ПРОФЕССИОНАЛИЗМ В МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЯХ В ОРГАНАХ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена одной из актуальных проблем этнопсихологии — предпосылок достижения профессионализма в управлении многонациональным коллективом в органах внутренних дел. На материалах теоретического анализа и эмпирических исследований анализируются этнопсихологические феномены в контексте психологии управления, изучаются механизмы их функционирования. Изучение проблем этнической психологии, в частности, психологии управления, в настоящее время важно для достижения эффективности практической деятельности сотрудников. В свою очередь, изучение этнопсихологических особенностей сотрудников расширяет научное представление о личности, позволяет раскрыть характерные закономерности социальной детерминированности и исторической изменчивости психики людей. В условиях сложно изменяющегося современного общества проблема способности профессионально управлять многонациональным коллективом в органах внутренних дел встает с особенной остротой. Достижение высокого уровня результативности оперативно-служебной деятельности возможно при эффективном управлении, осуществляемом руководителями всех уровней. Учет этнопсихологических феноменов, которые проявляются как на уровне индивидуальных характеристик индивидов, так и на уровне групп, которые влияют на групповую динамику служебных коллективов и на деятельность в целом - является очень актуальной в современное время.

Ключевые слова:
этнопсихология, управление, коллектив, авто-гетеростереотипы, культура, профессионализм, деятельность, межнациональные отношения, сплоченность, терпимость
Текст

Современное общество подвержено бурным изменениям, связанным с его экономической, политической перестройкой. Эти изменения сопровождаются взаимопроникновением культур, традиций и стилей жизни этнических групп, включенных в эти взаимоотношения. С одной стороны, это может приводить к лучшему пониманию этнопсихологических особенностей, с другой стороны, вызывать конфликты и споры. Как следствие возникают вопросы о наличии этнопсихологической специфики в содержании обыденного сознания отдельного человека [14, 18 и др.].  

Мысль о том, что люди по-разному «видят мир» не нова. Как правило, призмой, через которую преломляется индивидуальное сознание, создавая свою индивидуальность и своеобразие, может служить родной язык, культура, особенности национального самосознания и другие факторы.

Роль этнопсихологического фактора в психологии управления может быть проиллюстрирована высказываниями Г. Хофстеде: «Неодинаковость национальных культур относятся прежде всего, на решении организационных проблем, во-вторых, на степени применимости управленческих теорий в различных странах» [23].

Сложность анализа и разработка практических рекомендаций при этом, как отмечает Е.Н. Резников, заключается в том, что одни и те же этнопсихологические характеристики (эгоцентризм, индивидуализм-коллективизм, принятие решений в условиях неопределенности и другие), часто входят в различные управленческие составляющие управленческого процесса: субъект, объект и процесс управления [15]. Наряду с психологией управления стало самостоятельно формироваться новое практическое направление «Этнопсихологические проблемы работы с персоналом». Данное направление возникло на стыке «Управления персоналом в организациях», «Управление поведением на фирмах», «Основы кадрового менеджмента» [1]

Проблема использования этнопсихологического подхода в научной и практической плоскости никогда не ставилась, а профессионалы в этой области никогда и никем не готовились. Дискомфортность в межнациональных отношениях не принято выставлять наружу, считается, что выискивать ее — значит искусственно ее стимулировать. Считается, что руководитель или просто специалист, живущий и работающий в многонациональном регионе, постоянно вступающий в контакты с представителями других этнических общностей, через какой-то промежуток времени так или иначе получает определенные навыки и умения регулирования взаимоотношений с ними.

Между тем, представитель той или иной этнической общности выступает не просто выразителем каких-то отдельных характеристик своего народа, а человеком, выражающим более широкий спектр системного реагирования его нации на окружающую действительность и другие этносы, реализующим себя уже в понятии межнациональных отношений. В этой связи более грамотной и методологически верной является точка зрения, высказанная П. Н. Шихиревым в его концепции предмета социальной психологии. Согласно этой точке зрения, «социальная система для социальной психологии есть система отношений социальных субъектов — индивидуальных и коллективных — друг с другом, друг к другу и к действительности [21].

