Красноярск, Красноярский край, Россия
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
аспирант
Философия исторически складывалась, прежде всего, как социально-педагогическое предприятие, не столько размышления одиночек, сколько институциональная наставническая деятельность, технология формирования человека определенного типа. С другой стороны, и педагогика в основе своей была и остается философским поиском, над которым лишь надстраиваются те или иные эдукативные технологии. Наблюдается глубокое взаимопроникновение между сферой философской мысли и сферой образования: формы приобщения к философской мысли оказывают существенное воздействие на содержание философской теории. Поэтому научно-философская рефлексия над глобальными проблемами современности неотрывна от образовательного процесса, в рамках которого эти проблемы конструируются как на уровне профессионального сознания, так и на уровне сознания массового. В этой связи, авторы фокусируют внимание не на привычных политических или экологических аспектах предмета, а на месте глобальных проблем как феномена человеческого бытия в структуре жизненного мира. Обращение к жизненному миру – одному из центральных понятий феноменологии – позволяет преодолеть разрыв между объективно-научной картиной природы (включая социум) и ее проживанием в нашем сознании, то есть собственно человеческим бытием (постараемся избежать термина «субъективность»). Этот разрыв, очевидно, служит одной из причин неэффективности экологической практики на протяжении последних ста лет. Авторами использовались феноменологический метод, логический анализ, интервьюирование и опросы, методы гуманитарной экспертизы образовательного проекта. Исследование включало обоснование феноменологического подхода к проблеме (В.В. Минеев), конкретизацию исходной философской концепции и проведение эмпирических изысканий, включая анкетирование, опросы и интервью (Н.А. Попкова), а также психолого-педагогическую экспертизу, оценку применимости подхода на практике (С.И. Артемьева). В данном материале представлена лишь часть полученных результатов. Показано, что жизненный мир человека может рассматриваться в качестве основания единства глобальных проблем, которые выражают один из глубинных феноменов бытия-в-мире – бытие-к-смерти. В современную эпоху трансформацию претерпевают все элементы структуры жизненного мира, и задача образования заключается в том, чтобы способствовать сохранению сознания личной ответственности за решение общечеловеческих проблем, за само бытие.
глобальные проблемы, жизненный мир, бытие-в-мире, витальные ценности, феноменология
1. Андреев А.Н., Артемьева С.И. Гуманитарный подход как научная проблема // Прикладная психология и педагогика. - Т.5 - № 3. - 2020. - С. 28-38. https://doi.org/10.12737/2500-0543-2020-28-38. - [Электронный ресурс]: Режим доступа: https://naukaru.ru/ru/nauka/issue/2289/view; https://elibrary.ru/item.asp?id=43116047
2. Глобалистика как область научных исследований и сфера преподавания. Специальный выпуск [Электронный ресурс]: сб. науч. тр. / под ред. И.И. Абылгазиева, И.В. Ильина. - Электрон.дан. - М.: МГУ имени М.В.Ломоносова, 2014. - 368 с. - ЭБС Лань. - Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/96166.
3. Глобальное образование: идеи, концепции, перспективы: учеб. пособие / авт.-сост. И.Ю. Алексашина. - СПб.: Крисмас+, 1995. - 104 с. 4. Глобальное образование: проблемы и решения: дайджест / авт.-сост. И.Ю. Алексашина. - СПб.: СпецЛит, 2002. - 237 с.
4. Государственная Программа Глобальное Образование. Официальный сайт. - Режим доступа: http://educationglobal.ru/
5. Мещерякова И. Н. Интеграция экологического образования [Электронный ресурс]: учеб. пособие / И. Н. Мещерякова. - Электрон. дан. - М: Флинта, 2014. - 88 с. - ЭБС Айбукс. - Режим доступа: https://ibooks.ru/product. php?productid=344693.
6. Ильин И.В. Эволюционная глобалистика (концепция эволюции глобальных процессов) [Электронный ресурс]: монография / И.В. Ильин, А.Д. Урсул. - Электрон.дан. - М.: МГУ имени М.В. Ломоносова, 2009. - 192 с. - ЭБС Лань. - Режим доступа: https://e.lanbook.com/book/96234.
7. Идеи космизма - педагогике и образованию: культура - устой эволюции: материалы науч.-пед. конф. Екатеринбург. 23-24 ноября 2012 г. / науч. ред. О.А. Уроженко. - Екатеринбург: Изд-во Уральского университета, 2013. - 278 с.
8. Шишов С.Е. О роли социально-педагогического проекта в формировании мировоззрения современной студенческой молодежи // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2017. Т. 6. № 3. С. 3-6.
9. Шафажинская Н.Е., Шишов С.Е. Философское осмысление свободы и ответственности в контексте педагогической деятельности: К ХХVII Международным Рождественским образовательным чтениям - 2019 // Научные исследования и разработки. Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2019. Т. 8. № 1. - С. 61-65.
10. Минеев В.В. Феноменология как стратегия сопротивления медикализаторским установкам //НИР. Социально-гуманитарные исследования и технологии. 2017. № 3. - С.54-60.
11. Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Введение в феноменологическую философию. М.: Наука, 2013. - 494 с.
12. Тимощук Е.А. Феноменология в современном образовании // Философская мысль. 2018. № 8. - С.67-72. DOI:https://doi.org/10.25136/2409-8728.2018.8.24368
13. Плеханов Е.А. Феноменология образования: эпистемологические аспекты // Эпистемология и философия науки. 2009. № 2 (20). - С.58-61.
14. Зелеева В.П. Педагогическая феноменология: возвращение и новые смыслы // Образование и саморазвитие. 2010. № 5. С.56-61.
15. Куренкова Р.А. Феноменология образования: современный диалог философии и педагогики // Профессиональное образование в современном мире. 2012. № 1. - С.43-49.