годы» и т. д. 

Задача состоит в том, чтобы сформировать целостную, единую правовую политику, в том числе в сфере взаимодействия государства и бизнеса, что не исключает разработки отдельных концепций, правовых политик применительно к тем или иным отраслям права и секторам (сферам) экономики.

References

1. Gubin E. P. Gosudarstvennoe regulirovanie rynochnoy ekonomiki i predprinimatel´stva: pravovye problemy. M., 2006.

2. Egorova M. A. Obyazatel´noe samoregulirovanie kak institut chastnogo prava. Predprinimatel´skoe pravo. 2014. № 4.

3. Ershova I. V. Samoregulirovanie predprinimatel´skoy i professional´noy deyatel´nosti. Pravo i biznes. Prilozhenie k zhurnalu «Predprinimatel´skoe pravo». 2014. № 3.

4. Kodachigov V. Minkomsvyazi predlagaet minimizirovat´ uchastie gosudarstva v regulirovanii kachestva sotovoy svyazi. Vedomosti. 2014. 9 iyunya.

5. Kuz´min V. Aktivy dlya byudzheta. Rossiyskaya gazeta. 2014. 18 fevr.

6. Kurbatov A. Ya. Obespechenie sochetaniya chastnopravovogo i publichno-pravovogo regulirovaniya - osnovnaya zadacha predprinimatel´skogo prava na sovremennom etape. Gosudarstvo i pravo na rubezhe vekov. M., 2001.

7. Petrov D. A. K voprosu o publichno-pravovoy prirode deyatel´nosti chlenov samoreguliruemykh organizatsiy. Grazhdanskoe pravo. 2013. № 1.

8. Pravovye osnovy gosudarstvennoy podderzhki biznesa / otv. red. G. L. Znamenskiy. Donetsk, 2011.

Login or Create
* Forgot password?