Профессионалом в межнациональных отношениях может быть специалист, который не только достаточно успешно организует и регулирует общение представителей различных этнических общностей на основе знаний их своеобразных психологических особенностей, но и хорошо разбирается в идейно-психологических ценностях людей разных этносов, их национальной идеологии и социальных стереотипах поведения и деятельности, а также использует эти знания в общих интересах и способен не допустить или погасить, если они возникли, межнациональные конфликты, межнациональную рознь и непонимание [8, 11, 13, 16 20 и др.].

Именно в коллективах проявляются национальные особенности, традиции, нормы поведения людей, во многом влияющие на межличностные отношения. Коллектив — высшая форма развития малой группы, в которой ее представители объединены единством общих целей и задач совместной деятельности, строгой организацией труда и сплоченностью. Многонациональный коллектив, обладая всеми важнейшими характеристиками развитой группы, требует особого внимания со стороны руководителя и с точки зрения регулирования существующих в нем взаимоотношений между представителями различных этнических общностей [3, 6, 10, 12, 17, 19, 22 и др.].

В настоящее время большинство руководителей разного уровня в ОВД оказываются практически беспомощными, сталкиваясь с социально-психологическими явлениями, возникающими в многонациональном коллективе. В многонациональном коллективе может быть несколько микрогрупп. Их члены реагируют на однотипные воспитательные воздействия по-разному, определяя функционирование различных общеколлективных социальных и морально-психологических ценностей, например общественного мнения, групповых настроений, традиций и т.д. Приоритетное значение приобретает знание руководителем, сущности этнопсихологических процессов, происходящих в коллективе, умение учитывать закономерности их проявления. Необходимы также и практические навыки использования этих процессов в интересах сплочения коллектива. Следует отметить, что представители различных национальных общностей по-своему воспринимают стиль поведения руководителя [9, с. 55].

Управление многонациональным коллективом требует от руководителей ОВД разных уровней соответствующих знаний и навыков, позволяющих обоснованно формировать высокий уровень организационной культуры, направленный на развитие духа подразделения и эффективных коммуникаций во благо всех заинтересованных сторон и, тем самым, на рост благосостояния народов.

Работа с личным составом предполагает огромную работу по созданию особой культуры взаимодействия индивидов и групп, особенно в области принятия решений, разрешения конфликтов, развития коммуникаций, развития доверия и обеспечения большей информированности сотрудников о целях и деятельности организации.  При принятии управленческих решений руководитель полиэтнического коллектива должен осознавать свои собственные национальные гетеростереотипы и автостереотипы, обнаружить в себе национальные предрассудки если они есть. Стараться расширять информацию о положительных для достижения целей ОВД этнопсихологических особенностях представителей разных народов нашей страны и зарубежных стран.

Задачей такой работы является создание единой организационной культуры управления, которая определяет эффективность деятельности ОВД в целом. Ю.Д. Красовский, предлагающий ресурсную концепцию управления, считает, что поведенческий подход имеет большой потенциал: огромные ресурсы управления скрываются в неиспользованных человеческих возможностях [7]. Современные руководители и управляющие, как подчеркивает Т.Ю. Базаров, рассматривают культуру своей организации как мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать все подразделения и отдельных лиц на общие цели, мобилизовать инициативу работников и облегчать конструктивное общение между ними [2].

Следует отметить, что изменение в поведении могут привести к изменениям в культуре, и наоборот. А.Н. Занковский описывает модель трех возможных вариантов сочетания изменений в поведении и культуре [5].

В случае первого сочетания происходят изменения в культуре без изменений в поведении. В этом случае работники могут изменить одно или несколько верований или ценностей, но при этом они не способны изменить свое соответствующее поведение.

Второе сочетание — это изменение в поведении без изменения в культуре. В этом случае один или более членов организации, а может быть, даже группа работников могут быть убеждены в том, что организационные изменения должны произойти, хотя при этом отдельные работники могут не хотеть этого. В зависимости от статуса и влиятельности сторонников изменений в организации преобразования могут происходить успешно.

Третье сочетание — изменения происходят и в области поведения, и в области культуры. Это ситуация постоянных изменений в том смысле, что люди по-настоящему и искренне ценят то, что они по-новому делают свою работу. Устойчивость изменений в этом случае обеспечивается тем, что обе стороны (поведение и культура) взаимно усиливают и поддерживают друг друга. Это, в свою очередь, усиливает внутреннее удовлетворение в силу того, что люди действительно все больше верят в изменения и ценят их, меняя свое поведение и дальше. Известно, что многие творческие группы и организации в науке, образовании и искусстве, функционирующие на свободной коммерческой основе, во многом добились своих успехов в силу именно вышеприведенных обстоятельств, поверив в свои способности делать дело по-новому и достигнув для себя внутреннего согласия с этим через принятие новой культуры [5].

Поэтому, когда мы говорим о профессионализме именно в межнациональных отношениях, то с ним мы связываем максимальное развитие самых разнообразных способностей, глубокие и широкие знания не только в той области деятельности, в которой этот профессионализм проявляется, но и об особенностях общечеловеческого взаимодействия, культуры межнациональных отношений, закономерностей трудового общения между представителями различных этнических общностей. Структура и содержание форм проявления профессионализма в межнациональных отношениях чрезвычайно сложны и многообразны. Их основу составляют:

- постоянно присутствующая предрасположенность человека к работе с представителями других этнических общностей;

- сформированные интересы и стремление находить удовлетворение от процесса взаимоотношений с ними.

Реализация этих знаний на практике позволит руководителю органов внутренних дел:

- более эффективно претворять в жизнь идеи гуманизма и равенства людей всех народов и народностей в их повседневной жизни и деятельности;

- предвидеть социальные последствия определенных процессов в обществе, их позитивные или негативные стороны, влияющие на характер взаимоотношений представителей этнических общностей;

- находить на основе совместных усилий, кооперации интеллектуальных и социальных сил всех народов реальные и надежные пути для подлинного сотрудничества, безболезненного решения спорных вопросов, предотвращения напряженности и конфликтов в межнациональных отношениях.

Межличностный уровень проявления профессионализма в межнациональных отношениях требует формирования таких навыков, умений и качеств личности, которые:

- обеспечивают преодоление различных трудностей во взаимодействии и общении представителей различных этнических общностей;

- обусловливают готовность корректно, отзывчиво и грамотно откликаться на запросы, поведение и переживания людей другой национальности;

- дают возможность по отношению к каждому из них выбирать такие способы обращения, контакта, участия, которые, не расходясь с требованиями общечеловеческой морали, в то же время наибольшим образом отвечали бы их индивидуальным этническим особенностям;

- позволяют создавать благоприятную психологическую атмосферу, необходимую для эффективного межнационального общения и достижения положительных результатов в совместной деятельности.

Для того чтобы достигать поставленных целей, руководитель многонационального коллектива должен иметь твердые знания:

-  этнопсихологических и других особенностей представителей различных этнических общностей;

- форм и способов их поведения и действий в различных стандартных ситуациях межнациональных отношений, общения и взаимодействия;

- традиций и стереотипов восприятия людей тех или иных народов представителями других национальностей; языка объектов межнационального общения; своеобразия функционирования национального самосознания, которое существенно влияет на восприятие воздействий со стороны представителей других этнических общностей;

- антипатий или непонимания представителей тех или иных народов, и условий, при которых они возникают и наиболее характерно проявляются [4].

Эти характеристики должны дополняться глубокими и широкими знаниями в области межнациональных отношений и нестандартным владением умениями, необходимыми для успешного выполнения специалистом тех сложных задач, которые перед ним стоят. Но в любом случае это должен быть человек с многосторонне развитыми и специфически проявляющимися чертами характера и направленности личности, ориентированными на постоянное, кропотливое и нестандартное общение и взаимодействие с представителями разных национальностей. Социально-психологические исследования свидетельствуют, что такие люди обычно проживают в многонациональных регионах России, где чрезвычайно многолика этническая среда обитания, а практика повседневного многофункционального сотрудничества со всеми категориями иноэтнического населения с детства входит в их плоть и кровь, не вызывает внутренней напряженности и противодействия.

Объединяющими составляющими профессионализма в межнациональных отношениях являются:

- этнопсихологическая компетентность;

- готовность к преодолению трудностей в коммуникативном взаимодействии с представителями различных этнических общностей;

- адаптационные возможности во взаимоотношениях с людьми другой национальности; культура межнационального взаимодействия.

Сегодняшний опыт развития этнических процессов во многих регионах нашей страны свидетельствует, что иногда приходится сталкиваться с националистическими проявлениями самосознания, предубеждениями, негативным и даже агрессивным отношением представителей тех или иных этнических общностей, их самолюбивым и часто вызывающим поведением, отчуждением, неприязнью и непониманием. В связи с этим от любого человека, а от руководителя ОВД тем более, требуются большая выдержка, внешне спокойное и нейтральное реагирование на факты подобных рецидивов, умение достойно и с чистой совестью выходить из конфликтных ситуаций, не таить зла и обиды, кропотливо и всесторонне выяснять причины всего этого, делать правильные выводы из критических ситуаций и на этой основе совершенствовать свою деятельность, направленную на установление и поддержание дружеской атмосферы и тесного сотрудничества, отвечающих интересам всех представителей этнического взаимодействия, если даже кто-либо из них не осознает этого в данный момент.

Список литературы

1. Андреева Г.М. Социальная психология. М. 2001. - 290 с.

2. Базаров Т. Ю. Психология управления персоналом : учебник и практикум. М. 2019. - 381 с.

3. Белянкина В.А. Этнопсихологические особенности личности курсантов образовательных учреждений МВД России и их учет в психологическом обеспечении учебно-воспитательного процесса : дис. … канд. психол. наук : 19.00.06- СПб., 2012. - 220 с.

4. Бойко З.В. Этнические стереотипы в межкультурном взаимодействии // Проблемы современного образования: Межвузовский сборник научных трудов. М. 2006. - 40 с.

5. Занковский А.Н. Психология организационного лидерства: в поисках корпоративной синергии. Монография. - М., 2015. - 360 с.

6. Кочетков В.В. Психология межкультурных различий. М. 2002. - 416 с.

7. Красовский Ю. Д. Консалт-диа гностика управленческих отношений фирмы. М. 2013. - 232 c.

8. Крысько В.Г. Этническая психология: Учебное пособие - М.: Academia, 2009. - 480с.

9. Лебедева Н.М. Этнопсихология: учебник и практикум для академического бакалавриата - Люберцы. 2016. - 491 c.

10. Мальцева Т.В., Сепиашвили Е.Н. Этнопсихологические знания в образовательной среде юридического вуза // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Юриспруденция. 2015. № 5. С. 20-22.

11. Мандель Б.Р Этнопсихология: учеб. пособие. - М. 2014. - 178 c.

12. Налчаджян А. А. Этнопсихологическая самозащита и агрессия. - Ереван. 2001. - 180с.

13. Овсянико-Куликовский Д.Н. Психология национальности. - СПб: Изд-во «Время», 1922. - 40 с.

14. Потебня А.А. Символ и миф в народной культуре. - М.: Лабиринт, 2000. - 479 с.

15. Резников Е.Н.. Психология этнического общения. М. 2019. - 159 с.

16. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М. 1998. - 111 с.

17. Сухарев А.В., Сухарев М.В. Психология народов и наций. -Симферополь, 1997. - 188 с.

18. Тишков В.А. Реквием по этносу. Исследования по социально-культурной антропологии. - М. 2003. - 235 с.

19. Трансформация идентификационных структур в современной России / Под ред. Т.Г. Стефаненко. - М. 2001 - 276 с.

20. Шибутани Т. Социальная психология. - Ростов н/Д.: Феникс, 1999. - 544 с.

21. Шихирев П. Н. Современная социальная психология : Учеб. пособие М. 1999. - 447 с.

22. Юм Д. О национальных характерах. СПб., 1999. - 130 с.

23. Hofstede G. Culture’s Consequences. International Differences in Work-Related Values. SAGE Publications. 1980. - 438 p.

Рецензии
1. Профессионализм в межнациональных отношениях в органах внутренних дел Авторы: Мальцева Татьяна Вячеславна


Войти или Создать
* Забыли пароль?